Події

«родной львов встретил нас так недружелюбно, что наша семья думает, не уехать ли отсюда», -- говорит 28-летняя бабушка, чья дочь стала мамой в 11 лет

0:00 — 2 липня 2004 eye 190

Наша газета подробно рассказывала о том, как около полугода назад в Харькове 11-летняя школьница Оксана стала самой юной мамой в Украине. И хотя появлению внука самая молодая бабушка страны -- 28-летняя Марина -- была рада, хлопот у нее сильно прибавилось. Ведь она воспитывает еще и младшую, восьмилетнюю дочь. Детвору надо кормить и одевать, к тому же необходимо платить за снимаемую в частном доме комнату.

Сначала сил ей прибавило участливое внимание к их семье чуть ли не всей страны. Брать интервью приезжали журналисты не только со всей Украины, но и из-за рубежа, горисполком Харькова оказал материальную поддержку, не остались в стороне и первые лица государства. Как писали «ФАКТЫ», почетный президент Национального фонда «Украина -- детям» Людмила Кучма заявила, что примет участие в судьбе Оксаны. «Мы обратились к Президенту Леониду Кучме, чтобы глава государства помог получить квартиру этой маме с ребенком и молодой бабушке», -- сказала она журналистам во время посещения Харькова. Казалось бы, все складывалось хорошо…

«В квартире моей мамы нас живет 14 человек»

Первая «нестыковка» произошла еще в Харьковском горисполкоме. Городские власти с сожалением отметили, что семья не имеет регистрации, и, ссылаясь на действующее законодательство, заявили, что не могут помочь с жильем.

-- Несмотря на то, что я проработала в Харькове восемь лет, чиновники посоветовали мне вернуться с детьми во Львов, к маме, в квартире которой мы прописаны, -- рассказывает Марина. -- Мол, там и решится ваш жилищный вопрос. После этого выдали тысячу гривен материальной помощи, а не 2400, как написали все газеты. Во Львов мы вернулись в апреле и были уверены, что обещание первых лиц государства будет выполнено. Поселились у моей мамы. В небольшой трехкомнатной квартире проживает 14(!) человек -- родители, зятья, невестки, братья, сестры, их дети. А тут еще и мы прибавились. Можете себе представить, в каких условиях мы там живем.

Сразу после приезда пошла за обещанным жильем во Львовский горисполком. Но там мне отказались давать двухкомнатную квартиру. Выделили только однокомнатную площадью 17 квадратных метров, на девятом этаже. Заявили: «Поезжайте и посмотрите, подойдет ли вам жилье. Если ответ положительный, можете переехать в него хоть завтра». Я им напомнила, что речь идет о семье, состоящей из четырех человек, в которой, по сути, трое детей. Сказала также и о том, что нам была обещана двухкомнатная квартира. На что мне ответили: «Квартиру даем не лично вам, а вашей дочери и внуку! Только им!».

Я была в шоке. Как нам жить в такой маленькой комнатушке вчетвером, с грудным ребенком? Ну, допустим, приняли бы мы это предложение. Через пару лет вырастет старшая дочь, выйдет замуж, приведет в дом мужа… Куда я с младшей дочерью денусь? Вместе жить не сможем, а прописаться обратно к маме будет невозможно. На все это чиновники отвечали: «Это ваши проблемы. Не хотите брать квартиру -- пишите отказ. Потом можете обращаться к Президенту. Может, он вам и даст двухкомнатную».

«За все время к нам ни разу не приходили социальные работники»

-- Буквально все отвернулись от нас! -- продолжает Марина. -- Обманули даже журналисты. Корреспондент одной известной львовской газеты пообещал в обмен на откровенное интервью открыть благотворительный счет для нашей семьи. Встретились, поговорили, время шло, а счета все не было. Позвонила в редакцию, чтобы узнать, в чем же дело, а мне в ответ нагрубили.

Я, может, и сняла бы комнату или квартиру, но за нее нечем платить. Материально нам очень тяжело. Ведь декрет по уходу за ребенком пришлось оформлять на себя, а подрабатывать мне запрещают. Даже всех положенных выплат ни мне, ни детям не делают. Например, Оксана стала матерью в неполных 12 лет, а значит, ребенком уже не считается, и выплат мне за нее получать не положено. Может, тогда, ей как матери-одиночке какие-то льготы полагаются? Пришлось идти в Сыховскую райадминистрацию разбираться.

За все время к нам ни разу не приходили социальные работники, родственники практически не помогают -- все заняты своей жизнью. Ко мне так плохо отнеслись в родном Львове, что мы подумываем о возвращении в гостеприимный Харьков. По-моему, у нас нет иного выхода…

Единственное, что ее радует, признается Марина, -- это дети. Старшая дочь, которой уже исполнилось 12 лет, чувствует себя хорошо и после возвращения во Львов сразу пошла в школу. Правда, дети и не подозревают, что за ученической партой сидит мама.

По словам Марины, дочь старается быть внимательной мамой, прислушивается к советам взрослых по воспитанию ребенка, стремится быть рядом с мальчиком. Когда же надо заниматься, Оксану освобождают от всех забот. Конечно же, молодая мама устает. Такого напряжения не каждый взрослый человек выдержит. Поэтому, каждый раз отправляя ее в школу, Марина просит: «На уроках не спать!» Подрос и малыш -- на днях ему исполнилось пять месяцев. Чувствует себя хорошо, набирает вес и начинает активно интересоваться окружающим миром…

«ФАКТЫ» обратились в пресс-службу Львовского горисполкома с просьбой прокомментировать ситуацию. Ответ был лаконичен и оптимистичен: «Квартира выделена, исходя из возможностей городских властей. Врачи ходят к маленькому ребенку постоянно. Выплаты проводятся регулярно».

P. S. По просьбе героини публикации имена ее и дочери изменены.