Культура та мистецтво

Народный артист россии сергей шакуров: «после того, как я показал со сцены голый зад послу… Меня выдвинули на государственную премию»

0:00 — 13 січня 2004 eye 1633

В свои 62 года популярный актер остается одним из самых снимаемых, при этом независим в своих суждениях и выборе режиссеров

За свою творческую жизнь Сергей Шакуров сыграл массу ролей -- от алкоголиков и шутов до губернаторов и криминальных авторитетов. Правда, как он сам признается, любимых ролей у него нет. «Когда показывают фильмы с моим участием, могу высидеть перед телевизором 3--4 минуты. Потом не выдерживаю, выключаю. Не интересно!» -- признается Шакуров. Кстати, мало кто знает, что, не так давно актер… запел. Более того, собирается выпустить компакт-диск.

«Очень тяжело смеяться, плакать и… играть пьяного человека»

-- Сергей Каюмович, до недавнего времени вы отказывались сниматься в сериалах. Теперь вас все чаще можно увидеть в отечественных мыльных операх…

-- Дело в том, что обычно сериалы снимают по низкопробным сценариям. Соглашаюсь сниматься, только если мне уж очень нравится сценарий. Тогда приходится работать круглые сутки и учить наизусть огромное количество текста. Первый мой опыт -- роль высокопоставленного чиновника в украинском сериале «Кукла».

-- Неужели алкоголиков играть проще, чем власть имущих?

-- Труднее всего смеяться, плакать и… играть пьяного человека. Кажется: ну что там сложного -- шатайся себе из стороны в сторону, и все… Вообще, скажу честно, выпив хотя бы немного, сыграть пьяного НЕВОЗМОЖНО!

Кстати, что касается моего героя алкаша Колюни из картины Леонида Квинихидзе «Друг», то, если помните, моим партнером по съемочной площадке был огромный черный пес по кличке Ют. Перед началом съемок хозяйка собаки, очевидно, решив, что я постоянно буду подвыпившим, сразу же меня предупредила, что пес не переносит запаха алкоголя и сильно кусается. «Татьяна Васильевна, -- успокоил ее я, -- это же тяжелая физическая работа. Как я могу в течение четырех месяцев приходить пьяным на съемочную площадку?»

-- Колюня -- образ собирательный, или у него есть прототип?

-- Господи, да таких Колюней у нас море. Вышел на улицу, постоял часок другой под винно-водочным магазином… А главный инструмент актера -- искусство перевоплощения. Правда, как ни парадоксально, немногие актеры им владеют. Не сочтите за хвастовство, но у меня с этим все в порядке. Допустим, я немного читал об Александре Даниловиче Меньшикове, которого играю в сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов», а вот о Страдивари ничего не знал, но тем не менее он прекрасно получился. Чутье! Оно либо есть, либо его нет. Я в детстве такие номера в классе откалывал! Учителя просто падали.

-- А как родители относились к этому?

-- Я коренной москвич. Мой отец славился на всю Белокаменную как лучший охотник -- у него была псарня на 16 собак. Он был постоянно занят, и мы его очень редко видели. Поэтому моим воспитанием занималась, а точнее сказать, совсем не занималась мама. В семье я четвертый, младший, ребенок. С десятилетним отрывом родился и рос под присмотром братьев и сестры. А мама никогда не читала мне нотаций, не поучала, не ругала за двойки, прогулы и хулиганство. Даже в школу, когда вызывали родителей, ходили брат или сестра. Так что родители не баловали меня своим вниманием. Я рос сам по себе.

В седьмом классе я поступил в драмкружок, а после школы из двух увлечений -- актерство и спорт -- верх взяло первое. В 1961 году по рекомендации известного драматурга Виктора Розова я поступил в школу-студию при Центральном детском театре.

-- В юности вы ведь достигли отличных результатов в спорте…

-- В 10 лет я занялся акробатикой, в 18 стал мастером спорта. Меня начали тащить в цирк, и я даже подумывал, а не поработать ли мне там. Не могу сказать, что с детства мечтал о цирке, но спортивная карьера заканчивается очень рано, а в цирке тогда можно было заработать неплохие деньги. За мной ходило несколько агентов из московского цирка на Цветном бульваре, уговаривали. Но судьбе было угодно, чтобы я попал на театральные подмостки. Я был молодым, импульсивным, хотелось все попробовать. Кстати, мои спортивные навыки в дальнейшем мне очень пригодились в театре и на съемочной площадке. Я на сцене выделывал такие номера… Сальто, колесо -- для меня не проблема. Даже сейчас могу запросто выполнить сложные акробатические трюки.

-- В свои 62 года вы в прекрасной форме. Помогает спорт?

-- Конечно! Диеты, пластическая хирургия -- бред это все! Сейчас все с головой кинулись следить за своей внешностью, а как это правильно делать, никто не знает. Ложатся под нож пластических хирургов, подтяжки делают… Причем не только женщины -- и мужики туда же. Ладно бы артисты, так еще и политики. Только занимаясь спортом можно остаться молодым, энергичным. Сейчас постоянно играю в теннис. Пару часов, проведенные на корте, дают такой заряд бодрости… Честно говоря, теннисом я начал заниматься только потому, что рядом с домом были корты. Это уже потом затянуло по уши. Кстати, йогой тоже увлекаюсь. В общем, не даю себе раскиснуть…

«Моя нынешняя третья жена намного моложе меня»

-- Славу донжуана по-прежнему поддерживаете? Вы ведь -- известный покоритель женских сердец, одних только официальных браков…

-- Сколько? (Смеется. ) Не так уж много! Со своей первой женой я развелся в 1984 году, прожив вместе 15 лет. Оставил ей и сыну Ивану, которому уже, кстати, 35 лет, квартиру и ушел. Сразу же женился на актрисе Татьяне Кочемасовой, которая была на 19 лет моложе меня. Мы с ней познакомились на съемках фильма «Портрет жены художника» в 1981 году. Она тогда была студенткой Щукинского училища. В общем, я положил на нее глаз. И не только я. Ею не на шутку увлекся и другой популярный актер. Но девушка дала мощный отпор как мне, так и моему приятелю. Меня это завело. По распределению Таня попала в Театр имени Станиславского, где я тогда работал. И после длительной осады мы одновременно развелись и тут же поженились. С Татьяной у нас дочь. В этом году ей исполняется 18 лет.

-- Тем не менее через несколько лет вы опять стали холостяком…

-- С Таней мы вместе прожили 10 лет, но однажды я собрал вещи и ушел… на улицу. В декабре того года я слег в больницу с диагнозом «гипертонический криз». Долго болел. Татьяна с дочерью навещали меня, и однажды прямо в больнице мы серьезно поговорили -- расставили все точки над «i».

-- У вас сложный характер?

-- Не знаю. В семейной жизни много подводных камней. К примеру, моя вторая жена Таня терпеть не могла, когда я смотрел футбол по телевизору: два часа я был в полной отключке. А когда на ответственные матчи ходил болеть на стадион, это тоже порождало массу конфликтных ситуаций. Так реагируют многие женщины, хотя некоторые рассуждает иначе: «Боже мой, как хорошо: мужик уходит на целые выходные на рыбалку, сидит себе там довольный на льду, а я делай, что хочешь!»

Обо всем можно договориться. У тебя девичник? Пожалуйста, иди, ради Бога… У меня две жены были актрисы, это порождало дополнительные сложности: когда работаешь с женой в одном театре и на гастролях вместе -- это перебор. Люди должны друг от друга отдыхать, нельзя все время за ручку ходить. Идеальные отношения между людьми встречаются редко. Мне не удалось испытать абсолютной гармонии с моими женщинами.

-- Неужели супруги вмешивались в ваше творчество? Вы, кстати, с ними советовались, если возникали профессиональные проблемы?

-- Конечно, советовался. Жизнь-то была общая, актерская, а взаимопонимание в творческих вопросах очень важно. Хотя я всегда знал, чего хочу, и на мнение жен мне было абсолютно наплевать. Я не говорил им об этом, конечно. Мы часто спрашиваем совета, чтобы услышать подтверждение собственным мыслям.

Сейчас на вопрос о семейном положении Шакуров отшучивается: «Три внука». Недавно наконец-то Сергей Каюмович официально оформил свои отношения с Екатериной Бабаловой, с которой они вот уже насколько лет вместе. История очередной женитьбы больше напоминает… служебный роман. Все началось с того, что девушка устроилась работать к актеру администратором. Вторая половинка намного младше, но, похоже, молодожены очень счастливы. И хотя по старой привычке супруги на людях не очень-то показывают свои чувства, в отсутствие посторонних воркуют, как голубки, появляясь на всех тусовках только вместе.

«Слава пришла ко мне сразу»

-- Сергей Каюмович, вы суеверный человек?

-- Немного. Дело даже не в суевериях, а в жизненном опыте. Не люблю загадывать на будущее, ни с кем не обсуждаю свои планы. Если сболтну о чем-нибудь важном -- все, это никогда не осуществится, уже проверено. Поэтому ни о чем не рассказываю, молчу до последнего момента. Этим мужчины отличаются от женщин: женщины обязательно целую гору всего намечтают и раззвонят на всю Ивановскую. А судьба? В моем случае все получается именно по велению свыше. Я фаталист, и в моей судьбе везение присутствует постоянно. Я ведь окончил не ВГИК, не Щепкинское, не ГИТИС, а самую обычную школу-студию, причем трехгодичную. По мастерству мне поставили «4». Тем не менее меня сразу взяли в Театр на Малой Бронной. Из 30 человек нашей группы знаменитым стал я один. Остальные непонятно чем занимаются. Один работает на телевидении администратором, одна на радио, еще одна -- на дубляже.

Так вот, когда подошло время служить в армии, судьба опять помогла -- через год работы в Театре на Малой Бронной меня приняли в труппу Центрального академического театра Советской Армии. Одновременно это было засчитано мне как служба в армии. Моя первая работа в этом театре -- роль шута в пьесе А. Толстого «Смерть Ивана Грозного». Я так сыграл роль… Многое сам придумал: задницу показывал голую послу, прибывшему к Ивану Грозному, такие акробатические трюки выделывал… В общем, после премьеры в театральных кругах мой шут вызвал самый настоящий шок. Народ просто повалил в театр. Меня заметили. После этого меня, совсем еще зеленого, выдвинули на Государственную премию. Слава пришла сразу. Я не карабкался по склонам, сбивая пальцы в кровь, и не расталкивал партнеров локтями. Везение? Ясное дело -- судьба!

-- Но настоящую славу вам ведь принесло именно кино…

-- Да, с кино у меня давняя дружба. Причем впервые я снялся 37 лет назад в фильме «Я солдат, мама» и сразу же… в главной роли. Что касается настоящей славы, как вы говорите, то она пришла ко мне достаточно поздно, после телевизионного фильма по роману братьев Вайнер «Визит к Минотавру». После двойной роли -- следователя МУРа Стаса Тихонова и Антонио Страдивари -- меня стали узнавать на улице.

-- Вы ведь свободный художник -- в свое время ушли из двух театров…

-- Из Театра Советской Армии я ушел за компанию с режиссером Хейфицем: у него возникли трения с руководством, а мы дружили… А с Театром Станиславского я расстался, так как там начался спад, и мне стало невыносимо скучно. Кроме того, театр неадекватно ко мне относился (улыбается) -- мало платили. Поэтому я ушел из театра и решил перейти на вольные хлеба. Пойду в один театр -- что-нибудь сыграю, пойду в другой… С тех пор лет 15--20 так и живу, играю по контракту и то, что хочу.

Кстати, немаловажно и то, что я не завишу от режиссеров, мне не нужно, как многим актерам, наступать себе на горло. Вы ведь посмотрите, что творится, взять хотя бы «Ленком». У Марка Захарова совершенно бездарная дочь -- Саша Захарова. Папа делает из нее звезду: тащит-тащит, главных ролей ей надавал, званий кучу выбил. А девочка несчастна, потому что ничего делать не умеет. Она БЕСТАЛАННА!!! Марка Анатольевича, естественно, все боятся, даже корифеи -- Караченцов, Абдулов, Янковский -- молчат. Им ничего не остается, как играть с ней. Совершенно дурацкая ситуация -- я бы такого не терпел.

-- С кем из партнеров вам было приятнее всего работать?

-- Конечно, же с Ростиславом Пляттом. В картине «Визит к Минотавру» он играл моего учителя Амати. Это было что-то грандиозное. Прежде мы не сталкивались с ним на съемочной площадке. На самом деле это была не работа, а настоящий праздник. После съемок мы очень подружились, правда, к сожалению, вскоре он ушел из жизни. Это была его последняя работа.