Культура та мистецтво

На роль жени лукашина в фильме «с легким паром… « пробовались андрей миронов, олег даль и станислав любшин, а на роль нади -- светлана немоляева, алиса фрейндлих и людмила гурченко

0:00 — 9 січня 2004 eye 6649

Спустя 28 лет со дня выхода картины на доме, в котором снимали комедию, открыли мемориальную доску

Трудно себе представить Новый год без шампанского, мандаринов, салата оливье и, конечно же, фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». На истории о том, как «каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню» выросло не одно поколение, но фильм по-прежнему любима народом.

Чтобы создать новогоднюю атмосферу в бесснежном Ленинграде, в ход пошли сотни килограммов ваты и несколько тонн мела

Несмотря на то что в 60-х годах пьеса «Ирония судьбы» шла во многих театрах, когда Рязанов приступил к съемкам комедии, мало кто верил в то, что история с сюжетом, больше похожем на сказку, станет такой популярной. Премьера «Иронии судьбы, или С легким паром» состоялась в ночь на 1976 год после новогоднего «Огонька». Комедия сразу же стала лидером проката. Только за первый год ее посмотрели 7 миллионов зрителей. Кстати, для режиссера картина стала знаменательной. Именно в это время у Эльдара Рязанова начался самый красивый роман в его жизни со второй супругой Ниной. На площадке она то и дело сглаживала возникающие конфликты. Позже, когда Нина умерла, Эльдар Александрович установил на ее могиле огромный камень, расколотый на две половинки.

Изначально «Ирония судьбы… » должна была быть односерийной. Но «Госкино» и «Мосфильм» не хотели запускать картину, в крайнем случае, предлагали сделать ее короткометражной. Тогда Рязанов отправился на телевидение. Там сценарий одобрили, и лента стала двухсерийной. Правда, все же некоторые коррективы в сценарий известному режиссеру рекомендовали внести: смягчить, изменив кое-какие фразы, перепалку пьяного Жени и возмущенной Нади, которая обнаруживает его у себя в постели. Сократили и сцену потасовки Ипполита и Лукашина в начале второй серии.

Несмотря на то что, на первый взгляд, история, случившаяся в канун Нового года, может показаться неправдоподобной, основана она на реальных событиях. Сценарий был написан по рассказу Никиты Богословского, который в канун Нового года отправил по ошибке в Киев своего пьяного друга, да еще с 15 копейками в кармане… Как автор сценария Рязанов получил четыре с половиной тысячи рублей. Бюджет фильма составил 372 тысячи рублей (на эти деньги по тем временам можно было приобрести целый автопарк из 62 автомобилей «Жигули»).

«С легким паром… » стала первой картиной в советском кинематографе, которую снимали одновременно тремя камерами. Помимо натуры в Ленинграде и Москве, все остальное снималось в павильонах «Мосфильма». Двухкомнатная квартира в «32 квадратных метра полезной площади» занимала… 600 квадратных метров павильона.

С натурными съемками в Ленинграде возникли трудности: как назло, зима была бесснежной, поэтому режиссеру пришлось пойти на хитрость. Настоящего снега в кадре нет вообще. Чтобы создать атмосферу предновогодней ночи, в ход пошли сотни килограммов ваты и несколько тонн мела. Съемочная группа скупила в ленинградских аптеках всю вату. Ее развешивали на деревьях и столбах, мелом посыпали дороги. Если хорошо присмотреться, во время прогулки Нади по городу на Неве видно, что на крышах домов снега нет, в то время как земля завалена сугробами и на улице вовсю валит снег.

В Москве уличные эпизоды снимали на проспекте Вернадского весной, поэтому со студии привозили огромные ветродуи, которые гоняли бумажный снег. Храм Архангела Михаила, рядом безликая многоэтажка, на которую вешали табличку с адресом. Снимали в одном из подъездов. Сейчас, кстати, в Белокаменной уже нет 3-й улицы Строителей -- переименовали!

Хозяева той самой судьбоносной квартиры уже привыкли к визитам поклонников комедии. Кстати, номер московского телефона Жени Лукашина 454-60-21 тоже вполне реальный. Крупно «повезло» вахтерам дома номер 22 по улице Фестивальной. После очередного показа фильма телефон дежурных просто разрывался: спрашивали Женю Лукашина. Идут года, меняются вахтерши, а Лукашину по-прежнему звонят. По инструкции дежурный телефон отключать нельзя, вот и отшучиваются привыкшие ко всему старушки: «Женя лег спать… Галя уехала в Ленинград… »

Озвучивала Барбару Брыльску Валентина Талызина, а пела за нее -- Алла Пугачева

Чтобы собрать великолепный актерский ансамбль, Рязанову немало пришлось поломать голову. На роль главного героя, 30-летнего врача Жени Лукашина, пробовались многие актеры -- Станислав Любшин, Петр Вельяминов, Андрей Миронов и даже Олег Даль. Даль одним из первых попал на кинопробы. Роль ему понравилась, но он слишком молодо выглядел. Поэтому Рязанов прекрасно понимал, что, у мамы Лукашина-Даля нет причин волноваться, что ее сын до сих пор не женился. Все же Эльдар Александрович пригласил Олега на пробы. Когда смотрели отснятые кадры с Далем, все от хохота держались за животы, но актер действительно был очень молод для своего героя. Любшин вдруг добровольно отказался от роли, а Вельяминова забраковали во время проб -- уж слишком он был не комедийный актер. Андрей Миронов сам попросил Эльдара Рязанова дать ему шанс попробоваться на главную роль. Хотя Рязанов был уверен, что Андрей не подойдет, дал «добро», для проб выбрав одну из самых сложных сцен, когда герой в начале фильма признается в любви и делает предложение своей возлюбленной Гале, которую потом бросит. Режиссер остался недоволен пробами -- слишком уж неубедителен был Миронов в образе застенчивого любовника. Зато вот на роль Ипполита пообещал взять Миронова без проб, но тот играть отрицательного героя не захотел. Попробовать малоизвестного тогда актера Андрея Мягкова Рязанову посоветовала его ассистент. После первой же пробы стало ясно, что лучше, чем Мягков, Лукашина не сыграет никто!

Главную героиню искали долго. Ситуация с поиском актрисы на роль Нади Шевелевой была просто катастрофическая. Учительницу русского языка и литературы пытались сыграть множество актрис, была масса проб. Одна только Светлана Немоляева пробовалась восемь (!) раз -- настолько Рязанов хотел снять ее в фильме. Ее пробовали в очках и без, в одном, другом, третьем парике, со своими волосами. В эпизодах с гитарой, с пением, со скандалом, когда она находит постороннего мужчину в своей квартире, -- все получалось неудачно. После проб Немоляевой расстроенный Эльдар Александрович с горечью сказал: «Конечно, Света, можно сыграть хуже, чем ты, но трудно!»

Помимо многих начинающих актрис на роль Нади пробовались и уже известные артистки: Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Лариса Голубкина, Анастасия Шуранова, сыгравшая Марию Болконскую в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». После длительных поисков главной героини режиссер вспомнил об актрисе из известного польского фильма «Анатомия любви» -- Барбаре Брыльской. Правда, по одной из версий, которая ходила в приватных разговорах на съемочной площадке, Брыльску просто навязали Рязанову сверху.

О том, чтобы Брыльска говорила в картине своим голосом, и речи не могло быть. У польской актрисы были проблемы с русским языком. Например, вместо «ангельский характер» она постоянно произносила «англицкий». Озвучивать Барбару поручили Валентине Талызиной, которая, кстати, тоже засветилась в картине, сыграв подругу Нади. Песни вместо главной героини исполняла начинающая певица Алла Пугачева, которую режиссеру порекомендовали знакомые. Эльдар Рязанов включил в новогоднюю историю песни на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахмадулиной, Евтушенко. «На Тихорецкую состав отправится… », «Как жаль, что вы больны не мной» и «Я спросил у тополя… » на долгие годы стали суперхитами.

После того как Миронов отказался от роли Ипполита, сниматься пригласили Олега Басилашвили. Его утвердили, сшили для него костюмы, начали снимать, и когда уже было готово несколько эпизодов, Олег Валерианович отказался: случилось несчастье -- у него умер отец. Тогда-то позвали Юрия Яковлева, который и сыграл ревнивого героя-любовника.

Прежде чем брошенную в Москве невесту Галю сыграла театральная актриса Ольга Науменко, на ее место пробовалась Наталья Гвоздикова, но Рязанов ее забраковал. Несмотря на маленькую роль, Науменко досталась задача не из легких. В сценарии Галя была выписана больше как отрицательный герой. Однако Рязанов сказал: «В этом фильме плохих людей нет, Галю надо сделать хорошей». Лишь однажды, во время озвучивания, режиссер громко скомандовал: «Оля, а вот здесь будь стервой!»

«Да они же пьяны!» -- орал разгневанный Эльдар Рязанов, когда, снимая эпизод в бане, актеры напились в стельку

Особая история связана со съемками эпизода в бане. Как раз был день рождения Александра Белявского. Вот Мягков, Бурков и Ширвиндт и решили устроить другу праздник по полной программе. Так как баню снимали ночью, в холодных мосфильмовских павильонах решено было и праздник коллеги отметить, а заодно и согреться. Пронесли на съемочную площадку настоящую водку и заменили ею бутафорские бутылки. После нескольких дублей четверка настолько «вошла в роль», что режиссер заметил подвох. «Да они же пьяны», -- заорал разгневанный Рязанов, прекратив съемки. На завтра, перед тем как переснять эпизод, Эльдар Александрович устроил настоящий таможенный досмотр, откупорив бутылки и лично убедившись, что в них вода. Правда, в картину все-таки вошел эпизод, снятый в первый день.

Не обходилось на площадке и без импровизаций: например, в эпизоде, когда напившийся от отчаяния герой Яковлева Ипполит прямо в пальто отправляется в ванную принять душ. Фразы: «О, горяченькая пошла!» в сценарии не было. Дело в том, что на «Мосфильме» были постоянные перебои с холодной водой, не говоря уже о теплой. Во время съемок вдруг дали горячую воду, вот и не сдержался приятно удивленный Юрий Яковлев, добавив отсебятину, которая очень понравилась режиссеру.

Конфликтов тоже хватало. Между Рязановым и Ольгой Науменко словно пробежала черная кошка. После того как актриса ему грубо ответила, Эльдар Александровичу невзлюбил ее и больше не брал в свои ленты. Не заладились отношения у Талызиной с Брыльской. Во многих интервью Талызина признавалась, что не считает Барбару талантливой актрисой: «Я говорила за нее, Пугачева пела, а Госпремию ей дали». Барбаре пришлось несладко. После того как она стала суперпопулярной в Советском Союзе и получила за роль в «Иронии судьбы… » Государственную премию СССР, на родине ее стали «зажимать». Поэтому известная актриса больше работала за рубежом -- в Болгарии, Чехословакии, ГДР.

Эльдар Рязанов собирался снять продолжение комедии «С легким паром» и назвать ее «Тихие омуты». Главным героем должен был стать уже не очень молодой хирург Женя Лукашин -- Андрей Мягков. Не могли не измениться и его давние друзья. Герой Ширвиндта должен был уже банкиром, а Белявский -- спортивным тренером. Вместо умершего Буркова Рязанов не хотел брать никого. Андрей Мягков от ремикса старой доброй сказки отказался. Фильм «Тихие омуты» Рязанов таки снял, но это уже была другая история…

Знаменитые цитаты из любимой комедии:

Каждый год, 31 декабря, мы с друзьями ходим в баню.

Это ужасно -- водку после пива.

Я не пьянею… никогда.

Давайте взвесимся… на брудершафт.

3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, первый подъезд, третий этаж…

Я тут спим.

И ширму нашу фамильную умыкнули.

-- Я приду, но с милиционером… -- Приводите все отделение.

Это вот не рыба, не заливная рыба, это стрихнин какой-то.

Слушайте, вы просто мегера.

Пить меньше надо, надо меньше пить…

Какая гадость, эта ваша заливная рыба.

Подогрели, обобрали, то есть обогрели, подобрали…

О, горяченькая пошла!

Потрите мне спинку, пожалуйста.