Когда выяснилось, что 29-летний вадим, у которого отказали почки, вич-инфицирован, врачи были вынуждены прекратить очищать его кровь с помощью специального аппарата

0:00 — 2 липня 2004 eye 4335

Вскоре после этого мужчина впал в кому. Шансов, что он выживет, практически не было. Вадима спас новый метод очистки организма -- теперь его неработающие почки «заменяет» пластиковый пакет с 2,5 литрами специального раствора

-- Мои почки перестали работать осенью прошлого года, -- говорит житель Донецка Вадим. -- Чтобы очистить организм от шлаков, врачи обычно используют аппарат «искусственная почка». Процедура называется гемодиализом. Я прошел ее всего два раза, когда мне отказали в дальнейшей помощи: анализ крови показал, что я ВИЧ-инфицирован. Без гемодиализа из-за самоотравления вредными веществами человек погибает. У меня появилась одышка, я перестал ходить, и через три недели впал в кому…

Мало кто верил, что Вадима можно спасти. Его состояние было очень тяжелым. Организм стал выводить скапливающиеся шлаки через кожу и слизистые оболочки. В это же время лечащий врач мужчины узнал, что в Украине начали применять принципиально новую методику очистки крови при неработающих почках (подробно о ней «ФАКТЫ» рассказывали 2 апреля 2004 года). Если бы удалось избавить организм Вадима от вредных веществ, у него появился бы шанс выжить.

-- Родные Вадима дали «добро» на проведение операции, и ему в брюшную полость вшили катетер, -- объясняет доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней Донецкого медицинского университета имена М. Горького, нефролог отделения хронического гемодиализа Донецкой областной больницы Игорь Родин. -- Через него Вадиму начали четыре раза в день вводить два с половиной литра специального раствора, который «вытягивает» все шлаки, отравляющие организм. Еще две недели после начала перитонеального диализа Вадим находился между жизнью и смертью, а затем его состояние стало улучшаться, силы возвращались. Нам удалось спасти этого пациента от верной гибели только благодаря новому методу. Три месяца назад, на очередном осмотре, Вадим меня огорошил: «Я вышел на работу!»

-- Теперь я ценю каждое мгновение жизни, возможность быть рядом со своими друзьями, женой и дочкой, -- добавляет Вадим. -- На майские праздники даже ездил с семьей на неделю отдохнуть в Ялту. Взял несколько пакетов с раствором, и в гостиничном номере делал процедуру. Думаю, и в машине это возможно. На ручках в салоне есть крючочки, на которые удобно вешать пакет с раствором. Так что я могу отправиться даже в дальнее путешествие…

«Из-за отеков мое лицо по форме напоминало грушу, а ноги стали, как у слона»

-- До сих пор с ужасом вспоминаю, как я увеличивался в объемах, из-за того что в организме накапливалась вода, -- говорит Вадим. -- Лицо по форме напоминало грушу, а ноги были, как у слона. Я подносил к глазам руку и не мог поверить, что это мои пальцы. Они были похожи на сосиски. Я чувствовал, как жидкость «ходит» по организму.

Мы беседовали с Вадимом в загородном кафе. Он отказался от встречи в больнице -- слишком свежи воспоминания о том периоде, когда он находился на грани между жизнью и смертью. Честно говоря, если бы я не знала, что пришлось пережить этому молодому мужчине, ни за что не догадалась бы о его проблемах со здоровьем.

-- Впервые я обратился к врачам-нефрологам год назад, -- продолжает Вадим. -- У меня стали сильно отекать ноги, появилась боль в пояснице. Но после медикаментозного курса лечения я почувствовал себя гораздо лучше.

Четыре месяца Вадим не появлялся в больнице, но вскоре болезнь снова дала о себе знать. И гораздо агрессивнее, чем в первый раз.

-- У Вадима было воспаление почек -- нефрит, -- объясняет Игорь Родин. -- Болезнь спровоцировала развитие почечной недостаточности. Во время обследования я обнаружил, что у Вадима увеличены лимфоузлы. Это говорило, что он, возможно, ВИЧ-инфицирован. Анализ подтвердил мои предположения. Когда мы получили результат, пришлось отменить уже назначенный гемодиализ. Рисковать было нельзя -- ВИЧ-инфекцией могли заразиться врачи и медсестры.

-- А другие пациенты, которые проходят гемодиализ, могут «подхватить» ВИЧ, если перед ними процедуру делали зараженному человеку?

-- Нет. Доказано, что это невозможно. После каждого сеанса аппарат «искусственная почка» проходит химическую и тепловую обработку. Перед очередной процедурой в нем не остается ни капли крови предыдущего пациента, он очищен от всех вирусов и бактерий.

-- Вы думали о том, где и как могли заразиться ВИЧ? -- спрашиваю Вадима.

-- Да, конечно. Несколько лет назад я баловался наркотиками. Покуривал, кололся. Но жесткой зависимости не было. Теперь понимаю, что занимался глупостями от нечего делать. Шприцы старался использовать только стерильные. Хотя… Все могло случиться.

Ответ на вопрос Вадиму дался с видимым трудом. Причем сначала он даже хотел уйти от этой темы. Но затем решил: «Может, мой пример поможет кому-то избежать такой участи».

-- Специалистам известно, что у некоторых ВИЧ-инфицированных пациентов развивается воспаление почек, приводящее к почечной недостаточности, -- продолжает Игорь Родин. -- Ведь ВИЧ -- это поломка в иммунной системе человека. Организм принимает собственные ткани почек как чужеродные и начинает с ними бороться.

«Я не знаю, как благодарить своих друзей, которые помогают оплачивать мое лечение»

-- Мы смогли помочь Вадиму только благодаря тому, что его родные и друзья собрали средства для оплаты растворов, которые используются при перитонеальном диализе, -- говорит Игорь Родин. -- В Донецкой области людям с отказавшими почками государство оплачивает только процедуру гемодиализа. Хотя уже во многих регионах нашей страны таким больным выделяют средства и на применение новой методики.

Пока Вадим находился в больнице, возле него постоянно была мама. Ее научили вводить и сливать раствор из брюшной полости сына. Затем, когда к Вадиму вернулись силы, эту процедуру начал выполнять он сам.

-- Даже после выписки я еще был очень слаб, -- продолжает Вадим. -- Хотя и хорохорился. Говорил всем, что буквально завтра выйду на работу. Но сам даже встать не мог. Меня поднимали, а мне казалось -- какой я высокий!

Под рубашкой Вадим поправляет трубочку, выходящую из его живота. Она прикрыта специальным эластичным бинтом -- так ее нельзя задеть или случайно выдернуть.

-- В общей сложности я пролежал четыре месяца, -- продолжает мужчина. -- Только когда мой организм полностью очистился от скопившихся шлаков, почувствовал, что ко мне возвращается жизнь.

Вот уже три месяца Вадим работает водителем. А ведь обычно люди, которым поставили диагноз почечная недостаточность, получают первую группу инвалидности. И тогда они, как на работу, ходят на процедуру гемодиализа в больницу.

-- Каждый день я четыре раза делаю себе диализ, -- говорит Вадим. -- Первый раз раствор заливаю в 7 часов утра перед работой, затем в 13. 00, 18. 00 и 22. 00. Но часто бывает, что на ночь не ввожу вообще. Во время сна все процессы в организме замедляются, поэтому шлаков выделяется мало. Первое время было непривычно, что в животе находится больше двух литров жидкости. Казалось, я надувался. А после еды живот становился вообще как барабан. Но вскоре все вошло в норму. Правда, у меня было осложнение -- воспалилась брюшина. При слове «перитонит», которое произнес врач, я ужасно перепугался. Вспомнил фильм Владимира Машкова «Вор», в котором мама мальчика умерла именно от этой болезни. Но оказалось, к раствору достаточно добавить антибиотик, чтобы уже через пару часов все симптомы исчезли.

-- У Вадима уже дважды закупоривался катетер, -- говорит Игорь Родин. -- У других людей, использующих перитонеальный диализ, такого не происходит. Видимо, организм, ослабленный ВИЧ-инфекцией, негативно воспринимает чужеродный предмет.

-- Я очень надеюсь, что со временем мои почки вновь «вспомнят», как очищать организм от шлаков, -- продолжает Вадим. -- Правда, врач говорит, что это утопическая идея. Но ведь почки у меня не погибли, они выделяют жидкость, да и когда последний раз катетер закупорился, я почти неделю не заливал раствор и чувствовал себя при этом хорошо! Было бы здорово, если бы почки начали работать. Тогда не пришлось бы платить за растворы. Если бы не мои друзья, которые помогают мне оплачивать дорогостоящее лечение, не знаю, беседовали бы мы с вами сейчас.

-- В Донецкой области всего два человека находятся на перитонеальном диализе, -- добавляет Игорь Родин. -- Кроме Вадима, еще одна женщина нашла возможность самостоятельно оплачивать раствор. Но я не могу понять, чем жители нашей области отличаются, к примеру, от жителей Крыма, Харькова или Луганска. Ведь уже более семидесяти человек в Украине получают необходимый раствор бесплатно. В нашей области тоже много больных, нуждающихся в такой методике. Очистку крови с помощью аппарата «искусственная почка» нельзя назначать детям до пяти лет, людям, страдающим сердечно-сосудистыми патологиями, нарушениями мозгового кровообращения (после инсульта), при язве желудка. Им, конечно, очищаем кровь в щадящем режиме, но страдает качество жизни, сокращается ее продолжительность. Выход для таких пациентов -- перитонеальный диализ. Существуют противопоказания и для его применения. Новый метод нельзя назначать пациенту, который перенес перитонит, и у него развилась спаечная болезнь. В нашей области, как и в других регионах Украины, нуждающихся в очистке крови больше, чем это можно сделать при помощи «искусственной почки». А ведь каждый такой аппарат работает практически круглосуточно!.. Хочется верить, что скоро врачи Донецкой области смогут назначать новую методику своим пациентам, не задавая им вопрос: «А вы сможете сами покупать себе раствор?»