Культура та мистецтво

«испугавшись, люди пытались отбросить меня ногой или ударить по голове», -- говорит киевский актер александр гаврилюк, получивший должность «привидения» благодаря своему росту 1 метр 28 сантиметров и уникальном

0:00 — 20 липня 2004 eye 509

«Кровожадный» призрак днем пугает посетителей, а ночью плачет над индийскими фильмами и объедается пломбиром

Саша любит давать интервью. Прямо на рабочем месте. Но стоит ударить гонгу, объявляющему его выход, он тут же бросает беседу и облачается в простыню с кровавыми разводами. «Я сейчас быстренько пойду попугаю, и вернусь», -- говорит он корреспонденту «ФАКТОВ» и с горящими глазами мчится навстречу своим «жертвам». Через минуту в киевском аттракционе «Лабиринт призраков» начинает твориться нечто невообразимое. Лают собаки, ухают совы, воют гиены. Все это перемежается женским визгом, падением каких-то предметов и сочными матами перепуганных посетителей. Возвращаясь, Саша торжествующе вопрошает: «Слышали, как я их всех напугал?!»

Когда «привидение» стали экзаменовать, оно издало такой жуткий смех, что у приемной комиссии волосы встали дыбом

Тридцатилетний Саша оказался в «привидениях» случайно. Приехал из Винницкой области искать работу в Киев. Сел в метро, раскрыл газету с объявлениями о трудоустройстве. И в этот момент его заметил работник аттракциона «Лабиринт призраков». «Парень, для тебя стопроцентно есть работа», -- сказал рекрутер, и привел Сашу к директору аттракциона.

-- В то время у нас шел конкурс на должность актера-»пугальщика», который бы исполнял роль привидения, -- вспоминает директор развлекательного комплекса «Лабиринта призраков» Павлина Сажина. -- Конкурс был тридцать человек на место. Но среди них мы не нашли подходящей кандидатуры.

Как оказалось, вселять ужас -- дело непростое. Многие кандидаты в «пугальщики» думали, что достаточно напялить на себя халат «привидения», побегать с фонариком по лабиринту, пару раз выскочить из-за угла -- и зарплата в кармане. Но этого было мало.

-- «Пугальщик» должен обладать природной интуицией и жизненным опытом, чтобы уловить момент, когда человека можно напугать до полусмерти, -- продолжает Павлина. -- Почувствовать, когда нужно прошипеть змеей, когда залаять собакой, когда притаиться и выпрыгнуть перед посетителем в неожиданный момент. Никто из людей, пробовавшихся на это место, так и не проявил все эти качества.

Другое дело Саша. Когда его стали экзаменовать, он небрежно накинул на себя театральный костюм и издал такой жуткий прерывистый смех, что у приемной комиссии волосы встали дыбом. В тот же вечер его выпустили на сцену. Привидение подошло к дебюту с выдумкой. Оно плакало детским плачем за сундуком с мертвецами, путалось под ногами, потом куда-то исчезало и вдруг, подобравшись к посетителям со спины, издавало рык бешеной собаки.

Дети начинали рыдать, женщины визжать от ужаса, мужчины нервно хохотали. Это был успех. В тот же вечер Саше назначили оклад. А конкурс «на привидение» объявили закрытым.

-- Мы решили, что лучше Саши не найти, -- говорит директор аттракциона. -- Его рост оказался неоспоримым достоинством для этой роли. «Привидения большого размера», которые пытались выступать у нас раньше, такого успеха не имели. Они были слишком заметными и неповоротливыми, застревали в потайной дверце. Зато Саша с его способностью менять походку, имитировать голоса животных и чувствовать посетителей оказался в самый раз.

«Работа у меня нервная»

Так Саша стал актером. Перемена судьбы его очень радовала. Ведь раньше, у себя в Тульчине Винницкой области, Александр охранял машины, получая за это жалкие гроши. Новая же стезя полностью изменила его жизнь. Он не только стал хорошо зарабатывать, но и почувствовал вкус славы. У актера-»пугальщика» появились свои поклонники. Единожды испугавшись, они приходили в «лабиринт» еще и еще, бывало, до пяти раз в день.

Чтобы не разочаровывать поклонников, Александр постоянно совершенствовался. Понимая, что его конек -- умение страшно закричать или завыть в нужный момент, актер покупал билет в Киевский зоопарк и часами наблюдал за животными, перенимая их повадки и звуки.

-- Я научился менять голоса, -- рассказывает Саша. -- Самое простое -- это лягушка: «Уки-ки-уки-ки… » Умею рычать, как тигр: «Р-р-р!.. » Смеяться, как филин: «Уух -- уух -- уух!» Имитирую больше десятка голосов. Знакомая посоветовала идти на киностудию Довженко. Но там мне сказали, что для начала нужно выучиться на актера. Ведь у меня образование всего девять классов. А когда учиться, если я постоянно работаю?

Вскоре Саша понял: у популярности есть и оборотная сторона. Чем совершеннее становилось его привидение, тем более резкие и зачастую непредсказуемые реакции оно вызывало у посетителей.

-- Как оказалось, разные люди боятся по-разному, -- делится своими наблюдениями Александр. -- Некоторые, наверное, только в «лабиринте» понимают, как они себя поведут в экстремальной ситуации. Добрые кричат и пытаются убежать или куда-то спрятаться. Злые реагируют очень агрессивно: испугавшись, они пытаются меня отбросить в сторону ногой, ударить в живот или по голове. Один раз стукнули так, что я не мог разогнуться. Так что работа у меня очень нервная. И опасная.

-- Они били вас как привидение или как живого человека?

-- Откуда мне знать? Но многие меня воспринимают, как механического робота. И бьют, наверное, как робота. От этого бывает очень обидно. Для них же стараешься…

«Пьяные не поддаются искусству. Им все «до лампочки»

Стресс от общения с жестокими посетителями Саша снимает индийскими фильмами, конфетами и шоколадным пломбиром. Он страшный сладкоежка. Те из посетителей, кто знает об этом, приходят на аттракцион со сладким, чтобы вручить потом его своему любимцу.

Но как поклонники ни просят Сашу снять маску, он этого никогда не делает. Ведь в актере должна быть тайна. Единственными, перед кем он капитулировал, были дети.

-- Когда они пугались и начинали плакать: «Бабай, бабай!», мне становилось их очень жалко, -- признавался Александр. -- Тогда я прекращал их пугать. А если они продолжали плакать, снимал маску и говорил: «Дети, смотрите, я живой человек, а не оборотень какой-то!»

Посетители навеселе вызывают у «привидения» двоякое чувство.

-- С одной стороны, они безобидные, -- говорит Саша. -- И я знаю, что никто из них на меня руку не поднимет. С другой стороны -- они не поддаются искусству. Им все «до лампочки». Их трудно испугать. Когда пьяные попадают в «лабиринт», им становится смешно. Они говорят: «Не комната страха, а комната смеха!»

-- Говорят, у вас появился конкурент: привидение Каспар.

-- Ой, ну разве это конкурент?! -- ревниво восклицает мой собеседник. -- Смех один. Когда люди спускаются в лабиринт, ведущий аттракциона дергает трос. И это привидение летит на спину посетителям. Но это же кукла. А я -- привидение живое.

Александр очень дорожит своей нынешней карьерой «привидения». Ведь «маленькому человеку» трудно найти себя в мире, который приспособлен только «для больших». Многие его товарищи спились, находятся в депрессии, попрошайничают в электричках. А Саша терпеливо искал выход. Несколько раз приезжал в Киев, пока не нашел интересную работу. «Я единственный в Украине актер-»пугальщик», -- гордо заявляет он.

Слава о киевском «привидении» давно уже перешагнула границы города, и на Сашу приезжают посмотреть со всех концов Украины. Вдохновленный таким успехом, он собирается делать карьеру в Голливуде. А что? Он не только умеет пугать, но и танцевать техно и рэп. Если что -- может сыграть гангстера. Он прекрасно водит машину и умеет стрелять. По вечерам, возвратившись в комнату, которую снимает, актер потихоньку учит английский язык.

-- Я бы прямо сейчас уехал в Голливуд, но только денег на дорогу у меня нет, -- вздыхает Саша.

P. S. Несмотря на популярность, Александр еще не совсем уютно чувствует себя в Киеве и хочет найти новых друзей. Актер попросил дать в газете его адрес: Гаврилюку Александру Владимировичу, Главпочтамт, до востребования, г. Киев.