Події

Перед штурмом вершины макалу, на высоте 7400 метров, владислав терзыул попросил запечатлеть его, хотя у альпинистов есть примета: никогда не фотографироваться до восхождения

0:00 — 11 червня 2004 eye 4413

Покорив последний из 14-ти имеющихся на планете «восьмитысячников», признанный сильнейшим в мире украинский высотник, по мнению коллег, сорвался на спуске в пропасть глубиной 3000 метров

Вчера «ФАКТЫ» сообщили печальную новость: официально заявлено о том, что погиб один из лучших в мире альпинистов, абсолютный рекордсмен СНГ Владислав Терзыул. Я хорошо знал Владислава. После его очередного восхождения мы всегда встречались. На счету ведущего высотника Украины и СНГ было немало рекордов. Улетая в апреле в Непал, чтобы покорить вершину Макалу, он сказал, улыбнувшись: «Вернусь, обязательно созвонимся. Полагаю, будет что рассказать. Я прилечу в Одессу 31 мая -- билет уже в кармане… » Владислав должен был покорить последний из 14-ти «восьмитысячников», имеющихся на нашей планете. С первой задачей Слава справился: он взошел на Макалу, высота которой составляет 8470 метров. Но домой не вернулся. Он навсегда остался в горах.

17 мая руководитель экспедиции видел Владислава неподалеку от вершины

-- Результат моей поездки в Катманду неутешителен, -- рассказывает вице-президент Федерации альпинизма и скалолазания Украины, руководитель альпинистского клуба «Одесса» Мстислав Горбенко. -- Казахские альпинисты, которые большую часть маршрута шли вместе с Владиславом, подтвердили факт его восхождения на вершину Макалу. Этот рекорд был установлен 17 мая. Все четырнадцать «восьмитысячников», существующих на планете, Слава «взял». Но Макалу для него стала действительно последней. Говорят, надежда умирает последней. Но в Непале я понял: надеяться уже не на что.

-- Что же рассказали вам коллеги?

-- Руководитель экспедиции Эрвард Ильинский, находившийся в базовом лагере, видел Владислава в разрыве облаков неподалеку от вершины. Это было в 18 часов 30 минут. Далее, как уже известно, радиосвязь с ним прервалась. Через трое суток, 20 мая, казахские альпинисты Максут Жумаев и Василий Пивцов достигли вершины. Там они обнаружили воткнутую в фирн (плотный зернистый снег. -- Авт. ) вешку с тибетским флажком, а также пустой файл, в котором Слава хранил вымпелы альпинистского клуба «Одесса». На пути к вершине они заметили три поворотные вешки и закрепленную на крутом участке скал (на высоте 8400 метров) веревку, которая входила в «джентльменский набор» Терзыула. Это свидетельствует о том, что он, идя первым, обрабатывал и маркировал путь себе и напарнику из США Джею Сигиру. Причем, не только для подъема, но и для спуска.

-- Правда ли, что накануне экспедиции Терзыулу не советовали восходить на Макалу?

-- Да. У личного состава клуба «Одесса» и президента нашей федерации Валентина Симоненко имелся свой вариант восхождения, другие взгляды на этот маршрут. Мы хотели, чтобы Владислав возглавил экспедиции молодых альпинистов на пик Ленина (Памир) и тибетскую вершину Шиша-Пангму. Были убеждены, что он создает крепкую команду, с которой весной следующего года можно отправляться на Макалу.

Но Владислав настоял на своем -- это его право. Отчасти я его понимаю: годы-то бегут. Тем более -- поступило предложение от казахских коллег объединиться в общую экспедицию. Ведь все знали, что он -- один из сильнейших высотников, знаток Гималаев. Мы, естественно, помогли ему со снаряжением, снабдили всем необходимым.

Заслуженный мастер спорта 50-летний Владислав Терзыул уроженец горного селения Киргизии. В Сибири учился в институте инженеров водного транспорта. В Одессе он уже двадцать два года. «Сибиряк с украинскими корнями», -- так говорил о себе Владислав, уточняя, что в Николаеве у него родственники.

Терзыул сооружал на вершинах гор настоящие бани

-- По молодости Слава ходил в геологические экспедиции, но душа просила испытаний, -- продолжает свой рассказ Мстислав Горбенко. -- И когда впервые попал в горы, заболел ими. Сожалел, что поздно стал профессиональным альпинистом. Во время походов в горы Тянь-Шаня «закрыл» только второй и первый спортивные разряды. Когда готовилось восхождение на пик Ленина, в команду вошли в основном кандидаты в мастера спорта. Но его работоспособность и рвение взяли свое, и диспетчер порта Южный попал в экспедицию. Это было в 1986 году. Затем мы вместе поднимались на самые серьезные в СНГ «семитысячники»: пики Коммунизма и Победы. Особенно сложным было покорение пика Победы. На вершину вышли практически наощупь: снег, сорванный ветром со скал, стоял сплошной стеной, затем начался снегопад. Ориентировались только по узкому зазубренному обледенелому гребню, который и вывел на вершину. Потом была индийская Нанду-Деви. А в 1994 году, в «двойке» одолели самый труднодоступный высотный гигант К-2 -- печально известную Чогори (8611 метров). Ее называют гора-убийца, поскольку из экспедиций на К-2 не возвращается каждый пятый альпинист. Десять лет назад украинская команда потеряла на Чогоре трех классных альпинистов.

Уже тогда Владислав был одним из немногих, кто не пользовался кислородным аппаратом. Он отрицательно относился к любому допингу, каковым считал и «кислородку». Для него главное условие -- чистота эксперимента.

Следующими победами Владислава были Гашербрум (8035 метров) и Броуд-Пик (8047 метров). Затем -- Аннапурна (8091 метр), которую он «взял», взойдя с польскими коллегами по новому маршруту.

Кстати, в этом году юбилей: 50-летие первого восхождения на К-2. Слава собирался туда и меня уговаривал. Так сложилось, что в минувшем году он не мог участвовать в юбилейном восхождении на Эверест. А теперь он хотел подойти к месту гибели трех наших альпинистов, и вот…

-- Знаю, что вы воспитали в нем истинного альпиниста.

-- Не стал бы утверждать столь категорично. В альпинизме основой воспитания служит личный пример. Он ходил со мной и, будучи хорошим спортсменом, перерос меня. Это нормально. Нельзя не упомянуть здесь Вадима Свириденко, Валентина Симоненко, других наших «зубров», у которых Слава многое позаимствовал. Однако и у самого Терзыула можно было многому научиться.

-- Терзыул сразу включался в работу по обустройству базового лагеря, чего всячески избегали другие альпинисты, -- вспоминает историограф альпинистского клуба «Одесса» Валерий Бодылев. -- Владислав сооружал бани-каменки, которые были гордостью одесситов, вызывали зависть у других команд. Иностранные коллеги застывали в изумлении, когда видели, как в украинском лагере альпинисты выскакивают голышом из походной баньки и прыгают в снег!

Владислав приучился к такому способу восстановления сил, работая в тайге геологом. Там они раскаляли на костре 5--6 огромных камней, ставили над ними палатку -- получалась первоклассная баня с сухим паром. В горах дров нет, и он придумал использовать вместо костра паяльные лампы.

Другое его новшество не менее любопытное и полезное. В 80-х годах, когда в Союзе проходила антиалкогольная кампания, сделать какие-либо запасы спиртного было нелегко. И тогда впервые в мире Владислав на высоте 4200 метров изготовил три литра превосходного алкогольного напитка, который по всем показателям был лучше гостевого виски. Слава был противник спиртного, зато всегда брал с собой в горы орехи.

-- Однако всего этого, плюс восхождение без кислородного аппарата, ставшее для него уже делом чести, ему казалось маловато, -- продолжает Валерий Бодылев. -- Готовясь к штурму солидных высот, альпинисты обычно максимально разгружаются -- экономят силы. Покоритель Эвереста Хабеллер благодарил фирму, снизившую на 1870 граммов вес предоставленного комплекта верхней одежды. Это позволило ему сберечь силы. Терзыул, напротив, прихватывал с собой то, что не относится к необходимому снаряжению. Например, лыжи весом 17 килограммов, на которых решил съехать с «восьмитысячника». И осуществил свой замысел, что, по западным меркам, считается высшим пилотажем. Соответственно, подниматься довелось в лыжных ботинках.

-- Трудолюбие и самобытное новаторство -- оборотная сторона его уникальной работоспособности, упорства на высоте, -- констатирует Мстислав Горбенко. -- Важно и то, что на земле он занимался вполне нужным делом. Организовал в Южном (город в Одесской области. -- Авт. ) фирму «Высотник», специализирующуюся на промышленном альпинизме. Так, как работают специалисты «Высотника», готовя крупнотоннажные океанские суда к погрузке (зачищают трюмы в труднодоступных местах), я не видел нигде. Ведь в так называемые мертвые пространства никакая техника не дотянется.

-- Слава -- натура цельная, настоящий мужик! Он так любит горы, семью (собеседник замолкает, осознав, что говорит о друге в настоящем времени. -- Авт. ) С супругой Любовью Степановной недавно отпраздновали серебряную свадьбу. Старшая дочь Юля закончила университет, младшая, 16-летняя Оля, еще школьница. «Я люблю своих дам, -- говорил Владислав, -- и они отвечают мне взаимностью».

Альпинисту был посмертно выдан сертификат о покорении Макалу

-- Правда ли, что Терзыулу не засчитали восхождение на Шиша-Пангму?

-- Это не совсем так, -- говорит руководитель клуба «Одесса». -- Он взошел на Шиша-Пангму центральную (8013 метров) по классическому маршруту. Им обычно идут со стороны Китая. Затем оказалось, есть еще одна Шиша-Пангма, главная, которая на несколько метров выше. Но и та, и другая -- «восьмитысячники». Это восхождение было засчитано, имеется соответствующий сертификат. Однако нужно знать Славу! Перед поездкой в Непал он сказал, что решит с Макалой, а по возвращении займется Шиша-Пангмой. Он намеревался покорить и ту, самую главную.

-- И все же, что произошло в Макалу?

-- Точного ответа не даст, пожалуй, никто. Все были полностью уверены, что восхождение на вершину -- дело техники, которой Слава владел в совершенстве. Одно обстоятельство не совсем понятно. Как рассказал мне руководитель экспедиции Эдвард Ильинский, перед штурмом вершины Владислав дал ему свой фотоаппарат и попросил снять его на фоне западного ребра горы, на высоте 7400 метров. Такое было впервые: до восхождения никто из ребят никогда не фотографировался. Не положено, даже примета у нас есть. Может, он предчувствовал что…

Вместе с другими вещами Владислава Эдвард вручил мне и этот фотоаппарат, -- говорит Мстислав Горбенко. -- Я внимательно смотрел и видеофильм, снятый казахскими альпинистами, поднявшимися на Макалу. Там отчетливо видны следы от Славиных «кошек». Правда, тоненькие, словно царапины на льду от коньков. Мы предполагаем, что он сорвался с вершины на первых метрах спуска, в направлении к западной стене Макалу. Связано это с наступившей темнотой, усталостью, сложностью рельефа, сильным ветром, ограниченной видимостью. Вероятнее всего, Владислав сорвался в пропасть глубиной три километра.

Версия ухода Терзыула на китайскую сторону (классический маршрут) не подтвердилась. Никто из восходителей (испанцы, мексиканцы, россияне, французы) не обнаружили на этом маршруте следов спуска Славы. Ничего обнадеживающего не сообщили мне в Катманду и французские коллеги, восходившие на Макалу со стороны Китая, по юго-восточному гребню. Исходя из этого, а также расследования, проведенного сотрудниками министерства культуры, туризма и гражданской авиации Непала, сделано официальное заявление о гибели Владислава и Джея Сигира.

Сертификат, удостоверяющий факт восхождения Владислава Терзыула на вершину Макалу, был вручен мне ответственным секретарем вышеназванного министерства господином Пурна Бхакта Тандукаром. Слава официально признан сильнейшим высотником (именно таковым, по альпинистской специализации, он и был) мира, покорившим все 14 «восьмитысячников».