Грозовой шквал за несколько минут лишил урожая более сотни семей в селе Михновка Полтавской области
В Михновку Решетиловского района Полтавской области я приехала через день после того, как селом промчался смерч. Здесь уже был свет, работали телефонная связь и даже, что удивляло самих селян, радио. Поврежденные крыши некоторых домов узнавались по новым, белым, шиферным листам. Улицы уже не перекрывали поваленные деревья. А вот на огороды было жалко смотреть. Черные латки земли вместо огурцов и помидоров, поваленная, прибитая к земле кукуруза, колоски ячменя и пшеницы без зерна, а то и просто торчащие стебли без колосьев. Здесь уже ничего, увы, изменить нельзя. Но поразило другое. Люди, прежде всего, хватались наводить порядок не у себя дома, а на кладбище. Уже на следующее утро после урагана население отправилось на погост к могилкам родных. Практически все деревья здесь были повалены. Падая, они повредили много памятников, крестов, надгробий, оградок. Только восстановив их, почистив кладбище, жители Михновки принялись за другие неотложные дела.
Странно, но установить точное время начала и продолжительность урагана мне так и не удалось. Одни говорили, что все длилось минут десять, другие -- что полчаса, а третьим казалось, что все сорок минут. Кто-то уверяет, что стихия начала бушевать в половине пятого, кто-то говорит, что на час позже, а некоторые уверены, что это было «ровно без пятнадцати шесть». Наверное, в момент стресса человеческая память фиксирует происходящее особым образом.
Дело шло к вечеру. Обычно в такой вечер, на Ивана Купала, молодежь разводит костры и прыгает через огонь, а потом девчата идут к речке пускать венки. Как вдруг солнце исчезло и сразу наступила ночь.
-- Я вместе с двумя пастухами пас сельское стадо, -- вспоминает 60-летний Петр Пасечник. -- Коров у нас много, больше семидесяти. Мы как раз к лесу их подогнали, когда я увидел, что надвигается небольшая туча. Даже не туча -- две темные полосы. Когда одна из них оказалась прямо над нами, вдруг как зашумит в воздухе, как сыпанет град! Коровы испугались и рванули домой. Мы давай их заворачивать назад. К лесу побоялись гнать, хоть там и было затишье: опасались, как бы молния в дерево не ударила. Направили стадо к камышам, которые немного защищали от ветра. Коровы постепенно успокоились и притихли. Мы уже не обращали внимания на то, что нас лупит град. Промокли до нитки. Я был в рубашке с короткими рукавами и сильно замерз. Меня на землю повалило. Так страшно стало! А вокруг все гудело
-- Гудело так, что, когда мимо моего магазина-вагончика проехала машина, ее совсем не было слышно, -- присоединяется к разговору частный предприниматель Наталья Прилук. -- Я в тот момент стояла за прилавком, в помещении находились еще пятеро покупателей. Поначалу мы надеялись, что все быстро пройдет, ведь тучи не казались страшными. Но когда начал трещать шифер на летней площадке, мы подумали, что нас унесет вместе с вагончиком. Перепугались, конечно. А потом в окошко смотрим: солнышко светит, радуга стоит и все это одновременно с градом.
Еще раз Наталья удивилась, вернувшись домой. Глиняный сарай, казалось, был изрешечен пулями -- такие дырки оставили в стенах градины.
Относительно градин в Михновке тоже разное говорят. Кому они напоминали вишни, кому -- бобы, кому -- голубиные яйца. Но все единогласно утверждают, что ноги утопали в ледяном настиле по щиколотки. И лежал этот лед, не таял, аж до утра следующего дня.
-- Мы не успели к молоковозу, так наносили полную ванну градин и обкладывали ими молоко в бидончиках, потому что в холодильнике места не было, -- рассказывает 68-летняя Мария Пасичная.
Женщина благодарит Бога, что в момент, когда началось «светопредставление», ворота во двор были закрыты. В этот момент из Решетиловки вернулись ее дочка с зятем на автомобиле. Заглушив машину у ворот, они остались пережидать стихию в салоне. И на их глазах на то место во дворе, где они обычно ставят автомобиль, прежде чем загнать в гараж, рухнула старая яблоня. Открытая половинка железных ворот, стоящих перед огородом, которая попала под эту массу, изогнута и покручена так, словно она сделана из пластилина. Даже страшно представить, что могло произойти с машиной и людьми, сидящими в ней! Только случайность уберегла молодых супругов.
-- А вот нашу дворняжку Кнопку яблоня таки придавила, -- продолжает Мария Гавриловна. -- Хорошо, что она в будке спряталась. Когда добрались до нее и освободили из-под завала, Кнопка как дала деру со двора -- только вечером вернулась.
-- Когда начала заходить туча, я собралась за гусятами, которые паслись на лугу, -- рассказывает жительница села Анна Кобзарь. -- Взяли с внуком велосипеды и поехали. На мне вот это же платье было, без рукавов. Когда вдруг с неба обрушился По лицу бьет, по рукам, а прикрыться нечем. Смотрю, уже кровь ручейками течет. Думаю: тут мне и конец. Мы бросили гусят и давай прятаться. Внук в бурьяны залег, а я к женщине, живущей через дорогу, зашла. Она глянула на меня и испугалась. До сих пор руки болят, дотронуться нельзя, синяки еще не сошли. И по носу мне хорошо попало. За всю жизнь не помню такого.
А пенсионер Петр Иванович Проць до сих пор боится заходить в хату. Чтобы убрать поваленные яблони и акацию, он нанял людей. А две большие осины, которые вот-вот могут упасть на крышу дома, удастся убрать только с помощью крана. «Мне пообещали, что приедут спасатели из МЧС, но до сих пор никого нет. Если дерево упадет на хату, где ж мне жить тогда?» -- сокрушается мужчина.
Темная полоса, наделавшая столько беды, прошла по самому центру села. Поэтому у одних сельчан ничего не осталось на огородах, а другие, живущие через дорогу, совершенно не пострадали.
-- Центр урагана был как раз над моим зернохранилищем, -- уверен фермер Владимир Василенко. -- И шел по середине сарая. Двадцать шесть шиферин сорвал. Мы с сыном в это время делали там уборку. Когда начали трещать шиферные листы у нас над головами, так жутко стало! Хорошо, мы успели перенести зерно в безопасное место, иначе хлынувший в дырки дождь с градом уничтожил бы его. После того как все улеглось, мы вынесли сто двадцать ведер воды. А по обе стороны от моего зернохранилища стоят сараи, и их не зацепило.
Но самые большие убытки понесла, пожалуй, семья корейцев Ким, второй год арендующая землю у сельхозпредприятия. Глава хозяйства только разводит руками, показывая, где росли арбузы, баклажаны, перец, помидоры. Ничего нет
-- В прошлом году был урожай на бахчевые, так цены не было, -- сокрушается Виктор Ким. -- А в этом цена будет, так продавать нечего.
Этой весной арендаторы два гектара земли засадили арбузами, еще столько же засеяли ячменем, насадили много других культур. Только на пленку для утепления арбузов и овощей Ким потратили 250 долларов, 200 долларов ушло на приобретение семян свеклы. А сколько денег потратили на горючее, на аренду техники! По самым грубым подсчетам, без учета собственного труда, Виктор Ким вложил этой весной в землю 10-12 тысяч гривен. Уверенности в том, что они ему будут возмещены, у него, как и у многих других, нет. Тем более что будущий урожай он не застраховал.
Сельский голова Анна Медвидь настроена более оптимистично. Она рассказывает, что село после смерча восстанавливается быстро. Уже все бесплатно получили шифер. А директор школы, по своей инициативе, без помощи сельсовета, начала ремонт здания. За сутки были восстановлены линии электропередач. Депутаты сельсовета вместе с представителями райисполкома обошли 112 дворов, которые пострадали от стихии. После подсчетов понесенных убытков деньги планируется выделить из областного бюджета. Но сейчас, по мнению Анны Николаевны, самое важное -- успокоить людей, особенно тех, у кого над хатами нависают деревья. Список пострадавших уже составлен, специальная техника в районе заказана.
«ФАКТЫ» поинтересовались у ведущего специалиста Полтавского областного центра по гидрометеорологии Елены Панченко, какое природное явление наблюдалось над Михновкой и еще несколькими селами других районов.
-- По опыту знаю, что подобные грозовые шквалы, сопровождающие ливни, -- говорит Елена Панченко, -- почему-то часто проходят по линии от Зеньковского, Шишакского, Миргородского и Решетиловского районов. С чем это связано, объяснить не могу, а метеостанций, которые вели бы постоянные наблюдения, в этих районах нет. В данном случае речь идет не о смерче и не об урагане, а именно о грозовом шквале, о котором накануне мы предупреждали энергетиков. Сила ветра может достигать 15-20 метров в секунду. Повреждения, о которых рассказали жители Михновки, как раз и характерны для такого ветра (при смерчах, например, деревья не ломает, а выкручивает с корнями).