О том, что рано или поздно украинская система государственной власти все равно будет именоваться парламентско-президентской республикой, политически озабоченная общественность, которая сосредоточена, в основном, в стенах парламента и Кабинета министров, практически не сомневается. Гадания на кофейной гуще в этой среде периодически происходят лишь по поводу сроков наступления часа «Ч». Одни видят в сложных метафорических заявлениях причастных к политическим процессам цифру 2004, обозначающую год отсчета парламентско-президентской республики, для других эта точка отсчета наступает исключительно в 2006-м. Но все же более уверенными в своих прогнозах чувствуют себя политики, делающие ставку на последнюю дату. То есть на 2006 год.
К ним следует отнести народных депутатов, проголосовавших в канун Нового года за законопроект конституционных изменений, предполагающий избрание главы государства в 2004 году на всенародных выборах, а затем, в 2006-м -- в Верховной Раде. Если данному документу и далее будет сопутствовать удача (а на что еще можно уповать нормативно-правовым актам, которые попадают в сессионный зал Верховной Рады?) и приведенный в действие механизм утверждения решений завершится положительным результатом, то именно с 2006 года Украина будет жить по законам парламентско-президентской республики со всеми вытекающими отсюда последствиями. Конкретизировать их в который раз не будем. «ФАКТЫ» неоднократно писали о предложениях конституционного реформирования, которые вносились политиками на этапе его подготовки. В том числе и о «запущенном в производство» варианте политической реформы, именуемом в Верховной Раде как проект Медведчука-Симоненко -- по фамилиям политиков, принимавших участие в подготовке этого документа. А что делать активистам политического движения до 2006 года?
На этот вопрос координатор парламентского большинства в Верховной Раде Степан Гавриш (являющийся соавтором двух законопроектов по внесению изменений в Конституцию, одобренных правоведами, но не коллегами по работе в Верховной Раде) отвечает просто -- готовиться к избранию главы государства. В интервью еженедельнику «Бизнес» народный депутат Степан Гавриш даже назвал наиболее приемлемую кандидатуру на пост президента. По его мнению, в случае реализации конституционной реформы (чем, собственно, сейчас и занимается парламент) наиболее благоприятным для Украины является переизбрание действующего президента страны Леонида Кучмы до 2006 года.
Тем более что и Конституционный суд недавно признал: Леонид Кучма имеет полное право в очередной раз баллотироваться на высший пост. Ведь первые пять лет руководство страной он осуществлял в отсутствии Конституции, предписывающей следующее -- один и тот же человек не может занимать должность президента на протяжении двух и более отведенных для этого сроков.
Степан Гавриш, отвечая на вопрос еженедельника, не считает ли он, что 2004--2006-е годы будут потеряны для Украины, поскольку за такой срок президентского правления невозможно реализовать нормальную программу действий, народный депутат сказал: «Нельзя согласиться с такой постановкой вопроса. Во-первых, очевидно, что политическая и экономическая элита Украины заинтересована в президенте, который не будет иметь собственных амбиций на 2006 год, и она будет искать человека, который сможет обеспечить, как минимум, стабильность развития, стабильность реформ. Я думаю, что этим президентом, как ни странно, может быть только действующий глава государства -- Леонид Кучма». «Если же к власти придет новый человек с серьезными амбициями и не сможет за эти годы реализовать свою программу, то мы получим противостояние, которого еще не видели в Украине», -- цитирует агентство «Интерфакс-Украина» интервью Степана Гавриша. Координатор большинства на уточняющий вопрос, будет ли избрание Леонида Кучмы в октябре этого года оптимальным вариантом развития событий для украинской экономики, сказал: «Я считаю этот вариант наиболее благоприятным для Украины».
Сам Леонид Кучма в конце декабря на пресс-конференции по итогам уходящего 2003 года в который раз заявил об отсутствии у него желания вновь баллотироваться на президентский пост. При этом глава государства подчеркнул, что полон решимости поддержать любой вариант политической реформы, который утвердит Верховная Рада.
Сейчас в парламенте идут кулуарные бои за то, чтобы проголосовать еще два подготовленных и «не забракованных» Конституционным судом законопроекта о внесении изменений в Конституцию. И если парламентская схватка закончится перемирием в виде вынесения на рассмотрение в сессионный зал этих документов, то дальнейшее развитие событий в политической тусовке обещает быть по меньшей мере зрелищным.