Во время гастролей в украинской столице культовый музыкант лакомился устрицами и мешал водку с пивом
Далай-лама советского рока Борис Гребенщиков приехал в Киев с коротким деловым визитом -- привез программу «Песни рыбака». Остановился, как всегда, в гостинице «Украина» (бывшая «Москва»), много лет не изменяя этой привычке. Пятидесятилетний музыкальный гуру постановил, что во время пребывания тусоваться будет в основном со своим директором Максимом Ланде, а с группой -- по мере необходимости. Мол, демократизм оставим в покое. Однако транспортом не перебирал -- выбрал обычную пятую «БМВ». И вообще капризами организаторов -- «Просто ради. о» -- не утомлял.
В перерывах между интервью БГ налегал на кофе и десерты в новых торговых наземных и подземных центрах. Обстоятельно ужинал в ресторане «Авалон» -- исключительно морепродуктами. Лакомился устрицами, креветками, лангустами, лососем на гриле -- всякими буржуазными излишествами. Во время ужина БГ был фееричен -- мешая пиво с водкой (а как же иначе?), он возносил оды любви своему дружному коллективу, а также решал глобальные мировые проблемы, как-то: не пора ли отправиться в путешествие по Космосу или разбомбить все мировые башни, возможно, с Бен-Ладеном. Отдельной темой был проект спасания русалки -- девушки-спортсменки, плавающей в огромном аквариуме ресторана. Излияния великого и ужасного неотделимы от его творчества: вспомним одну из его фраз: «Не правда ли славно, что кто-то пошел за вином?» Так вот красного вина в гримерку было поставлено четыре бутылки и столько же текилы: таков ритуал -- перед выходом на сцену нужно немножко заправиться. Разговоры вели музыканты перед концертом возвышенные, исключительно об искусстве, что, говорят, способствует творчеству.
А вот что касается концерта, кажется, все-таки недопили аквариумовцы, недобрали. Создавалось ощущение, что в мире все перевернулось: концерты БГ, нашего символа андерграунда и нонконформизма, стали похожи на официальные отчетные мероприятия. То есть вместо уютного заплеванного темного зала ДК КПИ, где было так хорошо пробираться через толпу волосатых особей в джинсе и фенечках, чтобы найти себе какое-то местечко, откупорить пиво и затащиться уже от первых аккордов, взялся холодный и бездушный Октябрьский дворец и какая-то толпа обычных людей (на слэнге говоря, цивилов), которые сидели на своих местах согласно купленным билетам и даже не кайфовали. Почему? Потому что вместо студентов и хиппи на БГ пришли причесанные ребята с цифровыми видеокамерами и тетеньки в костюмах? Нет, не из-за публики все было так печально: В самом Гребенщикове не было драйва, огня и экстаза.
Песни периодически Борис Борисыч пел старые -- в новой аранжировке. Зал, взвывая на секунду, тут же задумывался: а хорошо ли это? Мне казалось, что не очень. Ну, понятно, годы идут, голосок не тот, певец-то заматерел, ну да Бог с ним. Убивала какая-то нарочитая симфоническая струя в концерте: казалось, что Гребенщиков, вслед за «Битлз», решил перевести рок-н-ролльные опусы в классические и на полпути к цели. Половинчатость эта не радовала.
Не подумайте, что это от нелюбви к БГ: именно от большой этой любви сердце мое обливалось кровью во время концерта, я зевала и пыталась вздремнуть на кресле. Когда же пыталась пересказать свои претензии к концерту друзьям, впереди сидящая бабуля (не вру, даме было сильно за 70) оборачивалась с гневным лицом и шикала. Вот вообще разрыв аорты: это же надо, чтобы на концерте БГ не давали поговорить, как в какой-нибудь филармонии! Аплодировала старушенция смачно и сильно, воздев руки над головой. Сразу было видно: фанатка! Ее все устраивало, даже нецензурные слова в текстах. Вот я и говорю: все перевернулось в мире. Выходя из дворца (БГ после юбилейного концерта в Кремлевском теперь, видимо, выступает только в дворцах), увидела кислые лица братьев по разуму -- старых любителей «Аквариума».