События последних дней опровергают утверждения депутата о том, что боевики партии воюют только на своей территории
На днях на израильско-ливанской границе произошло ЧП. В бульдозер, работавший на строительстве стены, возводимой Израилем вдоль своей границы с Сирией, Ливаном и другими арабскими государствами, попала противотанковая ракета, выпущенная бойцами «Хизболлах» (ливанская «Партия Аллаха»). Бронированный бульдозер разворотило, находившийся в нем израильский военный погиб. Судя по сообщениям мировых информагентств, подтвержденным «ФАКТАМ» и в дислоцированном в Ливане укрбате, «Хизболлах» предприняла этот акт после того как в течение суток израильская авиация более 20 раз нарушила воздушную границу северного соседа. Подобные нарушения суверенитета этого государства Израилем, в принципе, дело привычное. Автор этих строк, будучи недавно в Ливане, не раз наблюдала и даже фотографировала самолеты армии Израиля в небе. Мировое сообщество относится к этому с пониманием -- мол, должен же Израиль знать об изменениях в дислокации тех же бойцов «Хизболлах», к примеру, или других военных передвижениях. Тем более, что не далее чем на прошлой неделе в Ливане состоялась встреча лидеров «Хизболлах» и «Хамаза» (обе арабские партии находятся в американском списке террористических организаций). И хоть лидеры «Хизболлах», вполне легитимной ливанской партии, имеющей даже своих представителей в парламенте, утверждают, что переговоры не носили военный характер, израильтяне, похоже, не очень-то поверили в это. Кстати, в ответ на атакованный бульдозер Израиль разбомбил три позиции «Хизболлах» в горах. Одна из них расположена совсем рядом с украинской миротворческой позицией (UNIFIL), и местные жители рассказывали, как весенними ливнями в прошлом году с этой позиции в море смыло до 20 ракетных установок. Несмотря на все старания бородатых бойцов, спасти технику не удалось.
Во время поездки в Ливан автору довелось поговорить о деятельности «Хизболлах» с одним из лидеров «Партии Аллаха», депутатом парламента Ливана от этой партии доктором Хусейном Аль Хаж Хасаном. Кстати, журналистам из Украины до сих пор не приходилось общаться с лидерами этой организации.
Пытаясь найти в Бейруте офис пресс-службы «Хизболлах», где была назначена встреча с доктором Аль Хаж Хасаном, мы с коллегой и переводчиком около 40 минут кружили в одном из кварталов ливанской столицы, спрашивая у местных жителей дорогу. Но улицы в Бейруте, кроме нескольких центральных, названий не имеют (как здесь работает почта -- уму непостижимо). Прохожие арабы, как оказалось, ни за что не признаются, что не знают ответа на ваш вопрос, -- это что-то ментальное. Поэтому с одного перекрестка два местных жителя могут послать вас к цели в противоположных направлениях. Минут через 15 блужданий, когда мы уже по выражению глаз определяли, знает ли наш собеседник, о чем говорит, дело пошло веселее, и вскоре мы сидели в уютном офисе «Хизболлах». Руководитель пресс-службы партии порекомендовал мне надеть мусульманский платок хиджаб, а всем мужчинам раздал анкеты. Потом, обращаясь исключительно к ним, сообщил, что депутат выйдет к нам через пять минут. «Ничего, что вопросы буду задавать я?» -- спросила я с гордым видом освобожденной женщины Востока. «Ничего», -- успокоил меня пресс-секретарь, по-прежнему обращаясь к мужчинам.
Доктор Аль Хаж Хасан оказался улыбчивым и словоохотливым человеком вполне европейского вида. Правда, несмотря на то, что вопросы задавала я, он также отвечал исключительно мужчинам, иногда лишь кося глазом в мою сторону.
-- Доктор Хасан, что будут делать боевики вашей партии, когда Израиль освободит спорные территории в Ливане и Сирии? Сложите ли вы оружие? -- спросила я депутата.
-- Должен вам напомнить, что Израиль захватил территорию Ливана еще в 1982 году, а потом, когда началось активное сопротивление народа Ливана, постепенно начал выводить войска, -- ответил доктор. -- В этом сопротивлении ведущая роль отводилась «Хизболлах». И в 2000 году ливанский народ сумел изгнать израильские войска, которые остались лишь на ферме Шабаа и горе Фаршуба. Кроме того, Израиль до сих пор держит в плену десятки ливанцев, ежедневно нарушает воздушное и морское пространство Ливана. Большой проблемой для нас являются и 400 тысяч палестинских беженцев, живущих на нашей территории. Мы поддерживаем их желание возвратиться на собственную территорию и стремимся обеспечить его. Как арабы мы просто обязаны восставать, пока не будут освобождены все земли Ливана и Сирии. А что будет после этого, я не знаю. Проблем много, но пока не решена главная, даже постановка других вопросов отложена
-- В каких регионах Ливана влияние партии наиболее заметно?
-- В Южном Ливане, в Баальбеке (долина Бекаа), где расположена штаб-квартира «Хизболлах», в Бейруте, на севере и востоке Ливана Собственно, везде. Мы не загнаны в свой угол. И мы открыты всем, чувствуя поддержку народа и государства, поддержку Сирии и всего арабского мира. Все решения Ассоциации арабских государств, Мусульманской конференции поддержали сопротивление в Ливане и Палестине и классифицировали нас как нетеррористов.
-- «Хизболлах» называют партией молодых, видимо, из-за ее радикальности. Каков средний возраст членов партии и какова ее численность?
-- В «Хизболлах» люди всех возрастов, хотя, действительно, молодежи больше всего, что и дает партии ее энергию и силу. О численности партии сказать не могу -- не знаю. Думаю, что нам сочувствуют все, кто соблюдает Рамадан.
-- Ливан бурно отстраивается после войны. Нам пришлось поговорить с жителями его юга -- они мечтают лишь об одном -- о мирной жизни, возможности работать и спокойно жить со своими семьями. Слышала и нарекания в ваш адрес: мол, из-за того, что «Хизболлах» постреливает, не идут инвестиции, столь нужные для оздоровления южноливанской экономики.
-- Кто же не любит мирную жизнь!.. Терроризм и агрессия -- не наша инициатива. Кто оккупировал Западный берег реки Иордан, Сирию и Ливан? Кто имеет 400 тысяч боеголовок и угрожает арабскому миру? Кто убил в Кане 106 мирных граждан? Не мы. Израиль. У нас есть лишь легкое оружие -- оборонительного назначения. Или вы хотите, чтобы нас резали, как баранов? Мы, конечно, понимаем беспокойство граждан Ливана, но воспринимаем его спокойно -- мы ведь их защищаем.
-- Вдоль всех дорог Южного Ливана висят портреты погибших боевиков «Хизболлах». Сколько их было?
-- Погибли 1285 шахидов и более 100 тысяч ливанцев. Это за 18 лет военных действий. 106 мирных жителей только в Кане погибли под израильскими бомбами.
-- В прессе утверждают, что в горах партия имеет центры подготовки шахидов-смертников. Так ли это?
-- Таких точек у нас нет, хотя некоторые ребята готовы пожертвовать собой ради освобождения своей земли. Делают они это, не находя другого выхода. Члены «Хизболлах» совершали это только 15 раз в течение 20 лет и все -- на территории Ливана. Кроме того, за это время было совершено 10 тысяч нападений на израильские позиции. Еще 1200 членов «Хизболлах» погибли в бою с оружием в руках. Взрывающие себя шахиды -- это не массовое явление, а особый случай. Мы любим жизнь и избегаем смерти -- а умирать идем, чтобы лучше было жить.
-- Чем вы объясните тот факт, что США внесли вашу партию в список террористических организаций?
-- Внес ведь не народ США, а их властные структуры, считающие арабские страны сферой своих жизненных интересов. В США очень сильно сионистское лобби, а также нефтеторговцы и торговцы оружием. Их интересы есть в Ираке, Сирии, Панаме, в Сомали, где угодно Все, кто воюет против Израиля, зачисляются Америкой в террористы. США обвиняют бен Ладена в терроризме А кто его готовил, когда он воевал в Афганистане против СССР? Финансово его поддерживала Америка, как и Саддама Хусейна, когда он воевал с Ираном и травил газом курдов. «Хизболлах» никогда не вел боевых действий за пределами Ливана -- мы понимаем разницу между терроризмом и движением сопротивления. Но ведь и Советский Союз сопротивлялся, когда на него напал Гитлер? Мы против убийства невинных -- а это и есть терроризм, но сопротивление оккупантам -- это наш долг.
-- Поддерживает ли «Хизболлах» контакты с другими организациями из американского списка -- «Хамазом», «Аль-Каидой»?.. Если да, то на какой основе?
-- С «Хамазом» мы поддерживаем политические контакты, но у нас нет с этой организацией отношений на уровне действий. Мы поддерживаем «Хамаз» политически и финансово, как и остальные палестинские группировки. С «Аль-Каидой» же у нас никогда не было никаких отношений.
-- Назовите, пожалуйста, источники финансирования вашей партии
-- Аллах, -- смеется он. -- А если серьезно, то в основном это добровольные пожертвования ливанцев и различных мусульманских организаций. Принимаем мы и помощь из-за границы -- в основном это Иран и Сирия. Помимо чисто финансовой помощи, наших раненых лечили в зарубежных больницах, где, кроме того, делали прививки нашим детям. Мы дружим со всеми государствами, которые не против этой дружбы. В 2000 году сразу после освобождения Ливана были арестованы 3 тысячи израильских агентов из так называемой Армии Южного Ливана. Это люди, получавшие деньги, и крупные, от Израиля, лично принимавшие участие в убийствах мирных жителей и партизан, сжигавшие дома ливанцев и т. д. Никто из них не был сурово наказан. Все, что мы сделали, это арестовали их и отдали государству. Их судили, и многие из них уже на свободе. Это произошло не потому, что мы бессильны, -- мы не имеем права обижать людей.
-- Как вы прокомментируете сообщения в прессе о том, что основным направлением экономики вашей партии является наркобизнес и удаленные от дорог участки долины Бекаа отведены под коноплю?
-- Мы -- партия мусульманская -- и этим все сказано, то есть наркотики и все, что с ними связано, для нас неприемлемы.
P. S. Конечно, обстрел бульдозера на территории Израиля (не первый, кстати, обстрел израильтян на их земле) самим фактом опровергает утверждение лидера «Хизболлах» о том, что они воюют только на своей территории. Оправдание можно найти всему, но в ходе мировой истории был выведен один непреложный закон: злом зло никогда не победишь, под какими бы благими лозунгами оно не совершалось.