О том, как 24 года назад Украина встречала факелоносцев, вспоминает председатель Украинского республиканского оргкомитета «Олимпиада-80» Павел Есипенко
Отсутствие туалетов было пикантной особенностью советских автотрасс. Случалось, из-за этого на автозаправках иностранцы теряли своих жен, отошедших под покровом темноты в придорожные кустики. Автотурист, уверенный, что его супруга мирно спит в прицепном фургончике, выезжал на трассу. А чуть позже на освещенную АЗС прибегала полуодетая дама. Милиция по рации передавала на пост ГАИ ориентировку остановить водителя и затем подвозила к нему потерянную супругу.
Чтобы избежать подобных казусов, заместитель председателя Совета Министров УССР Павел Есипенко серьезно подошел и к решению этого, казалось бы, не самого главного вопроса встречи олимпийского огня на территории Украины.
-- Я не обращал внимания на насмешки типа «зампред Совмина Украины, а занимается такой ерундой», -- рассказывает Павел Есипенко, на днях отметивший свое 85-летие. -- Даже говорил: «Вы -- тупари!» По всей трассе следования олимпийского огня -- от Чопа до Киева и дальше до российской границы -- областные службы отремонтировали и привели в идеальное состояние 1147 километров дорог и 6000 километров туристических автомагистралей. Были сооружены полагающиеся по нормам рестораны, придорожные буфеты-»ветерки», автостанции. Разве можно оставить такое хозяйство без санузлов?
Поэтому мы обновили существующие и построили 147 новых санузлов: с горячей водой, унитазами и биде, мылом и салфетками, как полагается по стандарту. Я предложил председателям облисполкомов, по территории которых проходила эстафета олимпийского огня, нанять пенсионеров с зарплатой в 90 рублей, чтобы присматривали за этими удобствами. Зная, что платное всегда лучше сохраняется, решили взимать за услуги символические 2--3 копейки.
Ни в Белоруссии, ни в России ничего подобного не сделали. Об этом даже писала зарубежная пресса. Помню, итальянские журналисты, освещавшие прибытие олимпийского огня в СССР, отмечали: в Италии принято, чтобы туалетная комната была лучшим местом в квартире. Таким же образом подошли к этому вопросу и в Украине.
-- Если такую оценку получили придорожные санузлы, какой же был уровень подготовки киевских гостиниц и спортивных арен?
-- Главным, конечно же, было привести Республиканский стадион в отличное состояние. Мы увидели, на что он похож, и решили: негоже Украине иметь такую убогую спортивную арену. Поэтому постановили не заниматься косметическим ремонтом, а поломать все, что ломается.
-- Что именно разрушили до основания?
-- Выкинули деревянные лавки с разбивкой на 104 тысячи мест. С игрового поля убрали торф, траву, щебенку на глубину 1 метр 38 сантиметров и вывезли на тысяче самосвалов. Чтобы получить полагающееся для телетрансляций освещение мощностью 1200--1500 люксов, разобрали 35-метровые мачты и соорудили 75-метровые, на каждой из которых установили по 300 светильников -- все эти конструкции работают до сих пор.
В ожидании 50 тысяч гостей подготовили 32 киевские гостиницы разрядом не ниже трехзвездочных, а также общежития политехнического, строительного и других институтов.
-- В связи с вводом наших войск в Афганистан в 1979 году Америка бойкотировала XXII Олимпийские игры в Москве, параллельно организовав альтернативные в Лейк-Плесиде под эгидой миллиардера Тернера. Приехали ли в Киев ожидаемые 50 тысяч гостей?
-- Нет. Ведь под давлением США Национальные олимпийские комитеты 30 стран, в том числе ФРГ, Японии, Австралии, Египта, Израиля и других, отказались от участия в Московской олимпиаде. Соревнования в Киеве приехали смотреть 13 тысяч туристов. Ну и что? Принимали-то мы их здорово! Хочу поделиться с вами впечатлениями немецких футболистов. Сборная ГДР размещалась в гостинице «Русь», находящейся рядом со стадионом. А отборочные игры командам выпадало играть и в Киеве, и в Минске. Немцы категорически отказались ночевать в столице Белоруссии. Они специально до конца игры задерживали самолет, чтобы вернуться в Киев. К сожалению, сборная СССР проиграла немцам полуфинал. И в борьбе за «бронзу» выиграла у югославов со счетом 2:0. В составе нашей сборной были киевские динамовцы Владимир Бессонов и Сергей Балтача.
-- Скажите откровенно, Олимпиада -- прибыльное дело или определенное бремя для страны-организатора?
-- Можно в рублях проиграть, а политически выиграть невероятно. Но мы и в деньгах не проиграли -- создали такую красоту! Мобилизовав всех и вся, реконструировали 46 стадионов, в том числе 8 киевских: Республиканский, «Динамо», «Спартак», СКА, «Арсенал», «Старт», «Темп» и «Авангард». Подготовили Олимпийскую базу в Конче-Заспе с пятью полями.
-- И что, вся подготовка к киевскому турниру прошла без сучка без задоринки?
-- Любителям спрашивать: «Кто-то сорвал график подготовки?» или «Вас вызывали на ковер?» отвечаю: за две недели до начала Игр руководители республики -- Владимир Щербицкий, Александр Ляшко, Алексей Ватченко -- объехали все объекты и не сделали ни одного замечания! Видите, вам и писать нечего
Инспектировал нашу подготовку и председатель МОК лорд Килланин, которого я встречал в Борисполе. Очень сдержанный и доброжелательный господин. Запомнилось, что лорд курил сигары, а мелочевку всякую -- его костюм, галстук, аксессуары -- не заметил. Это женские вопросы. Как строителя меня интересовала оценка работы Олимпийского оргкомитета. Ведь на Республиканском стадионе специалисты трудились в три смены. Я мог в три часа ночи приехать на объект и узнать всю информацию у находившегося на посту начальника Управления спортивных сооружений Бориса Воскресенского. Символично, что 5 июля 2004 года Борис Михайлович пронесет факел с олимпийским огнем по улице Красноармейской -- от стадиона до площади Льва Толстого.
-- Давайте вернемся к олимпийскому огню, прибывшему в Киев в 1980 году. Случалось, что огонь у факелоносцев гас?
-- Должен сказать правду: такие случаи бывали. Но у нас постоянно за спортсменами следовал спецавтобус, в котором находился огонь, зажженный в столице Греции. И если в чьих-то руках тух факел, его сразу же зажигали от настоящего олимпийского огня.
-- Сколько стоили билеты на церемонию открытия Олимпийского турнира в Киеве?
-- Чаша Республиканского стадиона была заполнена. Спрос на билеты был огромный, поэтому во избежание спекуляций они распространялись через предприятия. Самые дорогие билеты стоили 10 рублей, для детей -- 10 копеек. На все игры Олимпийского турнира билеты были проданы. Надо ли говорить, что на открытии присутствовало все руководство республики: секретари ЦК, министры и руководители ведомств.
-- На соревнованиях в Москве вам удалось побывать?
-- Только в дни открытия и закрытия Олимпиады-80. Столица СССР была неузнаваема: вычищена, вымыта, украшена флагами разных стран. Всю шантрапу на время Игр вывезли за 100 с лишним километров от Москвы (мы не вывозили). Условия для спортсменов в Олимпийской деревне создали шикарные.
-- Столичная милиция проявляла повышенную бдительность?
-- У меня на шее висела карточка с аккредитацией, на которой указывалось: «Член Олимпийского комитета СССР». Мне только говорили: «Пожалуйста, будьте добры!» Еще и подсказывали: ваш ряд такой-то, место такое-то
Олимпиаду в Москве открывал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Громким и бодрым голосом (естественно, его медики подготовили) Леонид Ильич зачитал приветствие участникам соревнований. Затем началось театрализованное действо. А на закрытии Олимпиады, когда Мишка улетал ввысь под песню Александры Пахмутовой в исполнении Льва Лещенко «До свиданья, Москва, до свидания », весь стадион плакал, настолько это было трогательное зрелище. Я сам еле сдерживал слезы.