Події

Когда на пограничной заставе звучит команда «в ружье! «, то с места срываются не только люди, но и… Кони

0:00 — 17 лютого 2004 eye 909

«Лошадиная тема» для горных районов украинско-польского участка границы стала сегодня актуальной

Марш-бросок в 15--20 километров по снегу наряд может совершить только благодаря лошадям

Хотите верьте, хотите -- нет, но на границе и кони умеют идти по следу не хуже розыскных собак. Вот и в этот раз Гром вывел пограничников на непрошеных гостей. А уже через 30 минут на заставу были доставлены четверо граждан Афганистана, пытавшиеся тайно пробраться через Украину в соседнюю Польшу.

«Лошадиная тема» для горных районов украинско-польского участка границы стала сегодня особо актуальной. Наши рубежи активно штурмуют нелегальные мигранты. А в районе села Мигово, затерявшегося среди живописных отрогов Карпат, откуда до соседней Польши рукой подать, особенно «оживленно».

-- По извилистым горным тропам ни одна машина не проедет, -- говорит лейтенант Антон Бортник. -- А совершать ежедневные марш-броски по 15--20 километров с полным боевым снаряжением, наверное, даже супермэну Рэмбо не по плечу. Особенно сейчас, в зимнее время, когда толщина снежного покрова местами достигает полутора метров. Кроме того, верхом на лошади солдат никогда не заблудится. Даже если он вдруг собьется с пути и потеряет ориентацию, конь доставит его на заставу.

-- Но, наверное, не так просто обучить лошадь для службы на границе?

-- Да, четвероногие «новобранцы», как и солдаты-новички, проходят «учебку», где около восьми месяцев двухлетние жеребята постигают азбуку военного дела. Их учат брать преграды, бегать «рваным» темпом, не пугаться выстрелов… А перед отправкой на границу животных кастрируют -- чтобы ничто не отвлекало от службы. А то сбежит какой красавец на свидание -- кто будет охранять рубежи державы?

Только за прошлый год на счету конных нарядов заставы «Миговой» 37 нарушителей границы. Так что даром кони сена не жуют. Впрочем, не так уж много им нужно. Шесть килограммов овса, около шести -- сена и 13 граммов соли -- суточный рацион лошади. Время от времени это меню дополняется комбикормами. Состоят кони и на вещевом довольствии -- им полагаются попоны, стремена, оголовье, подковы и даже противогазы -- на случай охраны границы в условиях химического, бактериологического и радиоактивного заряжения местности. А еще у лошадей есть седла для розыскных собак: в случае затянувшегося перехода пограннаряда подуставший Джульбарс сможет передохнуть, удобно устроившись на широкой спине лошади.

Да и в хозяйстве лошади здорово выручают пограничников -- в этом я убедился уже на пути к заставе. В тот день старший солдат Евгений Денисенко и его Стрела как раз получили наряд на хозработы -- подвести дрова для котельной, заготовленные служивым еще летом. Меня же прихватил по дороге. Пока разговаривали, начался крутой подъем, и наше транспортное «средство» стало пробуксовывать. Я уж было подумал, что все, приехали. Однако Евгений, достав из «лошадиного бардачка» ключ «на четырнадцать» и горсть остроконечных шипов, принялся вкручивать их в специальные отверстия на подковах. Такие «протекторы», оказывается, применяются с незапамятных времен: с ними лошади нипочем даже айсберг.

-- Подвезти на заставу продукты или дрова, отправить детишек в школу, вспахать огород по весне… Да любые горы можно свернуть, имея в хозяйстве лошадь, -- говорит лейтенант Бортник. -- А с экономической точки зрения держать Савраску сегодня выгоднее, чем автомобиль. Судите сами, только во время запуска и прогревания мощный двигатель ГАЗ-66 съедает около трех литров бензина. По стоимости это примерно равно шести килограммам овса для лошади. То есть железный конь, не «проскакав» и метра, «съедает» практически суточную норму своего живого аналога. А приплюсуйте сюда расходы на запчасти, техосмотры и прочие «прелести»…

Четвероногих дозорных в день их рожденья потчуют рафинадом

-- Коню, однако, нужен глаз специалиста -- где его взять?

-- Нашему отделению в этом смысле повезло, -- продолжил лейтенант Бортник. -- Его возглавил рядовой Иван Приставский. Он из села на Львовщине и уж как ухаживать за лошадью, хорошо знает. Впрочем, у нас все кавалеристы -- спецы по лошадиной части. Даже азам кузнечного мастерства обучены, хотя это не такое уж простое дело.

-- Перековывать лошадь надлежит через каждые 30--45 суток, -- говорит старший солдат Евгений Денисенко. -- В былые годы, сдавая экзамены на третий класс, кузнец должен был перековать лошадь на обе передние ноги за полтора часа. Сегодня во главе угла -- качество. Ведь от того, насколько точно подобрана и правильно подбита подкова, зависит здоровье коня.

Хороший кавалерист старается по возможности отмечать день рождения своего питомца. Конечно, пирога со свечами в этот день не выставляют, а вот сахаром боевого товарища угощают. От сладкого конь просто без ума и еще несколько дней обнюхивает карманы благодетеля. Но праздники на границе не каждый день…