Події

«мы с юрием башметом без репетиции сыграли концерт в элитном клубе «, --

0:00 — 14 липня 2004 eye 314

рассказывает единственная в мире глухая гитаристка-виртуоз 33-летняя одесситка Екатерина Рудакова

Ее имя хорошо известно в России, ей стоя аплодировали тысячи ценителей музыки в концертных залах Германии, Бельгии, Болгарии. А в Украине, по словам президента благотворительного фонда «Будущее» Бориса Литвака, Екатерину Рудакову практически никто не знает, и она никому не нужна -- одни опасаются конкуренции, другие завидуют, третьи не желают ее замечать…

Директор специнтерната побеседовал с девочкой и сказал, что лучше определить ее в общеобразовательную школу

В то, что Катя Рудакова сумеет не то чтобы играть, а вообще улавливать звуки и даже разговаривать, мало кто верил. Девочка потеряла слух, когда ей не было и двух лет.

-- Сказалось осложнение после гриппа, -- рассказывает Катина мама Елена Николаевна. -- Однажды, забрав дочурку из детского садика, я готовила на кухне ужин. Зову ее, зову -- никакой реакции. Вошла в комнату -- она спокойно сидит на диване, раскладывает игрушки. Ну, думаю, маленькая бестия! Подойдя вплотную к Кате, достаточно громко спросила: «Ты почему не идешь, когда тебя зовут?» Катя посмотрела на меня не понимая, чего от нее хотят. Еще и еще раз обращалась к ней, ласково прося, настаивая… Бесполезно. До этого дочка четко реагировала на словесные обращения, хотя сама еще почти не разговаривала.

Мы обратились к врачу -- одному, второму, третьему. Все в один голос: ребенок не слышит. Испробовали различные методы лечения. А потом страшный диагноз подтвердили в одной из ведущих московских клиник.

Можно представить себе ужас и отчаяние родителей, осознавших, что их единственный ребенок -- неизлечимый инвалид. Медики порекомендовали определить ее в детсад для глухонемых.

-- Было страшно, -- продолжает Елена Николаевна. -- Катюша отставала в развитии. Но мы с мужем не хотели ее «списывать», не желали мириться с мыслью о невозможности что-либо изменить. Поэтому отдали дочь в обычный детский садик и продолжали с ней работать.

Говорить Катя начала только в шестилетнем возрасте, и это заслуга родителей и логопедов детсада. В восемь лет девочка была полностью готова к школе, но родителям настоятельно рекомендовали отдать ее в спецшколу для глухих. И хотя они считали, что дочь должна расти и развиваться, как обычный здоровый ребенок, все же повезли ее в единственное специализированное учебное заведение в поселке Черноморка, чтобы посоветоваться с практиками. Директор долго беседовал с девочкой и сказал, что она сможет учиться в общеобразовательной школе.

«Прислоняясь щекой к гитаре, я старалась услышать музыку… »

-- Мама обращалась со мной, как со здоровым ребенком, -- улыбается Катя. -- Делала все, чтобы я не ощущала себя ущербной. Мне приобрели слуховой аппарат -- по тем временам большой дефицит. Как сейчас помню, увесистую коробочку, висевшую у меня на груди…

В окружении сверстников девочке было сложно. Она стеснялась пользоваться слуховым аппаратом, то и дело снимала его. К тому же несовершенный механизм выходил из строя. Только в восьмом классе Катя стала носить аппарат постоянно. И тогда же у нее появилась потребность слышать музыку.

-- После седьмого класса я, как обычно, была в лагере (Елена Николаевна, юрист по образованию, ради общения дочери со сверстниками устроилась директором оздоровительного лагеря. -- Авт. ), -- вспоминает Катя. -- Там познакомилась с маминой сотрудницей Валентиной Пироговой, приехавшей из Магнитогорска. Она великолепно играла на гитаре, и я часто прислонялась щекой к ее инструменту, чтобы услышать музыку.

Завороженная «подругой семиструнною», Катя заявила родителям: «Хочу заниматься музыкой, играть на гитаре». Музыкальные наклонности у Кати, вероятнее всего, врожденные. Ее отец, Виктор Леонидович, -- профессиональный музыкант-универсал. Стараясь пробудить у дочери «заснувший» слух, он обучал ее нотной грамоте, принципам игры на фортепиано. Частенько девочка слушала -- по-своему -- пение своей бабушки Полины. Припадала к ее груди, чтобы ощутить, если не ухом, то хотя бы телом, особую энергетику песни.

По окончании восьмилетки встал вопрос: что делать дальше? Все решилось по воле случая. В лагерь, где работала Елена Николаевна, приехал сотрудник отдела культуры из Сыктывкара и рассказал, какое у них хорошее музучилище.

Перед прослушиванием комиссии слуховой аппарат надежно спрятали под прядью густых волос

Катя с мамой полетели в Республику Коми и подали документы в училище, скрыв от приемной комиссии имеющиеся у девочки физические отклонения. Перед прослушиванием слуховой аппарат -- уже современной конструкции -- надежно спрятали под прядью густых волос.

Строгая комиссия пришла в восторг и зачислила Катю на… третий курс. Когда же открылась правда, необычной студентке предложили индивидуальную программу обучения. Все предметы за четвертый курс она сдала экстерном, оставался еще год…

-- Абсолютно случайно я купила в киоске газету «Российская культура», -- продолжает Елена Николаевна. -- А там -- объявление об открытии в Москве специализированного института искусств для инвалидов на базе Всероссийского центра творческой реабилитации молодежи. И главное -- есть музыкальное отделение, где проводят занятия преподаватели знаменитой школы (ныне -- институт) Гнессиных! До окончания срока подачи документов оставалось три дня. Мы с Катей помчались в Москву. При всем том, что вуз специфический, там никто не мог представить, что лишенный слуха -- не музыкального, а обычного -- человек хочет стать профессиональным гитаристом! Катю предварительно прослушал один из ведущих гитаристов Европы Александр Фраучи и дал ей рекомендацию для поступления в вуз, а впоследствии он и его не менее титулованый отец Камила Фраучи стали ее любимыми преподавателями.

Катя была единственной глухой абитуриенткой, сдавшей экзамены на «отлично». Более того, из 28 человек, поступивших на музыкальное отделение, окончили его только двое, одна из них -- Екатерина Рудакова. Только у нее в дипломе стояла отличная оценка по классу мастерства.

Первый и пока единственный в Катиной творческой биографии диск записали за три дня на Одесской киностудии

Вернувшись в Одессу с московским дипломом, Катерина продолжала совершенствовать свое мастерство. Воспользовавшись предложением Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия», она записала аудиокассету. Из теленовостей узнала об открытии в Одессе нового реабилитационного центра для детей-инвалидов. Поехала туда и…

-- Это запомнится мне на всю жизнь! -- восторженно говорит Катя. -- Не столько сам центр, его уникальное здание, оборудование, сколько тот, кто создал его, вложил в него душу, -- Борис Литвак.

-- Весной 1997 года нас посетила Людмила Николаевна Кучма, -- рассказывает Борис Литвак, президент благотворительного фонда «Будущее». -- И наш центр, и концерт Кати Рудаковой произвели на нее неизгладимое впечатление. А неделю спустя мне позвонила одна из помощниц Людмилы Николаевны и сообщила, что есть возможность включить Катю в состав детской делегации, которая поедет в Англию по личному приглашению принца Чарльза, но для этого в самые сжатые сроки необходимо выпустить компакт-диск с произведениями в исполнении Рудаковой. Дело было за «малым» -- девять с половиной тысяч гривен (это при курсе две гривни за один доллар!) для выпуска диска. Обращались ко всем -- глухо! Благо, навстречу пошел тогдашний мэр Одессы Эдуард Гурвиц.

Первый и пока единственный в творческой биографии нашей героини диск записали за три дня в одном из помещений Одесской киностудии. Было холодно -- ранняя весна, постоянно «вырубали» электроэнергию, но запись получилась хорошая. Компакт-диск выпустили в Германии. А вот поездку к принцу отменили: что-то изменилось в планах его высочества.

В том же году Катя познакомилась и с известнейшим скрипачом Юрием Башметом.

-- Он очень интеллигентный и тонкий человек, -- говорит Катерина. -- Я вручила ему свой диск, а уже на следующий день маэстро позвонил мне и пригласил сыграть вместе с ним в концерте. Такое мне и присниться не могло!

Башмет дал Кате ноты за три дня до выступления. Играли Антонио Вивальди, без репетиций(!) в элитном московском клубе «Монолит». Концерт прошел прекрасно -- отличный повод радоваться, строить новые планы, но не пришлось -- ушел из жизни любимый учитель Камила Фраучи. Его сын Александр настоял, чтобы Екатерина непременно приняла участие в международном конкурсе в Бельгии. Однако до состязаний сильнейших гитаристов мира оставалось всего три месяца. Обычно же на подготовку уходит не менее полугода.

-- В бельгийском конкурсе, который проходит каждые два года, я участвовала дважды. Первый раз подготовилась недостаточно, -- Катя самокритична. -- Но Бах всем очень понравился. Была полная тишина, а потом -- гром аплодисментов. А когда исполняли рондо, подвело… скользкое шелковое платье. Новый наряд не примерила перед выступлением. Гитара скользнула по платью, затем -- по колготам и… упала.

Через два года Катя снова играла в Бельгии (на пятом месяце беременности). И вновь -- восторженный прием зрителей, которые и подумать не могли, что среди 100 конкурсантов одна -- абсолютно глухая! В Бельгии она разговаривала на французском, который освоила самостоятельно.

В промежутке между первым конкурсом и рождением сына -- сногсшибательный успех в Штутгарте (Германия). Туда Катю пригласил один из организаторов фестиваля «Затмение солнца». В Бетховенском зале она исполнила скрипичные сонаты Баха -- без микрофона, который «убивает» живой звук.

… Захарику сейчас чуть больше трех лет. Катя благодарна Богу -- ее сын здоровый, ходит в садик. Любит музыку и засыпает исключительно под мамину гитару.

«В Одессе нет возможности концертировать»

Очередным триумфом Екатерины Рудаковой стало выступление в Болгарии в прошлом году.

-- Организация, пригласившая меня в Болгарию, называется «Цвет искусства», -- рассказывает Катерина. -- Я отыграла четыре концерта в Варне, один из которых -- в церкви. В Софии выступала в Национальном дворце культуры. Приняла участие в самом популярном телевизионном шоу Славы Трифонова, транслировавшемся напрямую по всей стране.

Присутствовавший на концертах Рудаковой вице-консул Украины в Болгарии Василий Кирилич проникся теплыми чувствами к одесситке, интересовался, долго ли Катя готовилась, пообещал помочь в трудоустройстве. Он никак не мог поверить в то, что такой талант остается невостребованным и позвонил мэру Одессы. Когда Катя вернулась домой, ее пригласили в горисполком. Оплатили поездку в Болгарию, выделили ежемесячную стипендию в 250 гривен сроком на год. (К слову, у Кати не оформлена инвалидность, и она не пользуется никакими льготами и не хочет этого). Она попросила содействия в трудоустройстве. Пообещали. А потом сказали, что ее репертуар нынче не в моде, а некоммерческих проектов как таковых в городе нет…

-- Играю не хуже других музыкантов, -- у Кати на глаза наворачиваются слезы. -- Программа есть. Можно поработать. А вдруг получится? Хочется, чтобы люди меня услышали, но в Одессе нет возможности концертировать…

На вопрос, о чем она мечтает, Катя не задумываясь, отвечает: «Хочу создать школу искусств, наподобие московской, для одаренных детей-инвалидов. Чтобы у них была возможность получить профессию».

АКЦИЯ «ГОРДIСТЬ КРАЇНИ» ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Если вы знаете людей, жизнь и поступки которых заслуживают благодарности и уважения, сообщите о них по телефону (044) 206-60-54.

С подробной информацией об условиях участия в акции «Гордiсть країни 2004» можно ознакомиться на сайте www. novy. tv/pride