Події

Когда вокруг его родной новобогдановки рвались снаряды, 16-летний антон увозил на полуразвалившемся «жигуленке» в безопасные места своих односельчан

0:00 — 21 липня 2004 eye 431

Мужественному пареньку из многодетной семьи Президент Украины подарил новенькую «Таврию»

Житель Мелитопольского района Запорожской области Антон Оверко стал обладателем новенькой «Таврии». Считать это событие рядовым мешают три обстоятельства. Во-первых, Антону только 16 лет, во-вторых, он житель Новобогдановки, печально известной недавними взрывами на артскладах. И, наконец, самое главное: не каждому вручает автомобиль губернатор, выполняя личное поручение Президента страны.

Жителям Новобогдановки обидно, что власть их опять, кажется, обманула

По данным Минобороны и МЧС, совместными усилиями этих ведомств вокруг Новобогдановки собрано почти 150 тысяч неразорвавшихся артиллерийских снарядов. Их свезли на территорию прежних хранилищ и постепенно уничтожают методом взрывов. Оставшиеся на складах военной части 2985 боеприпасы (их, напомню, было 4800 условных вагонов), должны утилизировать иным способом, который пока Минобороны не предложило. Для ликвидации собранных снарядов выбраны песчаные карьеры и балки около сел Каменское, Прилуковка, Майское, Светлодолинское, Троицкое. Взрывают их несколько раз в день по 10--15 единиц. Местных жителей военные попросили потерпеть, и люди терпят, хоть их дома покрываются трещинами от затянувшейся канонады. Но сельчанам обидно, что власть, обещавшая полную компенсацию за последствия майского чрезвычайного происшествия, кажется, обманула их в очередной раз.

-- В нашем сельсовете 2039 дворов, сразу после известных событий их осмотрели, составили опись ремонтно-восстановительных работ, -- рассказывает сельский голова Новобогдановки Дмитрий Хлыстун. -- Пострадал фактически каждый дом, а 11 вообще не подлежат восстановлению. Приезжавшие к нам высокие комиссии обещали все быстро восстановить, компенсировать людям убытки, «подлечить» дома, пострадавшие от подтоплений, благоустроить села. Правительство выделило для этого из резервного фонда 12 миллионов гривен.

Строители, приехавшие со всей области, многое сделали: привели в порядок частный сектор, заасфальтировали главную улицу, отремонтировали детсады, больницу, реконструируют школы в Новобогдановке, Возрождении. Троицком. Но еще предстоит большой объем работ. К ремонту двадцати двухэтажных домов даже не приступали. Никому не выплачены и обещанные денежные компенсации. Мы подыскали в селе пустующее жилье, пообещав хозяевам, что оно будет куплено. Те пустили жильцов из пострадавших домов, но денег на покупку тоже нет -- из кабминовских миллионов реально пришли только два. В сельсовет с нареканиями на медленные темпы работ каждый день приходит несколько десятков человек.

Посещавшие Новобогдановку премьер-министр Виктор Янукович и президент Леонид Кучма обещали за счет бюджета газифицировать село и отремонтировать все дороги. Время идет, а обещанных благ как не было, так и нет. Крестьяне не знают, покупать ли им к отопительному сезону уголь (400 гривен за тонну) или собирать деньги из нищенских пенсий на проводку газа. А областная власть объясняет жителям, что они не так поняли Премьера и Президента: мол, никто не говорил о полной газификации и асфальтировании. Улицы, прилегающие к главной, будут обработаны грейдером, к селу за бюджетные средства подведут магистральный газопровод, а уличные сети и разводку по дворам придется делать за свои денежки.

Дом по улице Кирова, 53 -- один из наиболее пострадавших в Новобогдановке. Шальной снаряд прошел через крышу и застрял в колонке для воды. Разрушился фронтон, обвалился потолок в кухне, отошел угол кирпичного дома, осыпался кафель в ванной. Тамара Меркулова, хозяйка дома, говорит, что опись повреждений им сделали сразу. А потом в течение полутора месяцев строители заменяли шифер, стягивали разбитый угол, меняли опавший кафель, чинили колонку.

-- Я благодарна строителям, и к качеству претензий у меня нет, -- говорит Тамара Меркулова. -- Но уж очень затянулся ремонт, стольких это стоило нервов! То чего-то у строителей не хватает, то людей на другой объект забирают. Нет, чтобы сразу полностью сделать один дом, потом другой… И еще. От двух велосипедов, стоявших во дворе, осталась куча металла. Лето проходит, внук хочет кататься, мне тоже в селе без велосипеда не обойтись. А комиссия, которая должна установить, в результате ли взрывов пострадали велосипеды, и посчитать наши убытки, никак не приедет.

«Где деньги, которые я выделил?», -- спрашивал Леонид Кучма»

Еще 14 июня в Мелитопольском районе с однодневным рабочим визитом побывал Президент Украины. Леонид Данилович осмотрел места чрезвычайных событий и возмутился: «Столько времени прошло, а объекты стоят, как во время Великой Отечественной войны! Но ведь тогда не было ни ресурсов, ни людей». Общаясь с людьми на станции Федоровка, глава государства заметил женщину, упрашивающую охранника пропустить ее к Президенту. Леонид Данилович подошел к ней, поинтересовался ее проблемой. Та, не смутившись, пригласила Кучму посмотреть, как живут простые сельские люди. И в нарушение протокола президент усадил женщину в свой автобус, взял еще с полдесятка оказавшихся рядом детей, и поехал в Новобогдановку на улицу Карла Маркса.

-- Доезжаем до конца Каменки, и я говорю: «Теперь нужно пешком», -- рассказывает героиня этой истории пенсионерка Тина Пархоменко. -- Леонид Данилович берет меня под руку, и мы идем с ним по улице. Подходим к моему дому. Президент предложил зайти, а мне стыдно, куда с таким гостем в хату с цементным полом?! Он повернулся к телевизионщикам, которые стояли рядом: «Зайдите, и все снимите на пленку». Они так и сделали и сказали мне, что я первая простая украинская женщина, вот так пригласившая к себе Президента. Потом я повела Леонида Даниловича на край улицы, к дому своей дочери, Лены Поповой. У них из-за взрывов рамы вылетели, потрескались стены. Президент все осмотрел и сказал мужчине, который шел сзади и все записывал: «Этой молодой семье помочь от и до». Еще давал указания о газе и воде. Своими ушами слышала, как он укорял кого-то: «Где деньги, который я выделил? Где международные деньги?».

После отъезда высоких гостей к Тине Пархоменко заглянул какой-то чиновник, спросил, что лично ей нужно. После чего к давно бездействующей колонке в ее дворе проложили с улицы новую водопроводную трубу. А 24 июня на бланке Администрации Президента Украины Пархоменко пришло извещение о том, что ее обращение(?) к Президенту получено и отправлено на рассмотрение в областную госадминистрацию. Теперь, когда новобогдановцев убеждают, что они неправильно толкуют слова Кучмы и Януковича о газификации их села, Тина Даниловна говорит, что с этой адресованной ей открыткой дойдет до Киева и докажет, что «про газ никто ничего не выдумал».

Ведя Президента к дочери, Пархоменко показала ему паренька из соседнего двора: «Антон -- наш герой. Много людей увез от взрывов на стареньких «Жигулях». Леонид Данилович, заинтересовавшись, зашел в этот двор. Поговорил с мальчиком и его мамой. Выслушав о настоящей одиссее, пережитой этой семьей 6--9 мая, пообещал подарить Антону машину. 6 июля, губернатор Запорожской области Владимир Березовский пригласил Антона Оверко с родителями в Мелитополь, где в торжественной обстановке от имени Президента Украины вручил герою ключи от «Таврии». Чувствуя себя «Золушкой на королевском балу», 16-летний Антон смущался из-за наведенных на него фото- и видеокамер и благодарил Леонида Кучму за нежданный подарок.

Среди разбросанных по лугу артиллерийских снарядов спокойно паслись коровы

Днем 6 мая многодетная семья Оверко почти в полном составе находилась в своем дворе. Наталья, мама четырех сыновей и дочери Маши, возилась с цыплятами. Двое мальчиков, муж и бабушка занимались своими делами. Когда стали рваться снаряды, а в стороне воинской части вырос «гриб», похожий на атомный (это громыхнул имитатор ядерного взрыва), все выбежали на улицу, посмотреть, что случилось. Пришедшая вслед за «грибом» тяжелая волна воздуха швырнула людей на землю, в домах выбила стекла и оконные рамы. Новобогдановка забурлила, толпы людей, чуя беду, кинулись прочь из села. Наталья Оверко поддалась общей панике. Пятилетнему Данилке велела сесть на детский велосипед и мчаться в сторону элеватора. Почему именно туда -- до сих пор объяснить не может. Антону приказала перенести Машу (она инвалид) в «Жигули», взять бабушку и увезти их как можно дальше. Сама же на велосипеде помчалась к старшему сыну (сам-то он находился в командировке), в доме которого ждали помощи беременная невестка и двое внучат.

Невестка с детьми уже бежала навстречу Наталье, и вчетвером они поехали на случайной машине в сторону райцентра Веселое. Через 300 метров кончился бензин, и женщины с детьми пошли дальше пешком. Рядом шли и бежали сотни других людей. Со стороны военных складов слышались взрывы, взрывная волна сбивала с ног. Падая, Наташа и невестка прикрывали собой детей. Над их головами пролетали длиннющие металлические болванки, с неба на землю падали обгоревшие щепки. И все время шел сильный дождь. С детьми на руках (одному годик, второму три) женщины прошли несколько километров, пока их не подобрал набитый людьми «Москвич». Незнакомых измученных женщин с двумя малышами водитель привез к себе домой. Его жена выделила беженцам отдельную комнату, накормила их, искупала детей.

В тот же день, переживая за собственных детей, Наталья с трудом вернулась в Новобогдановку. Оказалось, все это время ее муж Андрей помогал эвакуировать односельчан и сам не знал, где находятся их дети. Взрывы к вечеру стали реже, но были они такой силы, что подбрасывало диван в доме. Уставшая от слез и пережитого, Наташа пошла за село пригнать с выпаса коров -- свою и старшего сына. Говорит, что не надеялась найти скотину живой. Она была поражена увиденным: среди множества разбросанных по лугу снарядов, спокойно паслись забытые хозяевами буренушки.

Еще трое суток супруги Оверко искали своих детей. Маленький Данилка оказался в интернате поселка Пришиб. Его с велосипедом подобрали и привезли туда взрослые. От пережитого стресса у него начались головные боли и рвота, и он некоторое время отказывался от пищи. Школьник Алеша, находившийся во время «бомбежки» в школе, прошел с учителями по полям босиком 25 км и, в конце концов, оказался в райцентре Михайловка. Чтобы восстановить нервную систему подростка, его на две недели положили в одну из лучших запорожских больниц. Бабушку, дочь Машу и Антона родители нашли в пансионате города Днепрорудный. Когда сын увидел родителей, он посмотрел на них отрешенным взглядом и произнес: «А мне сказали, что вы погибли».

От ударной волны «Жигули» развернулись на 180 градусов, а Антон потерял сознание

Антон, спасибо папе, водит машину с 9 лет. Семейный «жигуленок» давно состарился, чтобы завести его, нужно хорошо повозиться. Но в тот день, когда парень спасал бабушку и сестру, машина не подвела. Доехав до Зеленого Гая по трассе, Антон высадил Машу с бабушкой возле посадки (их потом знакомые отвезли в Днепрорудный), а сам вернулся в Новобогдановку за родителями. Объехал полями уже выставленные посты милиции, и у въезда в село попал под «бомбежку». Ударная волна была такой силы, что «Жигули» развернуло на 180 градусов, а Антон на какое-то время потерял сознание. Придя в себя, обнаружил, что машина набита перепуганными людьми, просившими отвезти их в безопасное место. Антон понимал, что надо ехать. Отвез пассажиров до Привольного (километров 10) и поехал в сторону дома. Но не доехал -- встретил односельчан, которые заверили, что его родители уехали и в село Антона не пустили. Парень развернулся, взял в машину 11(!) беженцев и поехал искать им пристанище. Приехав в Днепрорудный пансионат, узнал от сельчан, что в их хату попал снаряд, и родные погибли. Очевидцы рассказывали его родителям, что Антон ночью всех разбудил, требуя мобильный телефон, чтобы позвонить матери и отцу, хотел ехать искать их. Сам подросток, будучи в шоке, этого не помнит. На нервной почве он заболел и две недели провел с братом Алешей в больнице.

Дней через 10 после этих событий в Новобогдановку приехала съемочная группа Нового телеканала. Нескольких человек из села, в том числе и Андрея Оверко, пригласили в столицу на запись программы. Наталья решила передать через телевизионщиков свое письмо Президенту Украины. На 16 страницах женщина рассказала Леониду Даниловичу о своей большой семье, о злоключениях, выпавших на ее долю в связи с происшествием на артскладах. Просила лишь об одном: помочь стать в очередь на получение самой дешевой автомашины. (Многодетная семья, в которой есть ребенок-инвалид, имеет на это право. Чиновники же по разным причинам ставить на очередь отказывают). Муж отвез письмо в Киев, но к адресату, похоже, оно не попало. И вдруг, словно во сне или сказке, Президент Украины сам оказывается в их сельском дворе!

-- Я совершенно не волновалась, -- рассказывает Наталья. -- Президент -- обыкновенный человек, спокойно говорит, не кичится. Не помню, как начался разговор, только я вдруг поймала себя на том, что пересказываю свое же письмо. Кучма о чем-то спрашивал, я отвечала. А старые «Жигули» со спущенными колесами тут же стоят. Леонид Данилович спросил, сколько лет Антону, есть ли у него права. Потом повернулся и говорит кому-то: «От меня подарок Антону -- автомобиль». Когда он и сопровождающие стали уходить, сын меня спросил: «Мама, это правда?» Я я ему: «Наверное, Президент неправду не говорит»…