Напарником донецкому экстремалу должен стать 11-кратный рекордсмен Книги Гиннесса грузин Джумбер Лежава
62-летний путешественник Леонид Микула из Донецка, прославившийся тем, что на ходулях прошел Европу и взошел на высшую точку Карпат -- Говерлу, в этот раз собирается покорить Южный полюс на парусном велоковчеге собственной конструкции. Сопровождать его в ледовом переходе вызвался 11-кратный рекордсмен Книги Рекордов Гиннесса грузинский путешественник, 64-летний Джумбер Лежава, только что вернувшийся из кругосветного похода. В декабре будущие завоеватели Антарктиды проверили свои силы, пройдя по речным порогам Куры (Грузия) 180 километров.
«Вы принесли мне удачу: только что из Грузии позвонил знаменитый путешественник Джумбер Лежава. Нутром чую, что это -- мой второй пилот», -- с такой оптимистичной ноты началась первая встреча корреспондента «ФАКТОВ» с жителем Кировского района Донецка Леонидом Микулой.
Первого декабря прошлого года Леонид Митрофанович отправился на недельку в Грузию. «Папа с Джумбером по Куре сплавляются», -- с тревогой в голосе объяснила его дочь.
Беспокойство родных было понятно: зимний сплав по бурной Куре и для путешественников помоложе -- не легкое испытание. А тут дедушки, уже обросшие внуками, отправились в плаванье по речным порогам в «нелетную» погоду! Путешествие затянулось почти на месяц.
-- Джумбер разок в Куре искупался, -- поделился со мной впечатлениями по возвращении в Украину Леонид Микула. -- Мне специального снаряжения не досталось (в состав экспедиции я вошел в последний момент), а вот Джумбер нарядился по полной программе: и спасательный жилет, и шлем Я его сразу предупредил: когда так «кутаешься», обязательно нырнешь.
-- А как вы попали на сплав?
-- Экспедиция, посвященная 80-летию художественной академии Грузии, уже была готова стартовать. А Джумбер с академиками и вип-персонами своей страны в большой дружбе: правительство Грузии строит ему столице дом, собирается поставить памятник в Тбилиси. У них к знаменитым путешественникам относятся трепетно. Потому такой поход он пропустить не мог. А я тоже опытный сплавщик. Да и дома засиделся: уже год нигде не был. Для нас обоих это был отличный шанс присмотреться друг к другу.
За девять дней бравые путешественники вместе со студентами прошли 180 километров, посмотрели пещерный город-крепость Вардзия (четвертый век до нашей эры) на границе Грузии с Турцией. Ночевали под открытым небом. Договорились непоседы и о совместном покорении Южного полюса на веломобиле. Кстати, Джумбер в Антарктиде уже был: пару километров проехал по этому материку на обычном велосипеде, но до южной макушки земли не добирался
-- Я, правда, на прощание его предупредил: «Смотри, Джумбер, чтобы я себе нового напарника не искал!», -- улыбается Леонид Митрофанович.
-- А что у вашего друга опять неполадки со здоровьем?
(18 лет назад Лежаве удалили более четырех метров(!) кишечника, после чего он установил 11 рекордов, занесенных в Книгу Гиннесса; попал в список самых сильных людей планеты, отжавшись по 17 тысяч раз в сутки 100 дней подряд, и объехал весь земной шар на велосипеде. -- Авт. ).
-- Нет! Просто, он выбирает самые экстремальные маршруты. Этой зимой намерен еще сплавиться по реке Алазань и взойти на Эльбрус. А со здоровьем у нас -- дай Боже каждому того же.
Действительно, каждый день Микула делает зарядку, с годами увеличивая нагрузку (30--40 приседаний, наклонов и множество других упражнений), а Лежава практикует пробежки с валунами в руках!
Модель парусного стеклопластикового велоковчега, названного Леонидом Микулой «Пингвин-999», понравилась не только Лежаве, но и сотрудникам Антарктического центра в Киеве.
-- Ученые сразу поняли устройство модели, -- с гордостью рассказывает путешественник. -- Полярники усомнились только в том, что мой веломобиль может плавать. Но он разве что летать не умеет!
В доказательство Микула опускает блестящую черно-белую, похожую на детскую игрушку, машинку в воду. «Пингвин-999», перевернувшись, как Ванька-встанька, тут же встает на педали. Легкий балласт в днище держит веломобиль на плаву. А еще машинка, в кабине которой всего три рычага управления и педали вместо мотора, может: скользить по льду на титановых полозьях; ехать на лыжах; двигаться по рыхлому снегу при помощи лопастей, насаженных на колеса; идти под парусом, закрепленным на антенне и даже «зависать» над пропастями в ледовой пустыне.
-- Сверхпрочная антенна-мачта защитит нас от падения в трещины, шириной до 4-х метров: машина повиснет, уцепившись задними колесами за край разлома, -- объясняет Леонид Микула. -- А более широкие пропасти мы заметим. Общий вес сооружения без пассажиров, но с запасом продуктов (30 кг) будет всего килограммов 100. Главный «плюс» моего «Пингвина»: он не разрушает природный баланс безлюдного континента. Ни следов от гусениц, которые остаются после вездеходов, никаких выхлопов, съедающих озоновый слой атмосферы.
Парусный велоковчег многофункционален: не выходя из него на универсальном легком «таганке» (собственное изобретение Микулы) можно приготовить и чай, и кашу. Разложив кресла, пилоты получат комфортабельное ложе. От лучей солнца, которое летом не заходит за горизонт, путешественников укроют тонированные стекла иллюминаторов, а от холода (в Антарктиде в это время температура «подниматься» максимум до минус 20) защитит пенопластовая прослойка внутри корпуса.
-- Конструкция устроена так, что будет достаточно даже тепла наших тел, -- объясняет Леонид Микула. -- Влезаем через люк в крыше, как в подводную лодку, и нигде ни щелочки! Воздуховодом служит антенна-мачта. Замерзнем -- достаточно будет протопить салон одной стеариновой свечой! Да и украинские полярники, кстати, обещали посодействовать с подходящей одеждой.
Из продуктов Леонид Митрофанович, помимо сухих бульонов и лечебного чая, собирается обязательно взять спирт и сало.
-- Сало -- универсальный продукт, -- уверен путешественник. -- Калорийный и не требующий приготовления. Спирт тоже всегда пригодится: при простуде, стрессовой ситуации.
Велоковчег, который Микула собирается запатентовать, уже не первое самостоятельно разработанное им оригинальное средство передвижения. Для каждого похода путешественник старается изготовить что-то новое. Раньше, когда он ходил в походы с друзьями, то для больших акваторий (Азовское море, Арал, Онежское озеро) сам соорудил четырехместный раскладной(!) катамаран из стеклопластика. В 1985-м году преодолевал маршрут по Енисею на велокатамаране: жал на педали, которые вращали винт, и плавсредство шло по воде, как катер. В 1992-м во Всесоюзном НИИ Государственной патентной экспертизы (в Москве) Микула закрепил авторское право на вертоплав: педали приводят в движение четыре пенопластовых диска и винт, и средство передвигается по водной глади. А на дюралюминиевых ходулях, которые «легким движением руки» превращаются в палатку, путешественник в честь 10-летия Независимости Украины поднялся на Говерлу, покорил итальянский Везувий и греческий Олимп.
Свои маршруты Леонид Микула обязательно посвящает кому-нибудь из любимых людей или приурочивает к знаменательной дате. Первый свой одиночный поход он посвятил своему отцу, которого никогда не видел.
-- В декабре 1941-года, когда я родился, моей матери пришло известие о том, что отец погиб на фронте. Я пришел, а он ушел, -- вспоминает Микула. -- Наша жизнь -- сплошной поход. Только я путешествую активно. В 1985-м году прошел от самой южной точки СССР -- города Кушки -- до северной, мыса Челюскина. Я нес в капсуле пограничникам Севера южную землю.
Леонид Микула преодолел примерно шесть тысяч километров, проехав на велосипеде 4700 и проплыв на велокатамаране около 1200.
А на Гринвичском меридиане, который символически проходит через французский городок Виллар-Сюрмер на берегу Атлантики, донецкий странник, протопавший 2200 километров от украинского Чопа через Венгрию, Австрию и Германию до Франции, встретил начало третьего тысячелетия.
Антарктический переход, намеченный на зиму 2005--2006-го года, будет посвящен его любимому путешественнику, предпринявшему в 1912 году поход на Южный полюс, Роберту Скотту. Также Леонид Митрофанович приурочивает свой «ледовый поход» десятилетию Украинского антарктического центра.
Микула со своим напарником планируют вылететь из Украины во Францию, затем -- в Аргентину, оттуда доберутся до английской полярной станции Халли (на северо-западном побережье Антарктиды). И рассчитывают за 30 дней преодолеть 1600 километров до Южного полюса.
Финишировать ледовый велопробег должен на украинской антарктической станции. Однако как будут добираться покорители Южного полюса с «оси Земли» до станции, Микула держит в секрете.
-- Дайте мне удивить мир, -- заявил он на прощание.