К композитору-песеннику Лилии Остапенко знаменитости стоят сегодня в очереди
Когда юная конкурсантка из Кривого Рога выходила на сцену, у нее дрожали коленки. Волновались, конечно, все участники Международного детского фестиваля «Зорянi мости», который собрал в Евпатории более 400 детей, но у Маши был особый случай: она исполняла песню на музыку Лилии Остапенко, а композитор сидела в жюри. Но девочка переживала зря -- ее провожали со сцены бурными аплодисментами.
-- Лилия Остапенко, чьи песни сегодня исполняют Таисия Повалий, Татьяна Недельская, Светлана и Виталий Билоножко, Оксана Билозир, Ани Лорак, Алла Кудлай, Валентина Степова, Ольга Крюкова, Катя Бужинская, Иво Бобул и Лилия Сандулеса, всем участникам сумела сказать доброе слово, -- говорит президент Международной корпорации «Зорянi мости» Жанна Тетьора. -- Возможно, пройдет несколько лет, и кто-то из участников нынешнего фестиваля тоже станет знаменитым
Сегодня к Лилии Остапенко знаменитости стоят в очереди за песнями и готовы платить за них большие деньги. Неудобно начинать с этого разговор, тем не менее
-- Лиля, во что обходятся песни украинским звездам?
-- От 200 до 1000 долларов. Как правило, сумму гонорара назначает не автор, а покупатель. Настоящие профессионалы платят дороже -- они знают цену песне. А вот дилетантам кажется, что написать песню ничего не стоит -- пришло вдохновение, и результат налицо. Когда я была новичком в композиторском деле, о цене вообще говорить было неловко. Помню, как Тая Повалий и Игорь Лихута вручили мне первый гонорар почти насильно
-- Бывает, что песни перепродаются?
-- Да. На одном из фестивалей в Америке я услышала свою песню, подошла к певице, спросила, откуда она у нее Та ответила, что купила ее у аранжировщика в Черновцах. Как песня попала к нему, понятия не имею. Видимо, в какой-то студии я оставила кассету, а он ее «нашел». Такой теневой бизнес, к сожалению, имеет место: у «производителя» покупать песню дороже, «посреднику» не жаль продать ее за полцены -- ведь он в нее абсолютно ничего не вложил.
-- Исполнителей ваших песен сейчас целый легион! Вы сочиняли конкретно для каждого певца или наугад?
-- Чаще артисты выбирают песню из уже написанных, но каждый чувствует свою. К примеру, знаете, почему «Белая птица» в исполнении Таи Повалий так убедительна? «Не было счастья личного, не складывалось и в профессии -- я уже подыскивала место аккомпаниатора в детском саду, -- делилась она со мной. -- И вдруг в моей жизни появился Игорь. Появилась любовь -- и в самом прямом смысле крылья выросли!» О своей судьбе Тая поет и в песнях «Только ты», «Любимый мой», поэтому так проникновенно и выходит
-- Знаменитости часто доверяют вам сокровенное?
-- Когда подолгу общаешься, узнаешь людей, вникаешь в их проблемы. К примеру, Таня Недельская поет «Не предавайте любящее сердце », «Я тебя никому не отдам » -- и я знаю, что все это автобиографично. Их любовь с Яном Табачником -- выстраданное счастье. Таня рассказывала мне, что когда Ян Петрович предложил ей поехать в Америку поучиться в джазовой школе, она, несмотря на соблазн, отказалась -- решила, что быть рядом с любимым человеком для нее важнее. Иногда выбор песни исполнителем становится понятным и композитору, и слушателю без лишних комментариев. К примеру, Лилия Сандулеса, расставшись с Иво Бобулом, выбрала песню «Рыбка», где есть слова «Как нужен зонтик рыбке, так нужен был ты мне» -- и становилось ясно: женское самолюбие певицы требовало компенсации
-- А случалось, что исполнители заказывали тему?
-- Кате Бужинской к свадьбе с Юрием Квеленковым я написала песню «Розы и кольцо». Я была у них на свадьбе в Черновцах. Катя в шикарном белом платье пела эту песню и кружилась под нее в танце. Там есть слова: «Обещай, что меня не обманешь, никогда, мой любимый, родной. И всегда будешь рядом со мной, и всю жизнь будешь рядом со мной». Но семейное счастье этой пары не сложилось -- очень жаль. В бытность супругой Юры Катя не раз говорила, что очень любит его
-- Говорят, киноартисты из суеверия не берутся за некоторые роли: скажем, если в фильме их герою надо заболеть или умереть. А певцы суеверны?
-- И даже очень! Боятся быть в песне некрасивыми, нелюбимыми, немолодыми. К примеру, когда я предложила чете Билоножко песню «Не покидай нас, молодiсть», Виталий призадумался: «Да мы вроде как еще не старые, чтобы петь эту песню». Когда же исполнили ее на «Шлягере года» в 2003-м, остались очень довольны -- песня имела большой успех. Однажды Тая Повалий отказалась от песни «Осенняя вишня», и я отдала ее Наталье Бучинской. Теперь же эта песня -- одна из любимых у Игоря Лихуты. Все дело в том, что некоторые песни -- актерские, их нужно не только спеть, но и «сыграть», а не каждый рискнет это сделать.
-- Среди ваших соавторов известные поэты -- Юрий Рыбчинский, Вадим Крищенко, Мыкола Лукив, Михаил и Ольга Ткач, Игорь Лазаревский С чего начинается песня -- с мелодии или со слов?
-- Иногда меня вдохновляют слова, но бывает, что сначала рождается мелодия, навеянная каким-нибудь событием. Как правило, вместе с музыкой рождается несколько строк, потом поэт оттачивает идею.
-- А музыка может присниться, как таблица Менделеева ее автору?
-- Со мной такое случалось. Снились готовые композиции. Я во сне думала: утром проснусь -- запишу. Однако утром они словно испарялись. Из песен, известных широкой публике, во сне ко мне пришла «Сторона моя», исполняемая Оксаной Билозир. Несколько лет назад я гостила в Германии у знакомых, которые эмигрировали из Украины. Их приятели, когда приезжали к нам, запечатлели на видеокамеру все наши беды: открытые канализационные люки, мусорки, в которых копошатся нищие, бабушек, просящих милостыню Они смотрели кассету и смеялись. А я плакала. Ночью приснилась песня: «Засумую я, сторона моя, розпущу жалi по своїй землi».
-- Вы, я знаю, преподаете в Национальном университете культуры. Из ваших учеников выходили известные люди?
-- В частном порядке у меня брала уроки покойная Оля Бура, ведущая передачи «Коронна страва». Среди гостей ее проекта было много популярных певцов. «Знаете, иногда хочется им подпеть -- и хочется сделать это профессионально», -- говорила Ольга.
-- Лиля, сидя в жюри детского конкурса, вы как бы видели перспективы нашей эстрады. Как думаете, чего не хватает тем, кто готовится в звезды?
-- Неплохо бы знать азы музыкальной грамоты. Был такой случай: одной нашей известной певице зарубежный композитор подарил песню. «Но она же написана нотами!» -- недоумевал, рассказав мне об этом, ее продюсер. «А как еще можно записать песню?» -- поинтересовалась я. Сейчас у певицы есть музыкальное образование