Пригонять и растамаживать иномарку из Европы как положено -- не имеет смысла. Выгоднее ее купить на автобазаре в Украине
Всего год назад автоиздания пестрели объявлениями типа «поможем с приобретением авто в Германии». Теперь на ниве самостоятельной автопергонки -- тишина. «Мы закрылись, -- сказали мне в одной фирме, -- люди едут в Германию, покупают машину сами, перегоняют и растамаживают. Но потом оказывается, что точно такой же автомобиль на киевском авторынке стоит дешевле!
Фирмачи твердят в один голос: после повышения таможенных пошлин «честная» растаможка автомобиля, что называется «в лоб», стала невыгодной. Но профессиональная перегонка не умерла. Знатоки автобизнеса не стесняясь утверждают, что якобы большая часть машин, пригоняемых на продажу в Украину, попадает к нам «левым» способом. И растамаживается с помощью «химии»
История моя печальна. Давний приятель Стефан из Берлина предложил купить у него машину. «Опель Омега» 1999 года выпуска. Причем довольно дешево -- за семь тысяч евро (проверял по Интернету -- цена в самом деле гораздо ниже средней). Но стоило прикинуть, во что выльется растаможка, -- и волосы в момент встали дыбом: после уплаты всех налогов цена машины превысит за двенадцать тысяч евро! Упасть -- не встать! Стало интересно, сколько же такая машина стоит у нас. Суббота. Я на авторынке. Нахожу такой же «Опель» похожей комплектации. Того же года выпуска. Цена -- тринадцать тысяч. Только не евро, а долларов! Может, машина завезена к нам до подорожания растаможки? Да нет, на лобовом стекле бумажка: «Свежепригнанная из Германии, без пробега по СНГ». Что за шутки? Каким макаром эти ребята ухитрились завезти машину по такой низкой цене? Начинаю расспрашивать -- и вскрывается безобразная картина автомобильной действительности.
К сожалению, очень многие наши перекупщики «химичат» и обходят справедливый украинский закон. Правда, в сам механизм «химики», как правило, не вникают. Теневой растаможкой занимаются специальные люди -- «ребята из Луцка». Познакомить с ними могут прямо на рынке: прикиньтесь лохом, походите, поспрашивайте -- и вас выведут на этих таинственных личностей. Такса у них зависит от года выпуска машины. К примеру, за растаможку автомобиля 1999 года они берут примерно четыре с половиной тысячи долларов. Много это или мало? «Честная» растаможка хорошо укомплектованного «Фольксвагена Пассата» 1999 года выпуска обойдется тысяч в шесть долларов. Выходит, «химия» дает полторы тысячи экономии. За машину 2001 года «теневики» просят уже тысяч пять-шесть долларов.
Завозить по «химии», сказали на рынке, выгодно дорогие машины: БМВ, «мерседесы» с мощными двигателями. На них «честная» растаможка стоит дорого. А «мутить» с моей «Омегой» не имеет смысла -- деньги за «левую» растаможку что с «Мерседеса», что с твоего «Опеля» возьмут одинаковые.
Однако меня в любом случае интересовала схема работы аферистов-»химиков». Торговый люд пояснил. Вариант первый -- самый безопасный. Мой приятель Стефан пригонит машину в Киев. Вроде бы он приехал в Украину погостить. Дальше он оставляет машину мне. Я, в свою очередь, отстегиваю «теневикам» оговоренную сумму -- и через пару недель получаю украинские номера и техпаспорт.
Второй вариант -- более рискованный. Заранее договариваешься с «теневиками». Называешь им номер кузова твоего «Опеля». Тебе выдают на него «левые» украинские номера и техпаспорт. С ними выезжаешь в Германию на другом автомобиле (предположим, едешь вместе с другом, чтобы потом возвращаться домой двумя машинами). На границе (»теневики» скажут, к кому подойти) получаешь отметку о выезде и вывозе транспортного средства. Катишь себе в Германию. Покупаешь машину. Гонишь ее назад. Перед нашей границей прикручиваешь украинские номера -- и заезжаешь, как будто ездил на этой машине в Германию погостить.
Опасность как пояснили торговцы, в том, что «нужный человек» может не занести в компьютерную базу данных отметку о твоем выезде, афера может вскрыться прямо на границе, и придется ухлопать уйму средств, чтобы все замять.
И, наконец, третий вариант, еще более авантюрный. Человек просто предупреждает «теневиков», что пригонит в Киев машину к такому-то числу. Границу он пересекает на иностранных номерах, но платит 300--500 долларов за «прогонку воздуха» -- то есть за возможность проникнуть на родную, землю наравне с ветерком и солнечным лучиком. Заехав на родину, он прикручивает любые украинские номера и потихоньку, не нарушая правил, едет в Киев.
-- А если остановят?
-- Ты что, маленький? -- усмехнулись торговцы. -- Родители врать не научили? Скажешь, мол, забыл права и техпаспорт дома в кармане пиджака. Десять долларов -- и нет проблем. Не решат десять долларов -- решат двадцать.
В Киеве машиной опять займутся «химики». Хотя столица -- не лучшее место для мошенников: слишком много контролеров. Более привольна и благодатна для автоафер Луцкая область. Кстати, поэтому «химиков» и называют «ребятами из Луцка». Схем «работы» у них -- пруд пруди. Часть преступных методов со временем устаревает, вместо «умерших» рождаются новые «технологии». Наиболее известными до недавнего времени считались два метода: по «отсудке» и по «техпереоснащению». «Отсудка» -- это псевдо-конфискация машины с последующей продажей «конфиската» по бросовой цене прежнему хозяину. «Техническое переоснащение» -- менее рискованная схема. Под пригнанную машину, к примеру «Мерседес», покупаются документы от старого разбитого автомобиля той же модели и пишется заявление, мол, в процессе ремонта на мой старый «Мерседес» (которого и в помине нет) установлен новый кузов. При этом указывается номер кузова свежепригнанной машины. Так новенький «Мерс» начинает жизнь по документам старого.
Продавцы на рынке говорят, что автомобили, у которых в тесхпаспортах указано «переоснащение», берут охотнее, чем «отсуженные». Знающий покупатель к «отсудке» относится с подозрением -- как бы потом не было проблем.
К чести авторынка надо заметить, что не все торговцы связываются с «теневиками».
-- Ты что, ненормальный?! -- ухмылялась часть перекупщиков. -- Свяжешься с «химиками» -- тебя просто кинут. На границе прописались ребята из «безопасности». Поэтому мы «таможим» в лоб. Просто машины берем битые. Растаможка гораздо дешевле. Походи по рынку, приглядись к автомобилям. Тут же половина -- «кубики-рубики» из Польши или Прибалтики, где из двух-трех машин делают одну!
Продажа битых машин -- тема вечная, не теряющая актуальности никогда. В отличие от целого автомобиля, цены на который довольно жестко фиксируются специальным справочником, стоимость поврежденной машины эксперт (если его «расположить» к себе) в силах серьезно занизить. Любопытно, что основной поток покалеченных автомобилей из-за падения курса доллара сейчас идет не из Европы, а из США. В портовом городе Одессе не так давно шустрые ребята наладили продажу битых нерастаможенных(!) машин из Америки. В основном это японские автомобили. Выгодность операции продавцы демонстрируют с помощью нехитрой калькуляции. К примеру, целый джип «Тойота РАВ 4» 2002 года стоит семнадцать тысяч «зеленых». Битое авто, которое продают одесситы (в джипе помяты две двери), «добрый» эксперт оценивает в шесть с половиной тысяч долларов. Разница в растаможке битой и небитой машин -- две тысячи. Стоимость же ремонта -- около трехсот долларов. А две новые двери продавцы обещают предоставить в комплекте с машиной. В общем, покупателю предлагается самому провернуть то, чем занимаются многие перекупщики.
И последний вариант, который предложили мне на рынке: найти дедулю-инвалида, который стоит в очереди на «Таврию». Единственное ограничение -- объем двигателя на «инвалидной» машине должен быть более тысячи восьмиста кубиков. Технология ввоза такова: находишь в Украине инвалида на коляске, заручаешься его согласием. Едешь в Германию, покупаешь автомобиль и просишь немца написать бумагу о том, что он «передает автомобиль в качестве гуманитарной помощи для инвалида Иванова. Перегнать автомобиль уполномачивается Тарас Ткачук». Правда, в Украине головную боль доставит сбор всех необходимых для такой «операции» справок. Зато растаможка «гуманитарного» авто обойдется в копейки -- несколько сот гривен.
Скользкий момент: как ездить на «инвалидной» машине? Дедуля ведь не может ни передавать ее в управление посторонним, ни, тем более, продавать. Однако махинаторы пытаются вписывать в техпаспорт, кроме деда, еще и настоящего хозяина машины. Серьезная проблема возникает в случае смерти инвалида. Машина остается в наследство собесу. Но ведь ее могут продать хозяину по бросовой цене. Если, конечно, договориться. По слухам, в провинции происходят чудесные вещи: «инвалидные» автомобили при помощи липовых справок оказываются у настоящих хозяев еще при живом инвалиде! Но это всего лишь слухи -- более подробно о таких вещах народ говорить опасается.
Просветить автомобилистов по поводу легальных и нелегальных схем ввоза автомобилей в страну «ФАКТЫ» попросили Александра Лелету, генерального директора консалтинговой компании «Укрвнештерминалкомплекс».
-- Есть только два законных способа ввезти машину без пошлины, -- сказал Александр Дмитриевич. -- Первый: если за границей владелец машины умер и оставил наследство жителю Украины. Второй: если люди въезжают в Украину на ПМЖ, то каждый совершеннолетний член семьи имеет право беспошлинно ввезти к нам по одной машине. Но автомобиль должен числиться на этом человеке не меньше года. К слову, в Украину сейчас возвращается немало молодежи из Израиля и Восточной Европы. Махинаторы иногда загодя «вешают» на этих ребят очень дорогие «мерседесы». Растаможка такой машины стоит десятки тысяч долларов, поэтому игра стоит свеч.
Много старых махинаторских «тем» сейчас не действуют. К примеру, схема «за долги». Иностранец, не растамаживая, ввозил к нам машину и продавал ее гражданину Сидорову. Официально все оформлялось следующим образом: составлялся документ о том, что иностранец взял взаймы у Сидорова большую сумму денег. Под предлогом того, что деньги ему не возвращают, Сидоров подавал на иностранца в суд. Автомобиль за долги конфисковали и отдавали Сидорову, который имел право эту машину не растамаживать Точно так же устарела схема с ввозом отдельно кузова и мотора. Реально машина въезжала к нам совершенно целая. Но ее записывали как кузов и двигатель, с которых пошлина как с запчастей платилась гораздо меньшая. Сейчас это делать невыгодно. Таможенные пошлины на «машинокомплекты» возросли и почти сравнялись с автомобильными. Теперь те, кто пригоняет сюда дорогие джипы, частенько оформляют их как пассажирский транспорт с количеством мест от десяти и выше, на которые акцизный сбор не распространяется.