Події

«удаляя мне в детстве разорвавшийся аппендикс, врачи заодно выяснили, что у меня сердце и селезенка расположены справа, а печень -- слева», -- говорит 46-летний «человек-наоборот» александр стацюк

0:00 — 20 січня 2004 eye 1014

По статистике, зеркальное расположение внутренних органов встречается у одного человека из десяти тысяч

Житель поселка Олыка Волынской области Александр Стацюк -- местная знаменитость. Он -- «человек-наоборот», у которого сердце расположено с правой стороны груди, печень -- слева, и так далее. Слава на Александра Васильевича свалилась после статьи об особенности его организма, опубликованной в одной из местных газет. Теперь его останавливают на улице даже малознакомые люди, справляются о самочувствии. Подобная «звездность» Александру Стацюку быстро надоела, поэтому уговорить его на интервью оказалось делом непростым. Лишь уточнив, что в гости пожаловал корреспондент «ФАКТОВ», наш герой разговорился…

«Однажды врач решил, что у меня… вообще нет сердца»

-- О том, что у меня все органы расположены наоборот, я узнал лет в восемь, -- рассказывает Александр Стацюк. -- Мы с семьей жили тогда в Казахстане, я учился во втором классе. Помню, неожиданно разболелся живот, поднялась температура. Поехали с отцом в больницу. Обследовав меня, врачи зашли в тупик: вроде бы налицо все симптомы аппендицита, а характерная боль почему-то слева. Я пролежал в больнице трое суток. Ко мне приглашали даже алма-атинских светил. В конце концов дошло до того, что воспаленный аппендикс лопнул, состояние резко ухудшилось, и меня срочно прооперировали. Каково же было удивление врачей, когда злосчастный отросток обнаружился не справа, где ему положено быть, а слева. Я был в тяжелейшем состоянии, практически при смерти, но, слава Богу, откачали. А заодно выяснили, что все мои внутренние органы расположены с точностью до наоборот: печень слева, селезенка и сердце -- справа.

Кстати, о том, что сердце у меня не на обычном месте, мать узнала, когда мне не было еще и шести. Родился я вполне нормальным, полноценным ребенком, активно развивался. Однажды, набегавшись, пожаловался маме на боль в груди. Встревожившись, она отвела меня в поликлинику. Врач, прослушав сердце с левой стороны, опешил -- сердцебиение отсутствовало. Лишь убедившись, что фонендоскоп (прибор для обследования сердца. -- Авт. ) исправен, он догадался послушать меня справа. Обследование показало, что, несмотря на аномальное расположение, сердце у меня совершенно здоровое. Медикам ничего не оставалось делать, как констатировать, что мой организм уникален.

Кроме этого случая и операции по удалению аппендикса, на здоровье я, слава Богу, не жаловался и к врачам не обращался. Хотя интересные случаи, связанные с моей «зеркальностью», бывали. Однажды врач решил, что у меня… вообще нет сердца. Я проходил медкомиссию в качестве допризывника, о своей особенности никого не предупредил -- было любопытно, как скоро меня рассекретят. Самое интересное началось, когда очередь дошла до кардиолога. Молодой врач долго пытался прослушать мое сердце, на всякий случай проверил пульс, а потом, оставив меня одного в кабинете, побежал в ординаторскую, чтобы сообщить сенсацию: у одного из допризывников вообще нет сердца. Более опытные коллеги отреагировали на новость начинающего специалиста скептически: чего только парни не придумают, чтобы не идти в армию. Однако решили все-таки на меня взглянуть. Приставив фонендоскоп к моей груди, пожилой кардиолог вдруг изменился в лице, поинтересовался самочувствием, измерил кровяное давление и уже хотел отправить меня на стационарное обследование, но я предложил попробовать послушать сердце справа. Врач расплылся в радостной улыбке: «Вот оно что!» Кстати, в армию меня так и не забрали, потому что я был единственным внуком у бабушки -- мама умерла много лет назад, а отец жил с новой семьей в Грузии.

… Однажды в нашу районную больницу прислали на практику студентов медицинского училища. По соседству с нами жил врач Невский, ныне покойный. Замечательный был терапевт и большой шутник. Мы с ним сговорились, что я приду к нему вроде как на прием, но на самом деле разыграть студентов. Практикантам предлагалось определить, в каком состоянии мое сердце. Прикладывая фонендоскоп к левой стороне груди, они лишь растерянно улыбались. Когда же наш секрет, наконец, был раскрыт, все стали наперебой просить еще раз послушать сердце.

Кстати, идея поразить студентов у Невского возникла после того, как я разыграл его самого. Однажды у меня заныла печень, и я отправился в поликлинику. Ощупав мой живот, врач уверенно констатировал: с печенью все в порядке. Тогда я предложил ему обследовать меня с левой стороны. Врач посоветовал несколько дней посидеть на диете.

«Нас с женой беспокоило лишь одно: не отразится ли моя особенность на детях»

-- У вас в роду встречались подобные аномалии?

-- Нет. Во всяком случае, мне об этом ничего не известно. Мать страдала пороком сердца, но у нее оно было расположено как обычно -- слева. Да и я не чувствую себя каким-то особенным. Сердце стучит справа, но я привык. Никаких диет не придерживаюсь, в хорошей компании могу и пятьдесят граммов выпить. Так что, если бы не врачи, возможно, до сих пор не знал бы, что у меня внутри все наоборот.

-- Когда вы познакомились с будущей женой, рассказали ей все без утайки?

-- Да. Прежде чем пожениться, мы четыре года встречались, хорошо друг друга узнали. Нас с Леной беспокоило лишь одно: не отразится ли моя особенность на наших детях. Специалисты, с которыми мы советовались, успокоили: по наследству зеркальное расположение органов не передается. У нас сейчас двое замечательных здоровых детей: дочка Аня и сын Саша.

-- У Александра Стацюка аномалия закладки органов, при которой расположены наоборот и сердце, и печень, и селезенка, и аппендикс, -- говорит декан биологического факультета Волынского государственного университета, специализирующаяся по анатомии и физиологии человека, кандидат биологических наук Людмила Шварц. -- В этом нет ничего страшного. Зеркальное расположение внутренних органов не является причиной какого-либо заболевания. Такие люди могут дожить до ста лет и ни разу обращаться к врачу. Более того, человек долгое время может и не догадываться о своей уникальности. А если уж его начинает беспокоить здоровье, то, как правило, появляются труднообъяснимые симптомы. Например, боли в груди справа. В начале 80-х, когда я была еще студенткой, нам пришлось иметь дело с пожилым пациентом, который не подозревал, что у него все органы расположены наоборот, пока не угодил на больничную койку. В тот день он, как обычно, шел на работу. Вдруг на улице, схватившись за сердце, упал на асфальт. К счастью, возле него оказалась медсестра. Она сначала ничего не поняла: бедняга стонал и держался рукой… за правую сторону груди. Оставив выяснение подробностей на потом, женщина вызвала «скорую». Мужчину госпитализировали в кардиологическое отделение с диагнозом инфаркт миокарда. А за правую сторону он держался, потому что именно там располагалось сердце. Нам, юным практикантам, было очень интересно наблюдать столь редкую аномалию.

-- Что вы можете сказать о ее причинах?

-- Непростой вопрос. Можно предположить, что определенное влияние на процесс закладки органов оказывают наследственность, инфекции, а также наркомания, курение, алкоголизм. Но предвидеть аномалию невозможно…

-- По статистике, зеркальное расположение внутренних органов встречается один раз на десять тысяч рождений, -- говорит заведующий отделением анестезиологии и интенсивной терапии Луцкого роддома заслуженный врач Украины Николай Филипчук. -- Это явление, безусловно, редкое, однако не опасное. Я много лет не имел дело с такими пациентами. Года два назад у нас рожали две женщины с органами наоборот. К счастью, дети у них появились на свет вполне здоровыми, с мамами тоже все в порядке…