Палеонтолог-любитель думал, что останки принадлежат мамонту, но специалисты полагают, что это кости шерстистого носорога, обитавшего на Земле более десяти тысяч лет назад
Сегодня в Барановке Шишакского района Полтавской области, наверное, нет человека более знаменитого, чем Михаил Иванович Чапля. С тех пор как прошла молва о том, что он нашел кости мамонта, к нему зачастили музейные работники. И хотя научное заключение о ценности находки еще не сделано, практически никто не сомневается, что приподнят глубинный пласт истории. Более того, местные ученые полагают, что обнаруженные кости могут принадлежать шерстистому носорогу, останки которых встречаются раз в 10 реже, чем захоронения мамонтов.
Энергичный, радушный пенсионер с чувством юмора приглашает нас в гостиную. Его жена -- такая же добрая и «щирая» украиночка -- все сокрушается, что я не предупредила о своем приезде, она тогда и борщичку приготовила бы, и галушечек
-- Ох, ругала ж я Мишу первое время за эти кости, -- рассказывает Ольга Васильевна, ставя на стол тарелки с теплыми пирожками с капустой, маринованными опятами, консервированным сладким перцем, тушеной свининой и свежим салом. -- «Мало, -- говорила я ему, -- всякого хлама ты домой уже наносил! Выброшу, они мне не нужны». Вы же сами видели, сколько на кухне железа лежит -- это старые запчасти к трактору. Муж у меня мастер на все руки, сам собрал недавно трактор, чтобы обрабатывать собственные два гектара земли. Но ведь одну подходящую деталь приходилось собирать из нескольких списанных или выброшенных кем-то за ненадобностью. «Дедушка у нас, как сорока, -- шутит внучка Юля. -- Подбирает все, что блестит». То гнездо ремеза принесет домой, то шкуру змеи Ну, а эти кости меня, как говорит молодежь, достали. Тут надо картошку сносить в погреб, возле коровы хлопотать, кур загонять, а Миша, только вечер наступит, -- лопату и лестницу в коляску мотоцикла, Юлю сажает позади себя -- и на глиняный карьер.
-- Ну, это ж недолго было, Оля, -- оправдывается Михаил Иванович. -- Всего два вечера. Не мог я внучке отказать. Как только рассказал, что обнаружил в карьере кости мамонта, она мне покоя не давала: «Когда уже поедем?». Дождались, пока солнышко село, чтобы люди поменьше на нас внимание обращали
-- А почему вы решили, что это именно кости мамонта?
-- Когда я еще пацаном был, лет так пятьдесят назад, кто-то из ребят на речке Псел нашел какую-то большую кость. Говорили, будто бы бивень мамонта. У нас тогда ГЭС на речке стояла, вода в ней то поднималась, то опускалась и много чего вымывала из земли. Это сейчас берега позарастали камышом. А куда тот бивень подевался, не знаю.
Михаил Иванович, бывший колхозный электрик, по натуре своей человек очень щепетильный, внимательный. И к тому, мимо чего другие проходят и не замечают, он обязательно должен приглядеться, а то и пощупать. Уже несколько десятков лет после того, как в каньоне прорыли дорогу, люди берут там глину. С каждым годом пласт приблизительно метровой толщины обрушивается, потому что его все время подкапывают строители и вымывают дожди. И вот оголились среди толщи скалы многовековые кости. Все проходили мимо, вряд ли кто-то поднимал голову так высоко.
-- Я -- пасечник, поэтому всегда, когда пасу коров в яру, затыкаю норы юрков, которые гнездятся в глине, чтобы не плодились -- они же пчел едят, -- продолжает Михаил Чапля. -- В тот день я заметил в каньоне несколько таких нор и решил добраться до них. Но как только подошел ближе, увидел что-то белое, торчащее из глины. Было понятно, что это большие кости, и захоронены они там давно -- снизу была материковая глина, над ней, пальца на два, щебень, а сверху -- вековые наслоения грунта. Но к костям в отвесной скале нельзя было дотянуться ни снизу, ни сверху.
Пришлось Михаилу Ивановичу везти из дому небольшую лестницу.
-- Как я ни осторожничал, но отдельные кости буквально рассыпались от малейшего прикосновения, -- вспоминает мой собеседник. -- Тем не менее, много было и крепких -- я подавал их внучке, а она аккуратно складывала в ведро. В первый вечер привезли домой в основном осколки черепа, судя по всему, лобной части, и кусок бивня или рога. От других костей он отличается более темной окраской. Позже я откопал еще несколько небольших ровных костей скелета и челюсть с массивными зубами, на которых сохранилась даже эмаль.
-- Гордясь, что мы с дедушкой откопали остатки мамонта, на следующий день я понесла кусочек челюсти в школу, чтобы показать одноклассникам и учителям, -- говорит одиннадцатилетняя Юля, внучка Михаила Ивановича. -- Особого восторга у взрослых это не вызвало. «Зубы молодого бычка» -- такой вывод сделала одна учительница.
Месяца три Михаил Чапля молчал о своей находке. Просто не знал, кого бы она могла заинтересовать. А внучка не давала покоя: «Давай отвезем в Полтавский краеведческий музей». И Михаил Иванович решил, что прихватит с собой образцы костей, когда будет проходить медкомиссию в областной больнице по поводу перенесенного несколько лет назад инсульта. Но встретиться со сведущими людьми получилось раньше.
-- Я участвовал на выборах в районную раду и вел агитацию, -- рассказал нам учитель истории, правоведения и экономики Шишакской областной гимназии-интерната для одаренных детей Сергей Соловей. -- Сразу скажу, выборы я проиграл, зато сделал сенсационное открытие, относящееся к периоду палеолита. Когда Михаил Иванович узнал, что я историк, вынес мне из гаража фрагменты костей, которые хранит в огромной корзине. Я понял, что находка вызовет огромный интерес палеонтологов. Останкам животного, как минимум, десять тысяч лет. Скорее всего, они принадлежали шерстистому носорогу или другому какому-нибудь древнему жвачному животному.
Сергей Соловей сообщил о находке в Опошнянский Национальный музей-заповедник украинского гончарства и в редакцию районной газеты. И в Барановку зачастили гости.
-- Я сама уже увлеклась историей, и когда приезжают посмотреть на кости, а Миши нет дома, вожу людей к месту находки. Это так интересно! -- восторженно говорит Ольга Васильевна.
Ученые пока не сделали заключения о шишакской находке. Младший научный работник Опошнянского Национального музея-заповедника украинского гончарства Анатолий Гейко, смотревший кости, считает, что это не мамонт. Скорее всего, тоже шерстистый носорог, живший в одно время с мамонтами, а, может, бизон, зубр или другое животное раннескифского периода. К сожалению, по одной кости, которую научный сотрудник взял под расписку, чтобы передать ее специалистам, нельзя сказать, какому именно животному она принадлежала.
А в Полтавском краеведческом музее, куда я обратилась за консультацией, мне довелось услышать и вовсе невероятное. Мол, кости эти были найдены очень давно другим человеком, который затем закопал их в укромном месте «до лучших времен», и вот только сейчас их обнаружили. Их нынешний владелец, возможно, хотел бы заработать на них, однако его расчет неверный -- за эту находку компенсация не полагается. Но, в любом случае, с наступлением тепла в каньон прибудет археологическая экспедиция, которая и расставит все точки над «i». По предварительным выводам, здесь более десяти тысяч лет назад существовала палеолитическая стоянка.
Заведующая отделом природы Полтавского краеведческого музея Светлана Кигим сообщила, что на территории области зарегистрировано 20 находок останков шерстистого носорога, из них только два уцелевших черепа, в то время как кости мамонта -- наиболее часто находимые из останков, относящихся к ледниковому периоду. (По территории западной части современного Шишакского района проходила граница ледника, двигавшегося с севера по долине Днепра). Именно в Полтавской губернии (сейчас это село Кулешовка Недригайловского района Сумской области) еще в 1841 году впервые в мире был сооружен памятник мамонту на месте находки костей. Примечательно, что ни один рог носорога, достигавший метровой длины, до наших времен не сохранился. Дело в том, что он состоял как бы из спрессованного волоса и очень быстро разлагался. На самом деле, как доказали эксперименты, вещество, из которого состоит рог носорога, напоминает силикатный клей. Древние люди считали, что он обладает стимулирующей способностью, и безжалостно истребляли животных.
Так какому все-таки диковинному животному с огромными жевательными зубами принадлежали кости, найденные пенсионером Михаилом Чаплей? Ответа пока нет.