Уже 160 лет на Южном берегу Крыма стоит прекрасный Алупкинский дворец, принимающий в сезон сотни тысяч посетителей
Когда Черчилль на время Ялтинской конференции поселился в Воронцовском дворце в Алупке, он удовлетворенно заметил: «Я тут как дома!» В Кремле знали, чем ублажить англичанина. Дворец-то построил его соотечественник, архитектор Блор, которого владелец Алупки граф Михаил Воронцов в 1824 году пригласил для строительства своей летней резиденции. Сын екатерининского посла в Лондоне Семена Воронцова, впитавший с детства вкусы английского лорда, став в 41 год могущественным генерал-губернатором огромнейшей Новороссии, Михаил Воронцов захотел воплотить в теплом Крыму архитектуру туманного Альбиона.
Скупая земли на подвластном ему полуострове, Воронцов вскоре понял, насколько подходящи они для виноградарства. Он выписывает из Франции и Италии, где подолгу жил, виноградные лозы, закладывает собственный питомник. История хранит такие сведения: начиная с 1823 года, в Крыму было посажено более 4 миллионов лучших французских, рейнских, испанских и греческих лоз. Теперь предстояло позаботиться о кадрах виноделов, и граф посылает на учебу в Европу несколько юношей. Вернувшись, они создали школу крымского виноделия, с годами прославившуюся на весь мир.
Со временем вино стало статьей дохода одного из богатейших людей России. В своем поместье Ай-Даниль Воронцов закладывает первый в Крыму винный погреб и собирает коллекцию элитных вин. А доходы от торговли вином идут в основном на строительство дворца в Алупке. Известно, что супруги Воронцовы по отдельности оплачивали разные статьи расходов. Супруга генерал-губернатора Елизавета Ксаверьевна финансировала художественное оформление, а Михаил Семенович -- «из доходов от молодого вина» -- выделял средства на материалы, рабочую силу, покупку в Англии строительных механизмов.
Двадцать лет строился этот дворец и создавался парк. Только в 1848 году работы полностью закончили, хотя сам хозяин уже четыре года как служил в Тифлисе в ранге кавказского наместника. Но даже после смерти графа в 1856 году его планы выполнялись: обустраивался парк, появлялись новые павильоны. В области виноделия дело отца продолжил его сын. Обладая отменным вкусом и деловой хваткой, он финансирует разработки новых вин. В его коллекции насчитывалось более тысячи бутылок французских, греческих, итальянских, португальских вин. Особое место уделялось коньяку. Граф считал его королевским напитком и поэтому выбирал только самые изысканные сорта. Воронцов побывал во многих странах мира, долгое время жил в Англии и Франции. Тонкий ценитель, он был убежден, что лучшие в мире коньяки производятся в Коктебеле. Неоднократно посещая край голубых холмов (так переводится с тюркского слово «Коктебель»), Воронцов поражался тому, что именно здесь сошлись все природные, климатические, почвенные условия для производства действительно уникальных напитков. Не один иностранный посол, побывав в гостях у Воронцовых, до конца жизни сохранял приверженность к коньякам из Коктебеля и ценил их превыше других.
К сожалению, смерть Воронцова-сына заставила его дочерей продать успешное хозяйство Удельному ведомству виноделия, которым стал заведовать знаменитый князь Лев Голицын, преумноживший славу своего предшественника. История Алупкинского дворца с тех пор изобилует множеством драматических эпизодов. В 1882 году уезжает в Италию одна из наследниц графа Воронцова княгиня Мария и увозит с собой ценную часть коллекции произведений искусства. В годы революции благодаря усилиям крымской интеллигенции, понимавшей, сколь огромные ценности собраны во дворце, здесь открывается музей. Перед оккупацией Крыма фашистами в 1941 году подготовленную к эвакуации коллекцию дворца вывезти не удалось. В результате самое ценное было вывезено в Германию и до сих пор не найдено. Но когда-то же это должно произойти? А как быть с той частью коллекции, которая до сих пор остается в музеях Российской Федерации? Это произошло после того, как в 1953 году Алупкинский дворец на три года превратился из госдачи в санаторий, и появился предлог для того, чтобы «рассредоточить» музейную экспозицию, без того пострадавшую в годы войны. Огромных трудов стоило после 1956 года, когда дворцу вернули статус музея, собрать лишь часть коллекции. Но если содержимое винных погребов Воронцовых было выпито еще в 20-е годы новыми хозяевами Кремля, то произведения искусства, к счастью, целы, но находятся пока еще не там, где завещано графом Воронцовым.