Події

Тело 64-летнего инвалида петра бойко, чья киевская квартира была продана, милиция обнаружила в селе кобыжча черниговской области -- в сарае, принадлежащем одному из подозреваемых в убийстве старика

0:00 — 10 липня 2004 eye 897

Трое жителей этого села уже признались в совершении преступления

4 июля в подвале одного из домов в селе Кобыжча правоохранители обнаружили тело пожилого мужчины, у которого не было левой ноги. Место захоронения оперативникам указал один из трех подозреваемых в убийстве и сообщил: это бывший киевлянин Бойко Петр Степанович. Тот самый, которого сотрудники милиции Черниговщины после публикации статьи в «ФАКТАХ» об его исчезновении в апреле этого года разыскивали последние несколько месяцев.

Мы, впрочем, так же, как и черниговские правоохранители, до последнего момента надеялись, что Петр Бойко, пропавший в начале года из собственной двухкомнатной квартиры на столичном Виноградаре, будет все-таки найден живым. Хотя многие обстоятельства, увы, говорили об обратном. А квартиру старика успели уже дважды продать…

«Петр Степанович был чем-то встревожен, оглядывался по сторонам, словно искал защиты у людей»

Эта история началась в феврале. 64-летнего Петра Бойко, страдающего астмой и сахарным диабетом, двое молодых парней усадили в легковой автомобиль, сказав квартирантке старика, что он попросил отвезти его в больницу. Но дядя Петя, словно чувствуя неладное, не хотел никуда ехать без Светланы, которая последние три года с мужем и дочкой снимала у него комнату.

-- Петр Степанович был какой-то встревоженный, постоянно оглядывался по сторонам и словно искал защиты у людей, -- вспоминает Светлана Анатольевна. -- А я тогда допустила первую роковую ошибку. Мне надо было спешить на работу, и сказала ребятам: «Привезите его через час». Но ни через час, ни на следующий день, ни через неделю дядя Петя в своей квартире больше не появился. Почему я поверила парням, что они привезут Степаныча домой?

Дело в том, что Павла (имена некоторых фигурантов по делу изменены в интересах следствия. -- Авт. ) я знаю уже давно. Однажды он пришел в квартиру к Бойко и предложил ему свою помощь. Мол, жалко: старик одинокий, без ноги, родственников нет. А возможность помочь у Павла была: какие-то документы оформить или пенсию принести. Ну и стал он к нам приходить, да только очень часто с бутылкой водки. Я возмущалась: «Что ты делаешь? Зачем дядю Петю спаиваешь? У него же сахарный диабет -- водку пить нельзя». Но Павел только усмехался. Мол, Степаныч сам же хочет, так почему не дать мужику выпить?

А потом в квартире появился нотариус, который от имени Павла предложил Петру Степановичу подписать генеральную доверенность на принадлежащее ему жилье. Да только дядя Петя, прочитав документы, сильно рассердился и выгнал и нотариуса и Павла. Правда, незваный помощник полгода спустя появился вновь и опять завоевал доверие дяди Пети.

Спустя несколько дней после того как увезли Петра Степановича якобы в больницу, Павел с братом вернулись за вещами старика. На вопрос соседей, где дядя Петя, ответили: купили ему домик в селе, о котором он так долго мечтал. А между тем двухкомнатную квартиру Бойко в течение пяти дней успели дважды продать. Последний раз -- за тридцать тысяч долларов.

-- Я никак не могла согласиться с тем, что Степаныч уехал в какое-то село, -- говорит Светлана Анатольевна. -- Мне же он ничего не сказал, а ведь я помогала ему, мыла, подстригала, готовила кушать, убиралась. Он же абсолютно беспомощен, как ребенок! Всегда обо всем мне рассказывал. А тут вдруг взял, да и уехал!

«От дома, купленного старику, до ближайшего соседа примерно километр, а вокруг бездорожье непролазное!»

С помощью милиции Подольского района столицы Светлане удалось выяснить, куда Павел вывез дядю Петю. И, как только выдалась такая возможность, бывшая квартирантка решила навестить старика.

-- В селе Кобыжча Черниговской области я еле разыскала дом, где поселился Степаныч, -- продолжает Светлана Анатольевна. -- Само село большое, только вот заселено как бы наполовину. От дома, который был куплен дяде Пете, до ближайшего соседа -- примерно километр. А вокруг бездорожье непролазное! Ни магазина, ни медпункта поблизости. Никогда не поверю, что Степаныч по собственной воле захотел тут жить. Да и домик старенький, несколько окон разбиты.

Навстречу бывшей квартирантке на инвалидной коляске выехал дядя Петя. Он, по словам Светланы Анатольевны, выглядел ужасно, был грязным, заросшим. Плакал и просил: забери меня обратно в Киев.

-- Я пообещала, что заберу его в Киев в следующие выходные, -- говорит Светлана Анатольевна. -- Но тут вышла какая-то женщина и, затолкав дядю Петю в дом, приказала мне убираться. На мой вопрос, кто такая, ответила, что ее зовут Прасковья и она присматривает за стариком. Больше я дядю Петю живым не видела.

Через три дня я на редакционной машине вместе со Светланой Анатольевной, участковым и заместителем председателя местного сельского совета приехали в Кобыжчу. Дом дяди Пети оказался пустым, на двери висел замок. У ворот были четко видны свежие следы от колес конной подводы, во дворе лежал наполовину сгоревший диван, на котором, по словам Светланы Анатольевны, спал Петр Бойко. В сарае стояли два гроба, возле крыльца валялись четыре пустые бутылки из-под водки, брошенные, очевидно, недавно -- этикетки не успели деформироваться от многочисленных в ту пору дождей. Так Петр Степанович исчез во второй раз. Как оказалось, навсегда…

Опубликованная в апреле этого года статья в «ФАКТАХ» об исчезновении больного старика получила большой резонанс. Поиски Петра Бойко взял под свой личный контроль заместитель министра внутренних дел генерал Петр Опанасенко.

В конце мая в редакцию позвонили и со ссылкой на источник в прокуратуре сообщили, что дядя Петя якобы нашелся и находится в доме престарелых в селе Даниевка Черниговской области, куда его оформляют неизвестные лица. Однако информация оказалась ложной.

А 5 июля нам сообщили печальную весть: тело Петра Степановича обнаружено в сарае в том же селе Кобыжча. Учитывая, что именно «ФАКТЫ» стояли у истоков этого уголовного дела, заместитель начальника УМВД Украины в Черниговской области, начальник криминальной милиции Иван Катеринчук и заместитель прокурора Черниговской области Александр Ясь любезно согласились дать «ФАКТАМ» эксклюзивное интервью.

По Кобыжче поползли слухи, что в окрестностях села закопано более десятка трупов

-- Преступление было раскрыто благодаря «ФАКТАМ», -- уверен Иван Катеринчук. -- Мы сработали с вами так, как, я считаю, и должны взаимодействовать милиция и пресса. Расследование исчезновения Петра Бойко было взято под контроль Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой. Мы делали все возможное для установления местонахождения Петра Степановича.

-- Какова причина смерти Петра Бойко?

-- Более точный ответ на этот вопрос даст судебно-медицинская экспертиза, -- говорит заместитель прокурора Черниговской области Александр Ясь. -- Но уже сегодня можно сказать, что умер старик в результате открытой черепно-мозговой травмы. Проще говоря, Петра Степановича несколько раз ударили по голове тяжелым тупым предметом.

-- Мы задержали троих человек, которые уже признались в совершении убийства Бойко. Все они жители села Кобыжча, -- объясняет Иван Катеринчук. -- Расследуя дело, мы внимательно знакомились со всеми публикациями в «ФАКТАХ» на эту тему. Но, хочу сказать, мотивы убийства были, возможно, совсем не те, что вы предполагали. Мы допрашивали Павла, и он сказал: не имею к этому преступлению никакого отношения. По его словам, не было у него причины лишать Бойко жизни. Ведь Петр Степанович написал ему доверенность на квартиру, которой Павел распорядился по своему усмотрению, а старику приобрел дом в Кобыжче. Правда, «квартирную» версию мы по-прежнему проверяем. У нас есть три человека, которые, как я уже говорил, сознались в убийстве. Мотив -- неприязненные отношения. Могу добавить: Бойко убила женщина, а двое мужчин помогали ей спрятать тело и инвалидную коляску старика.

-- Можно ли выяснить, когда примерно было совершено убийство?

-- Более точно мы об этом узнаем после завершения судебно-медицинской экспертизы. Со слов женщины, которая призналась в преступлении, это случилось в ту же ночь, когда Петра Степановича привезли в село.

Место, где было спрятано тело, указал один из задержанных. Чуть позже в котловане на пустыре была обнаружена инвалидная коляска Бойко. Вторая (у дяди Пети их было две) была закопана неподалеку. А между тем по Кобыжче поползли слухи, что в окрестностях села закопано более десятка трупов вывезенных сюда пожилых людей.

-- Мы слышали версию о массовых захоронениях в Кобыжче, -- говорит Александр Ясь. -- Слухи возникли, скорее всего, после того как человек, в чьем сарае был обнаружен труп Бойко, сделал неожиданное заявление о том, что он помогал скрывать и другие следы преступления.

-- Всю ночь оперативники ездили по окрестным лесам вместе с этим человеком и искали трупы, -- добавляет Иван Катеринчук. -- Разрыли более тридцати ям, но все безрезультатно.

-- Кто опознал тело Бойко? Ведь, насколько мне известно, у него нет родственников.

-- Нет сомнений, что обнаруженное тело принадлежит Петру Бойко. Приметы, самая важная из которых -- отсутствие левой ноги, совпадают. К тому же сами подозреваемые сказали, что это Петр Степанович. Мы считаем, это дело вполне может быть закончено в установленные законом два месяца.

Женщина, признавшаяся в убийстве инвалида, объяснила, что он якобы приставал к ней

Правоохранители Черниговщины сработали профессионально. Каждый день они отчитывались перед МВД и Генеральной прокуратурой о проделанной работе. Для расследования обстоятельств исчезновения Бойко был установлен срок -- 7 июля. Работа была закончена на три дня раньше.

Как удалось выяснить у заслуживающего доверия источника в милиции, задержанная женщина, которая призналась в убийстве Бойко, -- та самая Прасковья, что присматривала в Кобыжче за Петром Степановичем. А мужчину, помогавшему Прасковье прятать тело Бойко, вроде просили нарубить дрова для дяди Пети. О личности третьего задержанного мне пока ничего не известно.

И еще одна интересная деталь. Со слов Прасковьи, она убила дядю Петю после того, как тот, якобы напившись, якобы начал к ней приставать (одноногий пожилой человек!). Причем сделала она это в первую же ночь пребывания Бойко в Кобыжче. То есть еще в феврале! А как же свидетели, которые утверждают, что видели Петра Степановича и Прасковью 28 марта?

Если следовать версии Прасковьи, то за один день в начале февраля произошло сразу несколько событий, у которых есть свидетели. Сначала Павел привозит Степаныча в Кобыжчу, находит для него дом, после чего вместе с хозяином этого дома везет старика в Носовку к нотариусу для оформления дарения жилья. В тот же день Бойко привозят в Бобровицу, чтобы зарегистрировать по месту жительства (об этом есть запись в паспортном столе районного центра). Потом находят дровосека, которого просят нарубить для дяди Пети дрова, и Прасковью -- чтобы присматривала за инвалидом. Наконец, кто-то выпивает четыре бутылки водки, начинается ссора, женщина убивает своего подопечного. И все это, напомню, в один день!

В Кобыжче Бойко никто никогда не видел. Даже хозяин дома, оформленного на дядю Петю, утверждает: на сделку к нотариусу старика везли в другой машине. Сельчане говорят, что знали: дом приобретался для какого-то одноногого инвалида. Ходит еще упорный слух, что Бойко увезла на машине в Киев какая-то женщина из столицы. И произошло это будто бы в двадцатых числах мая…