-- говорят организаторы выставки «картинок» на теле советских заключенных
На днях в одесском Литературном музее открылась необычная выставка. Более 3600 художественных «композиций»-наколок, «сработанных» на человеческих телах, тщательно срисовывал и собирал почти четыре десятилетия -- с 1945-го по 1982 год -- бывший сотрудник НКВД-МВД СССР Дансинг Балдаев. Свыше 400 из них выставлены впервые. С экспонатами самой крупной за все постсоветские годы выставки знакомятся представители разных возрастных групп и социальных слоев. Автор необычных рисунков -- не профессиональный художник, хотя мог бы им стать
-- История татуирования, насчитывающая многие тысячелетия и неразрывно связанная с культурой многих народов мира, является предметом внимания ученых-этнографов, -- рассказала «ФАКТАМ» научный сотрудник одесского Литературного музея Галина Вязовская. -- В период становления родо-племенного строя татуировки заменяли документы: тату вождей, охотников Женские татуировки, например, свидетельствовали, замужем владелица или нет, указывали на количество у нее детей, статус мужа в племени.
Аналогичную функцию тату выполняли с начала 20-х годов минувшего столетия в советской уголовной иерархии. Нанесенный на тело зэка рисунок становился своеобразным набором «документов», по которым определяли биографию человека, побывавшего за решеткой. Например, паханов (воров в законе) отличал «окрас» практически по всему телу. Так называемые «крутые» -- постоянно конфликтовавшие, не желавшие исполнять распоряжения администрации колоний, демонстративно отказывавшиеся работать -- имели свой характерный рисунок: пасть тигра с оскалом. Существовали и позорные в понятии заключенных наколки. Скажем, изображением карты «шестерка» метили тех, кто обслуживал «высшие касты», чистил параши; «петухом» насильно метили опущенных, обреченных на удовлетворение сексуальных потребностей «знати».
Во всех этих весьма специфичных нюансах отлично разбирался Дансинг Балдаев -- молодой розыскник вначале Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), затем Министерства внутренних дел. Часто бывая в местах лишения свободы (зонах), Балдаев заинтересовался «нательной живописью».
Ясное дело, он не мог проводить исследования открыто, фотографировать. Да и зэки неохотно демонстрировали свои художества. Приходилось скрытно срисовывать наколки, вызывая заключенных на медосмотр под видом тюремного врача.
Позже Дансинг вспоминал, что на него даже направили донос в КГБ. К удивлению, Балдаева не тронули. Вызвано это было заинтересованностью компетентных органов в результатах исследований: по татуировкам можно установить «жизненный путь» зэка -- от времени и места рождения до количества «ходок на зону». А также сроки, названия мест заключения, статьи, по которым привлекался
Дансинг Балдаев родился и рос в бурятской семье. Его отец -- ученый-этнограф -- был репрессирован по доносу в пропаганде царизма, в довоенные годы репрессировали еще около полусотни родственников. Потому Дансинг еще в детстве познакомился с нюансами уголовно-идеологизированной «машины». С ранних лет Балдаев проявлял склонность к рисованию. Окончив школу, он поступил на факультет изобразительного искусства в Иркутский пединститут, но не закончил учебу из-за призыва в армию в 1942 году. Затем -- работа в уголовном розыске.
В новом деле Балдаеву весьма кстати пришлось умение рисовать, хотя такое «опасное и вредное» увлечение своего сотрудника руководство не одобряло. Тем более, что вывод исследователя был предельно прост: «криминальная среда -- не сборище отдельных социально отсталых и несознательных элементов, а социальная прослойка советского общества, причем со своими законами, строгой и весьма жесткой иерархией, фольклором и традициями.
Объездив весь «единый, могучий», Балдаев убедился: в тюрьмах и лагерях формировались устойчивые преступные структуры, которые продолжали функционировать на воле и имели связи с местами заключения. Поэтому татуировки повсеместно носят одинаковый смысл.
-- Татуированное тело представляет собой как бы официальный мундир, покрытый регалиями и наградами, знаками чинов и прочих отличий, -- говорит менеджер выставки Олег Гринченко. -- Картинки на теле складываются в целостное полотно со строго определенным смыслом. Не напрасно набор наколок на жаргоне называли «фраком с орденами». К примеру, только влиятельный рецидивист имеет право носить начертания креста, церкви, орла, черепа. У заключенных был даже собственный тату-гороскоп.
Достаточно популярны изображения хищников с оскалом -- символ того, что блатные могут «показать зубы». У кого-то действительно сильный характер, а кто-то «набивал» себе голову тигра, исходя из других критериев: в действительности обладая слабым характером, он желал бы вот таким -- с оскалом. Расшифровываются и словесные «нательные» надписи: ТУЗ -- тюрьма учит законам, МИР -- меня исправит расстрел, ЖУК -- желаю удачных краж
Человек, самовольно нанесший татуировку, на которую не имел прав, подвергал себя серьезной опасности. Известен случай, когда несколько бывших зэков, увидев на пляже подростка с татуировкой крутого криминального авторитета, под угрозой жестокой расправы заставили пацана избавиться от наколки. В тюрьме же владельцев таких «незаконных» тату заставляют самостоятельно срезать -- бритвой, ножом либо наждачной шкуркой -- кожу (краска при татуировании проникает в кожу на глубину до трех миллиметров, наносится тату без местного наркоза, который может подпортить рисунок).
Характерно и то, что татуировки в зоне делают не бесплатно. Разве что для авторитетов -- по заниженным расценкам. Нынче картинку на теле можно сделать из сорока всевозможных цветов и оттенков, а ведь раньше рисунки наносились при помощи так называемой жженки. (сжигалась часть каблука от обуви, затем эту массу разбавляли мочой зэка, которому набивали тату )
Выводить или «забивать» другим изображением такие татуировки запрещалось -- так же, как и накалывать не соответствующие тюремному статусу. Подделку выжигали. Нет, не каленым железом -- концентрированным раствором марганцовки, или срезали с частью эпидермиса. И, напротив, зэк, носящий «позорную» татуировку, не имел права самостоятельно ее убирать.
Свою коллекцию Дансинг Балдаев разбил по темам: воровские, женские и молодежные, перстни, «перчатки» (жаргонное название непрофессионально нанесенных тату), религиозные, художественные, памятные
Организаторы выставки особо подчеркивают, что не преследуют рекламную цель, хотя тату время от времени входят в моду. И не мудрено: даже в саркофагах древних, на их мумиях обнаружили «читающиеся» узоры. А в древнем Риме человек без татуировок, без шрамов не достигал вершин власти.
Специалисты советуют узор для татуировки выбрать осторожно. По словам Олега Гринченко, подтекст «татушек» иногда может сыграть с людьми злую шутку. Его знакомый сделал очень красивую цветную татуировку -- красную розу с зелеными листьями. «Через месяц мой друг пожаловался, что к нему часто подходят незнакомые мужчины и интересуются его сексуальной ориентацией», -- вспоминает менеджер.
-- Нынешние молодежные татуировки носят скорее эстетический характер, -- считает Олег Гринченко. -- Зачастую рисунок на теле не несет никакого подтекста, а становится просто средством самовыражения юной особы. Кроме того, татуировкой можно завуалировать и скрыть шрам на теле или зрительно подкорректировать фигуру.