Події

Супружеская пара из киева -- дмитрий и нина бирюкович -- прошла два океана на паруснике, сделанном из списанного в металлолом суденышка

0:00 — 2 червня 2004 eye 347

Их кругосветная экспедиция «Хай свiт пiзнає Україну» на шхуне «Батькiвщина» длится уже четыре года

С Дмитрием и Ниной Бирюкович мы встретились в их киевской квартире -- супруги недавно прилетели из Австралии, у берегов которой после перехода через Тихий океан бросила якорь шхуна «Батькiвщина». Сейчас они заняты поиском новых спонсоров экспедиции «Хай свiт пiзнає Україну» -- плавание носит патриотический характер. Везде, где останавливается парусник, экипаж выступает с лекциями и дает интервью о нашей стране. «За плечами уже два океана -- Атлантический и Тихий, осталось пересечь Индийский. А от Африки до Киева уже будет рукой подать», -- улыбаясь, говорит полный сил и энергии, несмотря на свои 67 лет, кандидат технических наук Дмитрий Бирюкович.

«Самую большую сумму для экспедиции спонсировал человек, которого многие считали… бомжом»

-- На этой карте нанесен маршрут нашего четырехлетнего плавания, -- говорит мастер спорта по парусному спорту Дмитрий Бирюкович. -- В первый год с командой из 15 молодых киевлян (в нее входил и мой 14-летний внук) мы прошли от Киева до Соединенных Штатов. Там мы участвовали в грандиозном двухмесячном фестивале парусников со всего мира «OpSail-2000», посвященном приходу третьего тысячелетия. Парад принимал лично президент Билл Клинтон.

За следующие два года с экипажами, набранными из американцев, мы пересекли США по рекам и озерам и прошли вдоль побережья Соединенных Штатов, участвуя в морских фестивалях. Эти праздники позволили нам заработать часть суммы, необходимой для подготовки плавания через Тихий океан. Понадобились внушительные средства. Только стоянка в американском порту в Лонг-Бич обходилась в полторы тысячи долларов в месяц. Но за это платили наши многочисленные американские друзья. Чуть ли не в каждом порту выстраивались очереди желающих осмотреть «Батькiвщину», нас наперебой приглашали в гости, городские власти организовывали по поводу нашего прибытия целые церемонии -- с речами, оркестром, фуршетом. Подобного радушия и гостеприимства мы не встречали ни в одной другой стране.

А самую большую сумму израсходовал на экспедицию человек, которого многие считали бомжом. Кен Клинг носит косматую бороду чуть ли не до пояса, не стрижен, ходит в стареньких джинсах, в тапках на босу ногу. Даже американцы говорили нам: «Гоните его, что это он за вами увязался?» А Кен приходил к нам на шхуну в гости, приглашал на яхту, где служил матросом-волонтером. Когда я рассказал, что нам необходима зимняя стоянка, он, к моему удивлению, предложил свою помощь. Оказалось, Кен -- член состоятельной семьи. Родственники объявили ему: «Мы будем давать тебе деньги, только не смей браться за семейный бизнес».

Нам удалось сэкономить и на закупке продовольствия -- американцы привозили нам горы съестного, в том числе овощи, фрукты, красную икру, вино, торты. А перед самым отплытием владельцы крупного супермаркета бесплатно дали большую партию припасов, сроки годности которого истекали через несколько месяцев. Это были вполне пригодные продукты. Продовольствия хватило почти на весь срок перехода через Тихий океан.

Удалось сберечь около 8 тысяч долларов, которыми я располагал в плавании. Это весьма скромная сумма: предстояло купить авиабилеты для возвращения экипажа в Украину (перелет команды в Америку и расходы на оформление виз также финансировались из бюджета экспедиции), оплачивать стоянку в портах, покупать топливо… Оно нужно и на паруснике -- например, для обеспечивающего его электроэнергией дизель-генератора. На «Батькiвщине» два бака, каждый объемом 4 тысячи литров: один для воды, другой -- для топлива.

Кстати, эта шхуна сделана из суденышка, списанного в 1980-годы в металлолом. Дмитрий Бирюкович, который вместе со своим братом был одним из организаторов Киевского яхт-клуба, к тому времени построил уже несколько яхт. Но ему хотелось иметь более крупный парусник, на котором можно ходить не только по Днепру и Черному морю, но и совершать дальние плавания. Поэтому, узнав, что в Киеве есть никому ненужная ржавая посудина, некогда плававшая по морю, Бирюкович взялся переделать ее в парусник. Деньги для этого зарабатывал, открыв один из первых в Киеве кооперативов. Чтобы корпус выдержал любые штормы, Дмитрий Львович покрыл его слоями металлической сетки и бетона.

«На Гаваях мы катались на гигантских черепахах и ловили такую крупную рыбу, которую не удавалось съесть всей командой»

-- Из-за очень скромного бюджета в плавание через Тихий океан я пригласил лишь пять человек, -- продолжает Дмитрий Бирюкович. -- За месяц команда подремонтировала яхту, сшила один новый парус, при этом оставалось время на поездки в Голливуд, игорную столицу Америки Лас-Вегас, Диснейленд, национальные парки, аквариум.

Первое серьезное ЧП случилось уже через несколько дней после начала плавания -- получил сильную травму старший помощник капитана, 57-летний киевлянин Александр Костюков.

-- Это произошло, когда мы ставили парус, -- рассказывает Александр. -- Дул сильный ветер, шхуну качало, я поскользнулся и упал на релинг (трубу). Трое суток не мог даже пошевелиться, мучили сильные боли, трудно было дышать. Первые дни я пролежал посреди рубки, куда меня перенесли. Меня даже не смогли переодеть -- любое движение причиняло боль. Ребята просто перешагивали через меня, а помочь могли разве что добрым словом. Боялся, что сломал позвоночник. К счастью, сломанными оказались только ребра, и недели через две, когда мы приближались к первой нашей остановке на Гавайских островах, я был почти здоров.

-- На Гаваях мы провели больше месяца, насмотревшись невероятных диковинок, -- продолжает Александр Костюков. -- Например, видели там удивительные рощи, состоящие из… одного дерева. Нам объяснили, что ветки, выпуская корни, дорастают до земли, и постепенно формируются новые стволы. Получается, что взрослое дерево имеет десятки стволов. Ныряли у берега, катались на гигантских черепахах, ловили такую крупную рыбу, что ее не удавалось съесть даже всей командой…

А на одном из островов Кука (Пенхрин) нам показали ферму по выращиванию черного жемчуга. На мелководье с натянутых над водой веревок свисают сотни гирлянд с раковинами, «заряженными» песчинками, вокруг которых зреют жемчужины. Впрочем, они вырастают только в четвертой части раковин. Зато размеры жемчуга поражают -- примерно как перепелиное яйцо. А мясо этих раковин употребляют в пищу. Причем его можно есть без какой-либо обработки и без приправ. Я пробовал -- очень необычный вкус. На прощание хозяин фермы подарил нам по жемчужине.

Еще один подарок, который я получил в плавании, -- гитара. На Гаваях местный богач, потомок русского эмигранта, бежавшего от советской власти, организовал встречу в русском землячестве. Гости попросили меня спеть, и я исполнил песню из кинофильма «Ошибка резидента»: «Я в весеннем лесу пил березовый сок… » Эта песня как раз о человеке, покинувшем родину. Все очень расчувствовались, многие, в том числе и мужчины, плакали. А я получил в награду гитару.

Во время стоянок мы работали на яхте по четыре часа в сутки. А вот в море у меня не получалось выкроить даже несколько минут для ведения дневниковых записей -- дважды за стуки заступал на четырехчасовые вахты. Остальное время «съедала» бесконечная корабельная работа: латание парусов, ремонт, покраска…

Часто мы попадали в штормы, самый сильный настиг на подходе к Новой Зеландии. Трое суток дул до того свирепый ветер, что снасти парусника ревели, словно реактивный двигатель. Волны, врезавшиеся в борт с такими силой и грохотом, будто это удары гигантского молота, прокатывались по палубе, в воздухе стояла густая завеса из водных брызг. В те дни мы поставили рекорд скорости -- 10--12 узлов (около 20 километров) в час.

«13 суток я спал по «заячьему» принципу -- отдыхаю, но все слышу»

-- А самые интересные встречи были на входящем в архипелаг Кука острове Суворова (назван в честь русского судна, открывшего его в XIX веке), -- говорит Дмитрий Бирюкович. -- Это место сбора океанских странников. Тысячи людей -- в основном, из стран Запада -- годами путешествуют по морям и океанам на своих яхтах. Публика эта очень разная. Например, мы встретили супругов из Канады, которым уже перевалило за 70 лет, но они не страшатся тягот и невзгод «бродячей» жизни. Другая семья плавает с тремя малолетними детьми и собакой. Финансовые проблемы многие решают так: закончились деньги -- устраиваешься на работу в ближайшем портовом городе. Потрудился пару месяцев -- и снова в море.

Через пять месяцев после начала плавания «Батькiвщина» бросила якорь у берегов Новой Зеландии. Часть экипажа, как и планировалось, улетела на родину. На шхуне остались четверо: старпом Александр Костюков, матрос-волонтер Алексей Давиденко и капитан с супругой.

-- Строго определенных обязанностей на судне у меня не было, -- говорит Нина Бирюкович. -- Бралась за всякие посильные мне дела. Работа повара на судне -- одна из наиболее тяжелых, поэтому ее выполнял студент Слава Войтко. Но на стоянках я часто варила борщи. Несмотря на свой почтенный возраст, качку, штормы, жару и другие тяготы морской жизни я переношу без особых проблем -- втянулась.

К сожалению, экипаж не сумел сохранить ровные, дружеские отношения. К приходу в Новую Зеландию они совершенно разладились. Костюков и Давиденко стали требовать отправить их в Киев, отказались работать, а затем вообще ушли с судна. «Я надеялся, что они пойдут со мной в Австралию, -- говорит капитан. -- У всех уже были открыты австралийские визы, и я гарантировал, что в Сиднее за счет спонсоров будет оплачен проезд до Киева».

Капитан остался один -- Нину Павловну отправил самолетом в Австралию к родственникам. Ему были нужны хоть несколько помощников, и он вывесил в отеле для путешествующей молодежи объявление о наборе добровольцев. Желающие идти в Австралию среди «рюкзачников», конечно же, нашлись. Вот только управляться с парусами, оборудованием парусника никто из них не умел.

-- До Австралии мы шли 13 суток по ревущим сороковым широтам, и все это время я спал лишь урывками, по «заячьему» принципу: сплю, но все слышу, -- говорит Дмитрий Бирюкович. -- Ребята старались помогать изо всех сил, но опыта у них никакого. Поэтому львиная доля работы легла на мои плечи. Поспеть везде, особенно когда нужно было находиться одновременно в нескольких местах, я не мог. Как я ни старался, но мне не удалось уберечь ни один основной парус -- их порвало ветром. О смерти я тогда не думал -- не было реальной угрозы гибели. Однако вымотался я порядком…

Сейчас парусник стоит в Сиднее под присмотром друга семьи Бирюковичей. На возвращение в Киев денег у них не было. Выручил состоятельный «бомж» Кен Клинг. Бирюковичи позвонили ему в Америку, и он без проволочек купил для них авиабилеты. «Найдется ли в Украине свой Кен Клинг?» -- сказал нам на прощание капитан.