В Бердянске начался суд над 31-летним маньяком, обвиняемым в смерти 11 женщин, тела которых он сбрасывал в колодец в своем дворе
Хамарова арестовали в конце февраля прошлого года, через пару дней после очередного злодеяния. Почти год он просидел в одиночной камере Запорожского следственного изолятора. Судить его будет выездная коллегия Запорожского областного апелляционного суда, прибывшая в Бердянск. Здесь живут более 40 свидетелей, проходящих по делу. Процесс будет закрытым. Его председатель Вадим Мульченко сказал, что таким образом правоохранители надеются не допустить огласки имеющихся в материалах дела сведений, затрагивающих честь и достоинство погибших и потерпевших. По просьбе Хамарова, процесс будет вестись не на государственном языке, а на русском. Часть потерпевших потребовала ведения суда в открытом режиме, но председатель отказал им. Это значит, что после вступительной части в зале останутся подсудимый, потерпевшие, конвой и служба судебной милиции, наличие которой вызвано тем, что несколько звонивших обещали совершить самосуд над маньяком.
Кроме 11 убийств Хамарову вменяется ограбление подростка, совершенное в Запорожье еще осенью 1995 года. Угрожая расправой, преступник отобрал у 14-летнего мальчишки 350 тысяч карбованцев. Тогда грабителя задержали, но сразу же отпустили, учитывая диагноз -- параноидальная шизофрения. Преступник уехал в Бердянск.
С учетом объема и сложности уголовного дела Вадим Мульченко планирует «уложиться» в месяц. Но могут возникнуть и непредвиденные задержки, например, отсутствие у судей денег на проживание. Ведь Мульченко и его коллегу отправили в Бердянск, не выплатив командировочных.
Первое убийство Хамаров совершил в ноябре 2000 года. Познакомившись в портовом общежитии с девушкой, он привел ее в дом, находящийся в переулке Грибоедова, где жил один. По дороге зашли в бар, выпили, взяли спиртное с собой. Дома смотрели по телевизору фильм Квентина Тарантино «Настоящая любовь», пили, употребляли наркотики. Руслан предложил девушке заняться сексом. Но она отказалась, вынеся себе этим смертный приговор. Хамаров вышел из комнаты, взял под навесом нож, вернулся и четыре раза ударил жертву. Тело сбросил в колодец для сбора дождевой воды, расположенный во дворе, забросал мусором. Родственница убитой обратилась в милицию с заявлением о пропаже. В марте 2003 года, когда из колодца были извлечены останки 11 женщин, тетя опознала туфли племянницы, которые когда-то ей подарила.
Сценарии остальных десяти убийств схожи: маньяк знакомился с девушкой в парке, на дискотеке, в баре. Затем приглашал домой, где были обязательны алкоголь, наркотики, секс. Ссора, вызванная каким-то поступком случайной знакомой (требование денег «за услуги», насмешки, излишняя болтовня) вызывала вспышку озлобленности Хамарова. Далее -- убийство. Тела своих жертв преступник прятал в колодце. Главное отличие -- способ умерщвления жертвы. В ход шли бутылка из-под шампанского, молоток, нож. Одной из женщин маньяк затянул не шее веревку.
Следствие установило даты совершения преступлений. Это 3 ноября 2000 года, апрель--май, 24 июня, конец июля, ноябрь (два убийства) 2001-го, 21 февраля, конец сентября--начало октября, декабрь 2002 года, 4 января, 24 февраля 2003-го. Не исключено, что по этим деталям можно вычислить зависимость, объясняющую, почему и когда Хамарова тянуло на преступление. По признанию убийцы, кровавый счет он собирался вести до трех десятков. Правда, в ходе расследования эти планы маньяка не нашли подтверждения.
Когда бердянского серийного убийцу поймали, возник вопрос: как оставалось незамеченным, что люди бесследно исчезали на протяжении такого длительного времени? Местные правоохранители объяснили это особенностями курортного города. Погибшие, мол, были приезжими -- их не всегда объявляли в розыск. Следствие выяснило, что девять жертв маньяка -- жительницы Бердянска. Одна приехала из Молдовы, другая (ее личность не установлена) предположительно из Владивостока. Родственники семи исчезнувших обращались в милицию.
В марте 2003 года на пресс-конференции тогдашний прокурор Запорожской области Григорий Середа говорил: «Мы тщательно проверим работу местных правоохранительных органов по регистрации и ведению дел пропавших без вести. И я не исключаю, что после проведенного анализа лица, ответственные за эту работу, будут привлечены к административной и уголовной ответственности». Спустя полгода «ФАКТЫ» поинтересовались у прокурора Бердянска Алексея Гулина результатами проверки и узнали, что уголовное дело по факту злоупотреблений работников милиции, отказавшим в возбуждении дела о пропаже одной из девушек, направлено в областную прокуратуру. Как оно продвигается, Гулин не знает. Готовя эту публикацию, «ФАКТЫ» опять связались с Бердянском. «По Хамарову» увольнений из милиции не замечено», -- ответили там.
Результаты экспертизы, проведенной в Запорожье, а потом в стационаре Киевского центра судебной психиатрии, говорят о том, что Хамаров болен шизофренией, но в моменты совершения преступлений полностью понимал, что делает. Иными словами, он подсуден. Вместе с тем, в деле есть заключение о невменяемости Руслана, данное врачами несколько лет назад. В зависимости от того, какое из этих заключений суд примет во внимание, подсудимого ждет пожизненный срок или лечение в психиатрической больнице.
-- Общество не обезопасит себя от появления новых хамаровых не зависимо от того, накажем мы маньяка или нет, -- говорит судья Вадим Мульченко. -- Потому что цели и задачи, поставленные перед нашими правоохранительными органами, искажены. Милиции спускается план по раскрытию преступлений, прокуратура боится доследований. Все борются «за цифру». В ходе досудебного следствия по данному делу была раскрыта и такая тенденция. Люди заявляли о пропажах, но их не фиксировали.
Помнится, как год назад начальник Бердянского городского отдела милиции Виктор Бурмака рассказывал, что его оперативники вышли на Руслана Хамарова. В ходе расследования жестокого убийства супругов- пенсионеров милиция составила список психически больных людей, которые могли бы совершить это преступление. В перечне из 36 человек Хамаров был под номером 33. Участковый инспектор милиции четыре раза приходил в переулок Грибоедова, но не заставал Хамарова дома. В конце концов подозреваемого таки допросили. Его поведение насторожило правоохранителей. В результате он признался в убийстве одной девушки, а затем и еще в десяти преступлениях. Об этой версии задержания маньяка «ФАКТЫ» писали 26 марта 2003 года.
А старший следователь прокуратуры Запорожской области Александр Маслобоев, который вел это дело, говорит, что Хамаров сам пришел в милицию. Последняя его жертва, 17-летняя Полина И. , была в гостях у Руслана в компании с друзьями. Когда все разошлись, Хамаров убил девушку. Ее мать заявила об исчезновении дочери в милицию. Встретив друзей девушки, она спросила, где Полина. Когда они задали этот же вопрос Хамарову, он признался в убийстве и показал место, где спрятал тело. Друзья привезли убийцу к горотделу и приказали идти с повинной.
Понятно, для чего начальник бердянской милиции приукрасил действительность. Кстати, Виктор Бурмака уже работает начальником Чутовского райотдела в Полтавской области.
Опытный следователь Александр Маслобоев провел огромную работу и собрал достаточно доказательств для рассмотрения дела в суде. Правда, оценивать факты с психологической точки зрения он не стал. Не будет специалистов-психологов и в зале суда. Никого из них личность Хамарова не заинтересовала.
В июне прошлого года российская генпрокуратура провела совещание по проблеме серийных убийств, поскольку с каждым годом их количество катастрофически увеличивается. Для доклада был приглашен известный ростовский следователь Амурхан Яндиев. Он прославился поимкой шестерых маньяков, в том числе и Чикатило. В Ростове за последние десять лет были осуждены семь серийных убийц. Сейчас там орудует очередной маньяк, на счету которого уже более 20 жертв. Яндиев считает, что в других районах убийц не меньше. Просто в Ростове информацию о них не скрывают, регистрируя в милиции все заявления о пропавших без вести.
Яндиев не только уникальный сыщик, просчитывающий шаги убийц, но и психолог. Он одним из первых попытался проникнуть во внутренний мир маньяка. Серийного убийцу Владимира Муханкина следователь заставил написать 18 тетрадей исповеди. Прокурору области Муханкин написал буквально следующее: «Прошу пригласить на мою казнь Амурхана Яндиева для поддержания морального духа». Разумеется, присутствовать следователю не позволили. Яндиев твердо убежден, что исправить подобных убийц невозможно. Их надо на какое-то время оставлять для научного изучения. Ведь весь мир занимается проблемой серийных убийц и никак не может определить, что ими движет. Но потом, считает Яндиев, от маньяков целесообразнее избавиться.
Газета «Известия» опубликовала большое интервью с Яндиевым. На вопрос, почему количество серийных убийств постоянно увеличивается, он ответил, что число маньяков прямо пропорционально росту напряжения в обществе. В недалеком будущем количество серийных убийств не только возрастет в сотни раз, они станут чуть ли не нормой жизни. Сейчас на подходе поколение, росшее в перестроечное время. Тогда, как известно, психическое состояние людей было доведено до крайности. Скоро это аукнется, поскольку негативная энергия не исчезает. Она лишь накапливается и ждет момента для выхода. На вопрос, есть ли спасение от маньяков, следователь-психолог ответил: «Есть. Возьмите кавказские народности. Там нет подобных убийц, потому что у них культ детей. То же самое в Израиле. Когда у нас будет культ детей, тогда и не будет маньяков».
А еще следователь сказал: «Я много видел американских фильмов про маньяков. Вся их беда в том, что они смакуют сами убийства и совершенно упускают из виду глубинные причины, побуждающие к подобным действиям. В этом отношении считаю подобные картины вредными, особенно для молодежи. Они не дают ответа на главный вопрос, почему люди превращаются в зверей. Наоборот, такие фильмы пропагандируют убийства и делают это настолько убедительно, что их герои становятся объектами для подражания». Кстати, «ФАКТЫ» уже писали о признании Хамарова, что толчком к некоторым убийствам для него был просмотр американских «ужастиков».
В ноябре минувшего года наша газета добилась разрешения на встречу с Хамаровым. Хотелось взглянуть на человека, загубившего столько жизней, попытаться понять мотивы его поступков, спросить, о чем он думает в камере-одиночке. Изверг, которому передали просьбу журналиста, охотно согласился на интервью.
Признаюсь, что волновался перед встречей с преступником. Ведь никогда прежде не приходилось общаться с убийцей. Составил вопросы, снял копии газетных статей о нем, купил две пачки сигарет, чтобы расположить к разговору. Его вид меня поразил. Во взгляде была ярко выраженная заторможенность, лицо абсолютно невыразительное. На лице -- тощая растительность, рот беззубый. Роста он среднего, худощавый. Одет был в приличный теплый спортивный костюм, правда, довольно испачканный. Видимо, не снимал его с момента задержания. Капюшон со своей головы Хамаров не снял. А общаться со мной отказался.
Заметив включенную лампочку диктофона, убийца замкнулся. Как ни пытался я завязать разговор, он тупо смотрел на лампочку и молчал либо цедил сквозь зубы, что отвечать не хочет. Маслобоев, в кабинете которого происходила встреча, потом говорил, что не понимает, почему Хамаров так повел себя, на допросах он более разговорчив. На мое предложение почитать о себе вырезки из газет преступник ответил единственной связной фразой: «Что я, дурак? Я за себя все знаю». Отказался и от предложенных сигарет. Правда, после моего ухода одну пачку «Примы» все-таки взял.