Спорт

Евгений кафельников: «я -- монах. Не пью, не курю, подружек не имею. Никаких крайностей, но иногда хочется выехать на корт на танке»

0:00 — 18 лютого 2004 eye 2188

Сегодня известному российскому теннисисту исполняется 30 лет

Победитель Открытого чемпионата Австралии-99 россиянин Евгений Кафельников в этом году отказался от участия в первом в сезоне турнире «Большого шлема» -- Australian Open. Более того, партнер Кафельникова по команде Марат Сафин на одной из пресс-конференций заявил, что Евгений уходит из большого спорта. Невольно вспоминается, как однажды Кафельников сказал: «Если моего имени не будет в стартовых листах участников турниров, это значит, что моя карьера закончена».

Из досье «ФАКТОВ»

Родился: 18 февраля 1974 г. в г. Сочи.

Рост: 191 см.

Вес: 84 кг.

Профессионал с 1992 г.

Наивысший рейтинг: в одиночном разряде -- 1 (3 мая 1999 г. ); в парном разряде -- 4 (30 марта 1998 г. )

Титулов: в одиночном разряде -- 26, в парном разряде 27.

Призовые: 23 883 347 долларов

8 фактов из жизни Евгения Кафельникова

«Отец Кафельникова ремнем загонял Женю на корт»

1. 18 февраля 1974 года в одном из сочинских роддомов появился на свет один из сильнейших теннисистов современности.

«Женя родился очень большим, -- вспоминала в одном из интервью мать теннисиста Валентина Кафельникова. -- Весил 4800 г при росте 61 см. Рос послушным мальчиком, так что ни шлепать, ни повышать на него голос не приходилось. Был с первого по четвертый классы круглым отличником. В том числе и по поведению. Конечно, как и у любого человека, у него были свои слабости. В детстве Женька был лентяем. Когда он только начал заниматься теннисом, отец, Александр Никодимович, заставлял его в виде тренировки бегать вокруг дома. Так вот, сынок под нашими окнами бежал, а как только заворачивал за угол, сразу переходил на шаг. Это видели соседи, у которых окна выходят на другую сторону, и смеялись. Но, как видите, этот недостаток не помешал Евгению стать чемпионом. Талант у него от Бога… »

«Отец Жени -- бывший волейболист -- был очень честолюбив, и ему хотелось во что бы то ни стало сделать из сына чемпиона, -- рассказывал один из тренеров Кафельникова Владимир Дутов. -- Часто вместо того, чтобы идти на тренировку, Женя отправлялся с удочкой на реку. Походы заканчивались одинаково: Кафельников-старший, с ремнем в одной руке и с зареванным сыном в другой, сотрясая воздух криком и матом, появлялся на корте».

2. Первым тренером, проработавшим с Кафельниковым 12 лет, был Владимир Шишкин. Уже в 1981 году Женя был включен в группу «Олимпийского резерва» при сборной СССР. Первых значительных успехов Кафельников достиг в парном разряде, дважды становясь чемпионом Европы (до 14 и до 16 лет) в паре с Андреем Медведевым. В 1989 и 1990 годах становится обладателем Кубка мира в составе сборной СССР. Весной 1991 года побывал на стажировке в американской академии Ника Боллитьери, где впервые сыграл несколько сетов с Питом Сампрасом. Затем талантливого теннисиста переманил в Москву тренер Анатолий Лепешин, получивший от зарубежных коллег за свои нестандартные размеры прозвище Мистер Брюхо. Поначалу у наставника и ученика возникли разногласия, но Лепешин -- сильный психолог и волевой человек -- быстро установил над Кафельниковым полный контроль. Во времена сотрудничества с Лепешиным Кафельников обронил фразу, ставшую крылатой: «Прошу оградить меня от общения с женщинами и журналистами». Но именно при Мистере Брюхо Женя добился потрясающих успехов: побед в профессиональном туре, выигрыша турнира «Большого шлема» -- «Ролан Гаррос» одновременно и в одиночном, и в парном разряде.

Тем не менее в 1998 году пути Лепешина и Кафельникова разошлись. С 1999 года лучшего российского теннисиста стал тренировать Ларри Стефанки, который дал новый толчок не исчерпавшему себя таланту. И Женя выиграл еще один турнир «Большого шлема» -- Открытый чемпионат Австралии! Под руководством Стефанки Кафельников стал первой ракеткой мира и олимпийским чемпионом.

Чтобы успеть из Узбекистана на турнир в Австралию, Евгений на свои деньги нанял для команды самолет

3. Однажды, когда россиянам предстояла встреча со сборной Австралии на их поле в полуфинале Кубка Дэвиса, и Кафельников, и Сафин задерживались на турнире в Ташкенте. Женя, чтобы успеть на матч, нанял за свои деньги самолет для всей команды. Такова натура Кафельникова. Как-то он пошутил: если бы финансовые трудности помешали проводить Кубок Кремля, он бы сам выкупил любимый турнир. Евгений, основавший фонд поддержки молодых теннисистов, не забывает и о родном городе. Как-то отправил в Сочи около 500 ракеток из-за границы, подарил городской больнице дорогостоящее медицинское оборудование. А после очередной победы на Кубке Кремля передал честно заработанные на корте 120 тысяч долларов родственникам погибших 4 октября 2001 года в авиакатастрофе над Черным морем. «Эта трагедия произошла недалеко от Сочи, я не мог остаться в стороне», -- скромно объяснил Евгений. Кстати, несколько лет назад Кафельников заключил суперконтракт со спортивной фирмой «Диадора» -- 20 миллионов долларов за то, что теннисист будет пять лет играть в ее форме.

4. Говорят, что Кафельников обожает шикарные автомобили. Как-то одна газета написала, что Евгений приобрел «Феррари» за 250 тысяч долларов. Теннисист очень на это обиделся и начал доказывать, что купил машину всего за каких-то… 125 тысяч марок. В молодые годы Кафельников обожал носиться на огромной скорости по зарубежным автобанам и хвастался, что однажды разогнал гоночный автомобиль до 290 км/час. «Это было незабываемое чувство: стоит сделать одну ошибку -- и все!» -- проговорился теннисист.

Свою маленькую дочь теннисист кормил с ложечки в ресторанах

5. Кафельников всегда настойчиво ограждал себя от любвеобильных поклонниц.

«Я -- монах. Не пью, не курю, на дискотеки не хожу, подружек не имею. Никаких крайностей, хотя хочется иногда отколоть что-нибудь этакое, например, выехать на корт на танке», -- признался он в одном из интервью.

Первой официальной подружкой теннисиста стала некая Маша Тишкова. Девушка приехала в Москву из маленького белорусского городка делать карьеру манекенщицы, а заодно искать обеспеченного любовника. Миловидная мордашка и стройная фигура Маши не остались незамеченными. В «боевом» списке Тишковой уже значился роман с певцом Кристианом Реем, от которого Маша родила дочь Диану. С Кафельниковым она встретилась на какой-то вечеринке и быстро очаровала разогретого шампанским теннисиста. Позже у нее спрашивали: «А как он за вами ухаживал?» -- «Да никак, -- отвечала она, -- все само собой случилось. Предложил поездить с ним по миру, посмотреть теннисные турниры».

Какое-то время Тишкова терпеливо ездила с Кафельниковым на соревнования, пока не обнаружила, что беременна. Как истинный джентльмен, Женя поспешил заключить официальный брак (это произошло 11 июня 1998 года) и удочерить первого ребенка Маши. 23 октября того же года Кафельников стал счастливым отцом прелестной Олеси. Женя возил маленькую дочку с собой, трогательно кормил с ложечки в ресторанах, гордо катал в коляске.

6. Маша по-прежнему сопровождала супруга на турнирах. Она приходила на игру, а назавтра газеты выходили с фотографиями и комментариями: жена Кафельникова нервно заламывала руки. Лучше всего Женя чувствовал себя, когда знал, что Маша сидит в отеле с детьми и смотрит его по телевизору. «А теннис-то вам нравится?» -- спрашивали у нее журналисты. «Это очень захватывает. Могу смотреть игру по три часа и больше… И не устаю». -- «Что вы ему готовите?» Следовала пауза. «Я раньше готовила. Вообще, как любой русский человек, в основном живущий за границей, он страшно скучает по русской еде. Может, например, съесть полкастрюли борща с хлебом».

«Я и Маша -- люди сложные, -- говорил Кафельников. -- Но наша семейная жизнь достаточно легкая, светлая. Особенно когда есть дети. Я очень счастлив, что дети здоровы, что они накормленные, радостные, красивые, чистые, уютные. У моих родителей были определенные моменты, когда они уставали друг от друга, им хотелось развестись, а в то время я был как раз подростком… Я им очень благодарен, что они сохранили семью. Знаю, что и нам с Машей будет трудно, но это ведь процесс, от него никуда не сбежать. Самое главное, когда есть дети, -- сохранить семью».

7. Громом средь ясного неба стало известие о разводе теннисиста. Причина весьма странная (со слов Кафельникова) -- религиозная принадлежность жены, якобы тянувшей средства из супруга для своей общины. Как выяснилось, обоюдное раздражение длилось не один день, хотя внешне все выглядело благополучно. К родне Маши в Белоруссию не ездили ни разу: Евгений боялся радиации. Если родители жены приезжали в Сочи, отец и мать Кафельникова уходили из дому под предлогом, что им сложно общаться с глухонемыми. Маша говорила, что муж запер ее в четырех стенах. Работать манекенщицей не разрешил, любое ее движение контролировал: «Я полностью превратилась в домохозяйку. Нет больше той Маши, которая когда-то зажгла Евгения Кафельникова».

Она подала в швейцарский суд заявление, желая какое-то время пожить отдельно от мужа. «Единственное, что я хотела, -- спасти нашу семью. И если мы сами не могли разобраться в своих взаимоотношениях, что плохого в том, если это сделает суд? Некоторое время меня не было в России, -- объясняла Маша, -- я находилась в Швейцарии с дочерьми. И вдруг узнала, что Женя подал на развод и, более того, оказывается, мы уже в разводе. Все это произошло без моего участия. Для меня это было настоящим ударом!» В ходе бракоразводного процесса в сочинском суде Кафельникову удалось добиться опеки над трехлетней дочкой Олесей до ее поступления в школу. Тишкова получила от бывшего мужа неплохой куш и укатила в Швейцарию, где семья жила последние годы. Об Олесе заботились бабушка и дедушка -- родители Жени, которым он подарил роскошный дом на берегу моря в Сочи. «Я люблю своего ребенка и хочу уделять ему как можно больше времени. Но и теннис тоже люблю -- это моя работа. Это две главные вещи в моей жизни», -- заявил Кафельников.

8. Теннисист пока никак не комментирует свой отказ от участия в открытом чемпионате Австралии. Что это -- уход из большого спорта? Возможно, Евгений уже ответил на этот вопрос, высказавшись о другом известном теннисисте:

«Агасси -- феномен. Если бы он не занимался ерундой в молодые годы, то к 30 годам выиграл бы десятка полтора турниров «Большого шлема» и спокойно ушел на пенсию. Однако он в начале своей карьеры относился к теннису не слишком серьезно, поэтому сейчас вынужден наверстывать упущенное… Для меня он даже стал антипримером. Я окончательно решил, что участвовать в турнирах в его возрасте не буду. Смешно в 33 года мячик на корте гонять».