Події

16-летняя наташа николенко, родившаяся с жуткой аномалией конечностей и вынужденная передвигаться на тележке, научилась рисовать и вышивать… Зубами

0:00 — 9 січня 2004 eye 877

Воспитанница Днепропетровского детского дома для инвалидов всю жизнь провела, лежа на животе. Между тем врачи украинского НИИ медико-социальных проблем инвалидности надеются помочь девушке

Медицинская карточка Наташи Николенко -- это не столько история болезни, сколько приговор: врожденный двухсторонний вывих и контрактура тазобедренных суставов, искривление костей рук и ног, дисплазия конечностей. Подобные аномалии практически не поддаются лечению. Каким только светилам не показывали сиротку! Те лишь разводили руками. Самое большее, что можно для нее сделать, сошлись во мнении специалисты, это ампутировать ножки, сведенные на спине и напоминающие хвостик русалки. Тогда она, по крайней мере, смогла бы сидеть в инвалидной коляске. Впрочем, Наташа готова была даже на такую калечащую операцию, лишь бы оторваться от ненавистной тележки, на которой она провела почти 17 лет жизни…

Первое платье для своей куклы Наташа сшила в 8 лет

Отчего ребенок появился на свет с такой страшной аномалией, медицина объяснить не может. Родители девочки воспитывают сейчас второго, здорового ребенка. И хоть они люди вполне обеспеченные, не решились взвалить на себя груз забот о дочке, не оправдавшей их надежд. «Отказная» девочка долго жила в больнице, потом попала в Днепропетровский детдом для инвалидов. У каждого из его маленьких воспитанников свое горе, своя неизлечимая болезнь, но таких тяжелых случаев, как у Наташи, воспитатели не припоминают. Ножки у девочки словно переплелись за спиной, на тоненьких ручках практически отсутствовали кисти, она даже ложку не могла взять и, словно котенок, лизала из тарелки.

Но вот что удивительно. Чем сложнее у таких детей патология, замечают педагоги, тем упорнее они мобилизуют все силы, все возможности своего слабенького организма.

-- Мы всегда поражались, как удается Наташе быть такой чистоплотной, аккуратной, -- рассказывает исполняющая обязанности директора детского дома Виктория Легкая. -- Поест -- на одежду не капнет, приспособилась сама и одеваться, и причесываться. А ее доброта и рассудительность притягивают к ней ребят. Они знают, что Наташа посоветует и защитит.

Возможно, это желание доказать себе и другим, что она тоже на многое способна, и заставило девочку искать в себе скрытые таланты и возможности.

-- У нас много разных кружков -- дети учатся шить, вышивать, рисовать, -- продолжает Виктория Васильевна. -- Но без рук, как вы понимаете, всем этим заниматься невозможно. Каково же было изумление преподавателя, когда 8-летняя Наташа принесла на занятие кружка сшитое ею платье для куклы.

-- Да, -- смеется Наташа, -- я шила его, наверное, целый месяц. Мне кто-то подарил тогда Барби в очень красивом платьице, и я решила сама попробовать что-то для нее пошить. Выпросила у нянечек лоскутков и, зубами зажав иголку, пошила кукле юбочку. Потом кофточку. Через несколько лет у моей Барби уже был роскошный гардероб. Но захотелось попробовать что-нибудь посложнее, и я стала вышивать.

Впрочем, вышивок у Наташи хоть и много, но это занятие ей не очень нравится. Слишком уж медленно продвигается работа. Наташа вкалывает иголку в натянутую на пяльцы канву, потом зубами переворачивает вышивку и вытягивает иголочку. Опять -- вколола, перевернула, вытянула. А крестиков в одной картинке, наверное, несколько тысяч. Поэтому гораздо больше понравилось девочке рисовать. Несколько мазков зажатой в зубах кисточкой -- и готов удивительный петриковский цветок.

Недавно в орнаментах девушки стали появляться цветные мотивы

Психологам давно известно, что цветовые пристрастия людей зависят от их характера и настроения. Поэтому руководитель кружка петриковской росписи Татьяна Александровна Щербак и не настаивала, чтобы Наташа рисовала в цвете. Нравится ей творить черной тушью -- пожалуйста! Черно-белые орнаменты с цветами, жар-птицами, гроздьями калины поражали точностью мазков, фантазией, завершенностью композиции. А то, что юная художница отдает предпочтение черному цвету, вполне объяснимо: просто в Наташиной жизни не было ярких красок, и мир для нее ограничен той низкой тележкой, с которой не видно неба.

-- То, что она рисует, уже само по себе чудо, -- убеждена Виктория Васильевна. -- В нашем детдоме еще никому не удавалось делать это зубами. Писать некоторые дети могут, но рисовать… А у Наташи, видно, к этому прирожденный талант. У нее и почерк прекрасный -- просто каллиграфический. А уж рисунки какие удивительные! Ей учиться бы дальше, есть в Днепропетровске центр для инвалидов, который готовит художников, резчиков по дереву. Но с такой патологией ее вряд ли примут. Жаль… Многие наши выпускники сумели получить профессию в специальных ПТУ и в этом учебном центре. Наташа Николенко создана быть художником, но судьба распорядилась иначе…

Однако с недавних пор в орнаментах девушки стали появляться цветные мотивы, словно кто-то плеснул в серую краску ее жизни капельки радости и надежды. Девочка даже попросила нянечку выкрасить ее пышные волосы, собранные на затылке в хвостик, в светлый тон. Будто решила начать отсчет новой жизни. И Наташа стала блондинкой. Воспитанникам в этом детском доме не принято отказывать (прически и маникюр старшеклассницы здесь любят так же, как и их здоровые ровесницы). Все радовались вместе с Наташей. Новость мгновенно облетела весь детдом: Николенко будут лечить!

«Если у Наташи есть хоть какой-то шанс стать на ноги, мы его используем», -- считают врачи

Год назад сложным Наташиным случаем заинтересовались директор Украинского НИИ медико-социальных проблем инвалидности профессор Анатолий Ипатов и заведующий отделом реабилитации кандидат медицинских наук Игорь Бойко. Мы уже писали, как Игорь Васильевич с помощью аппарата Илизарова выровнял и удлинил почти на 60 сантиметров ноги другому воспитаннику этого детского дома Артему Гудзенко. Наверное, успех этой серии операций и вдохновил доктора взяться за лечение Наташи Николенко.

-- Конечно, подобные вмешательства нужно делать в более раннем возрасте, но, к сожалению, опыта их проведения в Украине не было, -- говорит Игорь Бойко. -- Хотя об артрогриппозе, которым страдает Наташа, известно достаточно много, все это лишь теоретические исследования. Практических же результатов лечения не видел никто. Однако, согласитесь, это не значит, что подобные операции невозможны. Благодаря Анатолию Ипатову, создавшему базу для такой медицины, и появилась у больных людей надежда на выздоровление. И если у Наташи есть хоть какой-то шанс стать на ноги, мы его используем. Ведь если мы не поможем, не поможет уже никто. А у Наташи в глазах было столько надежды, что ей невозможно было отказать.

Пока Игорь Бойко и Наташин лечащий врач Евгений Лифаренко работают с ее правой, наиболее пораженной ножкой. По разработанной Игорем Васильевичем методике ей сделали искусственный закрытый перелом бедра и, «сложив» ногу под правильным углом, заключили ее в аппарат Илизарова.

-- Процесс выпрямления одной конечности займет не меньше шести месяцев, -- рассказывает Игорь Васильевич. -- Потом перейдем ко второй ноге. Сейчас, когда кость уже срослась, пробовали ставить Наташу на разогнутую ножку. Вы знаете, девушка просто вся светилась от счастья!

Конечно, предвидеть конечный результат этих операций не смог бы и самый гениальный врач. Ведь деформация костей и суставов -- это только видимая часть айсберга. Артрогриппоз, между тем, поражает и мышцы, и нервные окончания. Сможет ли Наташа заставить свои «новые» ноги слушаться? К тому же у девочки практически нет стоп и ей понадобится дорогая и сложная ортопедическая обувь, специальные аппараты, заменяющие некоторые группы мышц. Но доктор Бойко не взялся бы за лечение, если бы не верил в успех.

Надеется Игорь Васильевич и на то, что ему с коллегами удастся восстановить Наташины руки. Пока же она пользуется ими только как рычагами, толкая вперед свою тележку. Но сделать из бесформенной культи ладошку, по мнению Игоря Васильевича, вполне возможно.

Наташа, похоже, даже верить боится в такое чудо. Неужели она увидит себя в зеркале в полный рост? Неужели сможет держать иголку ловкими пальцами и, взяв в руки колонковую кисточку, будет рисовать свои любимые чернобривцы и мальвы? Уж тогда она не пожалеет для них самых ярких, ослепительных красок!