27 июля исполнилось 100 лет со дня рождения выдающейся украинской шахматистки
Из досье «ФАКТОВ»
Вторая в истории шахмат и первая советская чемпионка мира Людмила Руденко родилась в Лубнах (Полтавская обл. ). Три года (с 1950 по 1953 гг. ) владела шахматной короной. В чемпионатах СССР выступала 41 год. Последний титул -- чемпионки Ленинграда -- завоевала в 64 года. Умерла в Ленинграде 26 февраля 1986 года.
Чемпионы мира по шахматам считались в СССР образцово-показательными спортсменами. За чистотой их биографии тщательно следил специальный отдел ЦК партии. Поговаривали, что кандидатуры обладателей короны утверждал лично Сталин, а позднее — Хрущев и Брежнев. Но вот первая советская чемпионка мира Людмила Руденко завоевала шахматную корону не благодаря, а вопреки желанию функционеров. О неизвестных страницах жизни нашей великой соотечественницы накануне ее 100-летнего юбилея «ФАКТАМ» рассказывают люди, хорошо знавшие талантливую шахматистку.
-- После гибели первой чемпионки мира Веры Менчик трон шахматной королевы остался вакантным. Как удалось Людмиле Руденко завоевать титул чемпионки?
-- В чемпионки моя бабушка, Людмила Владимировна, попала случайно, -- вспоминает внук знаменитой шахматистки Сергей Руденко, живущий в Санкт--Петербурге. -- Против воли спортивного руководства. Были более достойные представительницы. Поводов накопать компромат на нее не составляло труда. Всю жизнь бабушка писала в анкете, что выросла в семье учителя, но «компетентные органы» знали правду. Ее отец, мой прадед, на самом деле был до революции прокурором -- действительным статским советником, что соответствует нынешнему званию генерал-майора. По всей видимости, он вел дела честно, потому что большевики его не тронули. После революции прадед работал в комиссии по детской преступности. Но потом разругался с новой властью и принял сан священника. Помню, как бабушка радовалась, что на склоне лет ей удалось найти в Николаевской области могилу отца. Ведь ей говорили, что отец бежал в Константинополь и там якобы был похоронен. Сначала судьба забросила бабушку в Москву, а затем в Ленинград, но она всегда гордилась своими корнями. При царе графы «национальность» не было, указывалось вероисповедание, а когда в советское время пришла пора получать паспорт, она без раздумий написала: украинка.
-- Партию с американской шахматисткой на чемпионате мира в Москве Людмиле Владимировне выпало играть в день рождения Сталина, -- рассказывает известный киевский международный арбитр Римма Антонова. -- Когда позиция Руденко стала безнадежной, к ней подошел полковник госбезопасности и пригрозил в случае поражения отправить в Сибирь. Ценой невероятных усилий Людмиле удалось дотянуть до контроля времени и отложить партию. Но доигрывание, состоявшееся на следующий день, закончилось ее поражением.
В архиве удалось отыскать документы, посвященные тому чемпионату. Из записки отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС на имя Маленкова, Суслова, Пономаренко и Хрущева: «Следует отметить, что не все советские участницы турнира с полной ответственностью относятся к игре на первенство мира и не всегда понимают, насколько важно, чтобы первое место было занято представительницей СССР. Например, Л. Руденко после проигрыша сказала, что неплохо провела эту партию. На замечание тренера товарища Толуша, который сказал, что теперь надо набирать очки, и прежде всего у иностранных шахматисток, Руденко ответила: «Мне какое дело! Я играю для своего удовольствия».
-- Неужели ее действительно не волновал результат? — спрашиваю Сергея.
-- Конечно, она должно была очень переживать. Просто виду не подавала, это в ее характере: пусть, мол, мне плохо, а я все равно не стану плакать! Знаю, что ее долго не хотели включать в состав участниц. Бабушка ведь могла всю правду в глаза сказать, в том числе и начальству. Такое не приветствуется и не прощается. Но куда деваться было, в то время она играла лучше других. Легендарная Вера Менчик как-то сказала ей: «Играйте, вы способная!» Специалисты отмечали, что Руденко любит острые ситуации и для их создания готова идти на риск, даже жертвуя подчас фигуры. Игру бабушки на чемпионате оценили высоко, хотя старт получился довольно скромным. Но вскоре она вошла во вкус и одержала принципиальную победу над главной конкуренткой -- Ольгой Рубцовой. Затем была важная встреча с голландской шахматисткой. Игра сложилась не в пользу бабушки, спасти ее могло только чудо. Но она сидела за шахматным столиком с таким видом, будто все шло как нельзя лучше. Ее хладнокровие выводило соперницу из себя. Голландка начала делать одну ошибку за другой и в конце концов проиграла. Так бабуля и стала чемпионкой.
-- Интересно, какой приз получила шахматная королева?
-- Призовых денег ей не дали, -- объясняет Сергей. -- А чемпионский кубок до сих пор хранится в нашей семье, хотя бабушка неоднократно сдавала его в ломбард. Была еще золотая медаль. В то время она делалась из чистого золота, и бабушка, недолго думая, пустила драгоценный металл себе на зубные протезы. Когда лавровый венок чемпионки совсем засох, листья его она стала добавлять в суп. По щепотке приправы выдавалось и многочисленным гостям. У меня, как историческая реликвия, хранится блокнот с автографами участниц того турнира. При жизни Сталина никакими наградами бабушка удостоена не была. Уже потом, после его смерти, ей дали квартиру-- 26 квадратных метров. До этого бабушка жила в коммуналке. Интересно, что ее соседками были знаменитые в то время певицы -- сестры Федоровы. Там же, в квартире, они и репетировали. Так что сами понимаете, как было весело
Став чемпионкой мира, бабушка ушла с работы, ей платили стипендию. Но пенсию в 120 рублей она получила на общих основаниях. Бабушка была начальником отдела труда и зарплаты крупнейшего ленинградского завода и очень гордилась своей работой. За границу никогда в жизни не ездила. У нее всего одна правительственная награда -- орден «Знак почета». Зато сколько грамот! Я недавно их взвесил -- получилось два килограмма!
-- Людмила Владимировна очень переживала, утратив чемпионство?
-- Бабушка говорила так: «Мне не дали выиграть». Но в подробности не вдавалась. У каждой из участниц матча на первенство мира 1953 года был штат советников. И я так понял, что команда Руденко работала из рук вон плохо. То, что это было неслучайно, подтверждают и наши друзья. Отношения с соперницами были сложными. Мой отец как-то сказал: «Нет такой шахматистки, которая не сделала бы маме какую-нибудь гадость. И не было такой гадости, которую мама бы не простила».
-- Как она относилась к своей славе?
-- Скептически. Когда предложили ввести звание «Гроссмейстер среди женщин», бабушка сказала, что это просто неприлично. Не могу сказать, что после завоевания чемпионского титула бабушка все время проводила за шахматами. Крупные турниры ей уже не грозили. Регулярно получая периодические издания, она что-то там смотрела, потом шла на игру.
-- Рассказывают, что в жизни вашей бабушки была и поистине героическая страница. Совершенно не связанная с шахматами
-- В войну бабушка работала на оборонном заводе. Предприятие сначала срочно эвакуировали в Уфу, а дети сотрудников, в том числе и мой отец, остались в пионерском лагере под Питером. Женщины без детей не могли спокойно работать. За ними отправили бабушку. Выписали ей мандат. Дети к тому времени были уже в городе, но никто не знал, что с ними делать. Так что бабушка объявилась удачно. Ей удалось выбить вагоны, и детей успели вывезти до того, как кольцо блокады замкнулось. В дороге она страшно переживала, что дети едят немытыми руками: так, мол, и дизентирию подхватить можно. А из лекарств у нее было несколько таблеток аспирина. Героиней она себя не считала, хотя этот эпизод даже вошел в книгу «Женщины-коммунисты в Великой Отечественной войне». Правда, членом партии бабушка никогда не была
-- Понятно, что дочь действительного статского советника была человеком образованным, интеллигентным, эрудированным. Шахматы наверняка не единственное ее увлечение?
-- Бабушка была страшной картежницей. Собиралась интеллигентная компания: профессора, журналисты, генералы Играли в винт, но чаще в преферанс. Бывало, что бабушка на пару дней пропадала за картами где-нибудь у друзей. Другой ее страстью была поэзия. Ахматова, Цветаева, Гумилев Сегодня это все уже издано, а тогда по рукам ходили перепечатки. Многое она знала наизусть и любила декламировать. Бабушка оставила после себя колоссальную библиотеку: подписные издания серии «Библиотека поэта», «Библиотека драматурга» Собирала почтовые открытки с репродукциями, книги по искусству. А любовь к чтению у нее была еще с детства. По семейной легенде, во время то ли Первой мировой, то ли гражданской войны в доме, где тогда жила бабушка со своими родными, остановились офицеры. Увидели, что Людмила читает книгу Горького, и с возмущением спросили у старших: «Как вы даете своей дочери читать этого хама?!» В гимназии она училась легко, особенно ей давалась математика. На экзамене успевала решать задачи не только за себя, но и за соседку. Помню, как бабушку попросили прийти ко мне в школу и позаниматься с отстающими учениками. Она не отказалась.
-- Да, удивительная женщина
-- А еще бабушка была заядлой курильщицей. В 1918 году она осталась с двумя младшими братьями на руках. Всего в семье было пятеро детей, она — средняя. Вот с тех пор и стала курить. Курила в течение 53 лет! В основном папиросы «Беломорканал», реже -- «Казбек». Когда уже в преклонном возрасте бабушка упала и сломала шейку бедра, мой отец перестал покупать ей курево. Вот тогда-то она и бросила
-- Может, сверстницы и недолюбливали Руденко, -- делится своими воспоминаниями Римма Антонова, -- а мое поколение ею восторгалось. Она была главным судьей чемпионата страны среди девушек и при встрече всегда говорила: «Вы все -- мои подруги». И это несмотря на 37-летнюю разницу в возрасте! Расставшись с мужем, профессором высшего военного училища, она сохранила добрые отношения и с ним, и с другими его женами. Уже в зрелом возрасте Людмила Владимировна влюбилась в своего тренера Григория Левенфиша, но тот не обращал на нее никакого внимания. «Единственный способ завоевать его -- это стать чемпионкой мира», -- сказала она. И своего добилась. Особая духовная связь у нее была с внуком Сережей, который моложе ее ровно на 50 лет. Последние годы жизни Людмила Владимировна болела, начала слепнуть. Но присутствия духа не теряла. Благодаря ей и мы, участницы того чемпионата, на всю жизнь остались подругами.