Події

Нина матвиенко: «перед свадьбой петро мне сказал: «если обнаружу, что не девушка, тут же тебя брошу»

0:00 — 31 липня 2004 eye 704

Приезжая на дачу, народная артистка Украины поверяет природе свою душу -- люди, по словам певицы, не всегда способны понять ее так, как понимают облака и цветы

Современный мир не прощает слабостей. Но они есть даже у людей, которых мы считаем сильными. И тяжелые минуты бывают. «Тогда единственный способ восстановиться -- доверить душу природе, -- считает народная артистка Украины Нина Матвиенко. -- Небо, звезды, цветы, речка выслушают вас лучше любого собеседника. Хоть и не дадут совета, зато никогда не посмеются над вами. А выход из ситуации найдете сами».

Когда Нине Митрофановне нужно собраться с мыслями и отдохнуть душой, она отправляется на дачу -- в живописную деревню под Ржищевом.

«Любовь нашла меня -- не я ее искала»

Мальвы во дворе загородного дома Нины Матвиенко прекрасны -- бледно-розовые, сочно-вишневые… Смотрела бы и смотрела на них. Словно почувствовав мое настроение, Нина Митрофановна предлагает присесть на просторные качели под тентом.

-- Природа напоминает мне детство, -- говорит Нина Матвиенко. -- Росла я в селе на Житомирщине -- в семье было одиннадцать детей. Сами понимаете, жили бедно. На всех -- одни сапоги, один портфель. Кто первый встал, тот и становился на день их владельцем. Ни игрушек особо, ни книг… Всех впечатлений -- луг, хлев, корова… Но я все это так любила! Отец работал могильщиком, потому, наверное, и пил. Возвращаясь с похорон, почти всегда пел. Матери было с нами трудно -- и после пятого класса она отдала меня в интернат. Помню, как со слезами на глазах мама говорила: «Я вам не дам, дiтки, загинути у цьому колгоспi». В интернате было тяжело. Меня часто обижали, иногда даже били. Людей поэтому я боялась -- общению с ними опять-таки предпочитала общение с природой. Часами могла вглядываться в звездное небо, в кружевные верхушки акаций -- все свои секреты доверяла только природе. Думала, мечтала, молилась…

-- Судя по всему, ваши молитвы были услышаны Богом. Вы сделали блестящую карьеру, муж ваш Петр Гончар -- известный художник. Родили и воспитали хороших детей -- двух сыновей и дочь. Нынче воспитываете внучку -- пятилетнюю Ульянку.

-- Я во всем полагалась на Господа. И, поверьте, всего, что нынче имею, не добивалась. В душе, конечно, хотела, но как это получить, не представляла. За песни не боролась: какие в хоре давали, такие и брала, со временем же они становились известными. Авторы меня находили сами. И любовь нашла меня -- не я ее искала. Поначалу я ее даже, скажу вам, не оценила. Чувства пришли со временем. Теперь же любовью живу: когда Петро возле меня, расцветаю, как яблоня, а когда в наших отношениях что-то не так, чувствую, что увядаю, как цветок.

«Пятилетней я нечаянно разрушила гнездо ласточки -- этот детский грех до сих пор мне не дает покоя»

Двухэтажный дом Нины Матвиенко построен в стиле украинского барокко. Арки, пилястры -- плоские прямоугольные выступы стен, орнаментальная лепка, огромные окна с овальными карнизами -- все это его приметы. С тыльной стороны здания -- дворик, который напоминает итальянский в Ливадийском дворце. Но дом еще не вполне готов. Внутри строительство продолжается, даже воды пока нет, и Нина Митрофановна ведрами носит ее из колодца. Из комнат готова только гостиная: печка с лежанкой, декорированная изразцами с украинским орнаментом, деревянные стол и стулья в моде 60--70-х годов, диванчик, комод.

-- Комод -- память об отце Петра, известном художнике Иване Гончаре, а прямоугольное зеркало на стене я забрала из дома моих родителей, когда их не стало, -- говорит Нина Матвиенко. -- Сколько же лет ему! И сосчитать трудно… Помню, еще пятилетней девчушкой я взбиралась на кровать и, как артистка, танцевала перед этим зеркалом. Как быстро пролетели годы…

На печи сушится мята -- в саду у певицы ее несколько видов -- холодная, болотная, кудрявая… Стена украшена соломенными шляпами, которые у нас в Украине называются брылями. Вот на что хочется смотреть!

-- Обратите внимание: у каждого брыля свое плетение! -- объясняет Нина Митрофановна. -- Как вышивка на сорочках у девушек должна быть разная, так у хлопца брыль -- «эксклюзивный» (улыбается). Кстати, каждый узор в старину имел свое значение. Но, к сожалению, традиции утрачены, и мы уже про это практически ничего не знаем. Народ разучился уважать свою землю и Отчизну. Всех сейчас интересуют в первую очередь деньги. Видимо, нынешний период в истории Украины можно трактовать так: она породила детей-преступников, от которых и страдает…

-- Без чего для вас невозможен дом?

-- Без Бога. Где нет Бога, там нет счастья. Если в доме все по-божески, то и детство ребенка, который растет в нем, будет счастливым. Если нет -- жилище стареет быстрее, чем ему положено.

-- Как же быстро могут состариться дома, возведенные на нечестные деньги?

-- Жизнь покажет. Главный вопрос, я думаю, в том, будут ли в этих дворцах жить дети этих людей? За грехи ведь рано или поздно приходится платить. Как-то я была на исповеди у отца Пафнутия в Лавре. Казалось, исповедалась «по вертикали, горизонтали и диагонали», а он мне: «Всякая птичка хочет жить. Все ли вы сказали?» И вдруг я вспоминаю, как в детстве разрушила гнездо ласточки. Было мне лет пять, и я мечтала посмотреть, как живут эти птицы и их птенцы, как едят, как спят. По лестнице поднялась к гнездышку под крышей, а оно возьми и сорвись. Я так испугалась! Мама, увидев на земле гнездо с птенцами, стала кричать: «Боже мой, кто это сделал?» Я не призналась. Совесть мучила меня много лет… Спросила отца Пафнутия: «Но разве это грех? Я же была ребенком!» Он ответил: «Вы же понимали, что сделали… » Я расплакалась. Этот детский грех до сих пор мне не дает покоя. Знаете, в природе все взаимосвязано и очень логично. К примеру, болячки на старость -- это разговор с Богом. Об этом нужно знать.

«В Киеве нет такой сладкой малины, как у бабушки на даче»

В доме у Нины Митрофановны я ожидала увидеть много картин: как никак супруг -- художник. Однако увидела лишь три рисунка… без рам.

-- Эти три тополя Петрусь нарисовал по заказу внучки, -- улыбается хозяйка дома. -- А вон те два пейзажа -- эскизы студенческой поры. Знаете, ни я, ни муж не делаем культа из своих профессий: учитель не выставляет ведь напоказ дома конспекты, а хирург -- инструменты…

Мастерская Петра Гончара устроена на втором этаже, однако Нина Митрофановна нам с фотокором ее не показывает. И, наверняка, в этом есть резон: творчество -- вещь интимная.

-- Здесь, на даче, часто размышляю о своей жизни, -- говорит певица. -- К примеру, Петро познакомился со мной, когда я чувствовала себя подстреленной птицей: парень, которого я любила, неожиданно женился на другой. Петро «обхаживал» меня три года. Он был философ. А его влюбленный в небо взгляд делал моего суженого ни на кого не похожим. Правда, мы часто ссорились. В 25 лет я вышла за Петра замуж, будучи девушкой. В сердцах перед свадьбой он мне тогда сказал: «Если в первую брачную ночь обнаружу, что ты не девушка, тут же тебя брошу». Видно, хлопцы-»куромацы» накручивали его: мол, что за пани такая у тебя? Теперь понимаю: они завидовали ему. Чистота -- это роскошь! Правда, сейчас по-другому думают, но это от бездуховности -- только и всего.

Дети супругов пошли в родителей: сыновья -- художники, дочка Тоня -- студентка творческого вуза. Кажется, и пятилетняя Ульянка впитывает бабушкину философию. Когда позвонили молодые родители и предложили забрать ее в Киев, чтобы бабушка немного отдохнула, малышка строго возразила: «Боже сохрани!.. » В Киеве нет таких роскошных мальв, такой сладкой малины и такого улыбчивого солнышка. А главное, летом там нет у любимой бабушки, которая, к тому же, еще и вкусно готовит!

Рецепт летнего салата от Нины Матвиенко

Мелко натереть сырой кабачок, тонко порезать огурчики, капусту, помидоры. Добавить чеснок и соль по вкусу. Заправить маслом или сметаной. Подавать с горячим картофелем в любом виде.