Родившись с атрофированными руками, Галина Коваленко из Северодонецка Луганской области научилась рисовать, вышивать, утюжить белье и даже стричь
Энергии и жизнелюбию Галины Коваленко можно позавидовать. Она не только успешно справляется с домашним хозяйством: готовит, гладит, выращивает цветы на даче, делает модельные стрижки близким, но и помогает соседям решать насущные проблемы, хлопоча за них в инстанциях. А еще Галина находит время для творчества. Она увлекается вышиванием, рисованием. Поразительно: женщина делает все это ногами.
-- Мама говорила, что во время беременности переболела гриппом. Это и дало серьезные осложнения, -- рассказывает Галина Коваленко. -- Я родилась 8-месячной и с целым букетом проблем со здоровьем.
В диагнозе маленькой Гали значилось: детский паралич (правда, упустив слово «церебральный», медики на долгие годы лишили ее льгот и пенсий). Она родилась с атрофированными ручками. Только в четыре года после многочисленных операций девочка самостоятельно пошла.
Как и все дети, Галя тянулась к игрушкам, но брала их ножками или ртом. И постепенно многому научилась. Более того, достигла в этом такого мастерства, что потрясенный увиденным профессор-хирург из Ленинграда поцеловал у девочки ножки.
-- Чтобы я могла ходить, мне во время операций вытягивали сухожилия, -- продолжает Галина Николаевна. -- Поэтому и подъем на ноге у меня такой высокий. И если обычно у женщин ноги устают от шпилек, то я только на высоком каблуке и могу ходить.
Училась Галя в обычной школе. Странички в книге ей переворачивала соседка по парте. Контрольные девочка писала ногой или зубами. И свои «пятерки» получала вовсе не из жалости. Педагоги говорили, что отличные отметки Галина -- пионервожатая младших школьников, а позже комсорг класса -- зарабатывала честно.
-- В нашей школе лучшим ученикам доверяли провести урок, -- вспоминает собеседница. -- Мне это так понравилось, что я решила непременно стать педагогом.
Окончив школу, девушка отправилась поступать в Луганский пединститут. Но у нее не приняли документы. Намекнули, что, поскольку «в советском обществе инвалидов нет», нечего своим видом смущать полноценную молодежь.
-- В педагогическом училище история повторилась, -- продолжает Галина. -- Конечно, прямо никто ничего не сказал. Просто директор, лично пригласив меня к себе в кабинет, заявил, что не хватает какой-то справки. На следующий день утром я принесла нужную бумагу. Но в ответ услышала, что прием документов завершился накануне. Так я потеряла год. Но в следующий раз я уже поступила хитрее. Передала документы через знакомую, которая работала в приемной комиссии. А собственной персоной появилась уже на экзамене. Руководство училища было в шоке! Но я для подстраховки пригрозила пожаловаться в горком партии или комсомола.
Добираясь в училище, Галя выбрала маршрут, где ездили автобусы с низкими ступеньками (на высокую она не могла подняться). -- Путь выходил в два раза длиннее, зато обходилась без чьей либо помощи, -- объясняет она.
После окончания училища Галину направили воспитателем в рабочее общежитие местного химзавода «Азот». Контингент там подобрался разношерстный: от выпускников вузов до бывших осужденных. Маленькую хрупкую воспитательницу восприняли иронично: мол, детский сад какой-то.
Но вскоре общежитские парни изменили свое мнение. Были, разумеется, и «трудные» ребята. На химзаводе отбывали наказание многие осужденные. Позже они оседали в городе и селились в общежитии, привнося в жизнь свои взгляды и «понятия».
-- Одного такого «химика» я даже побаивалась, но вида, конечно, не подавала, -- признается Галина Николаевна. -- Знала, что человек он вспыльчивый. Помню случай, когда один из жильцов общежития сказал ему кривое слово, он молча взял топор и запустил в обидчика -- тот чудом увернулся. К слову, звали бывшего зэка, как героя популярного сериала -- Саша Белый. Уезжая из города, он признался, что восхищается мной и подарил блокнот, в который записывал стихи -- свои и понравившихся поэтов. Когда Саша читал стихи, столько в его голосе было чувства
-- Скоро окружающие перестали замечать, какие у воспитателя руки, -- вспоминает бывший воспитанник Галины Николаевны Виктор Стрельников. -- Она настолько искренне переживала за каждого из нас. Шла в цех, к начальству, в профсоюз. Бывало, обращалась в военкомат: парень, мол, мечтает служить в десанте, а вы его в связисты определили. Особо заботилась, чтобы ребята не забывали родителей, а те помнили о сыновьях.
До сих пор ее бывшие воспитанники вспоминают общежитские конкурсы «А ну-ка, парни!», «Дни именинника», вечера «Будем знакомы», диспуты о любви, викторины, экскурсии, поездки, туристические походы, юморины, проводы в армию (Галина Николаевна хранит все солдатские письма).
А один парень написал ей из благополучной Германии: «Как хотелось бы хоть на вечер вернуться в наше общежитие!»
Все бы хорошо, но в середине 90-х воспитателей рабочих общежитий сократили. Тогда Галина Николаевна пошла работать в одно из местных ПТУ.
-- С подростками, признаюсь, было куда сложнее, -- говорит Галина Коваленко. -- Но я ни разу на них даже голос не повысила. Своих подопечных я наказывала тем, что заставляла их разгадывать кроссворды или читать книги вслух. А со временем им это и самим понравилось.
Мужским вниманием Галя не была обделена, но и шансов своих не переоценивала. Решила родить ребенка, когда большинство подруг уже были замужем. Так появился на свет ее Дениска.
-- Я захотела иметь ребенка, я его и родила, -- признается женщина. -- Трудностей не боялась, даже теперь могу ногами запеленать малыша лучше, чем некоторые молодые мамы руками.
Когда сыну исполнилось полтора года, Галина вышла замуж, но брак был недолгим.
-- С первым моим мужем мы девять месяцев встречались, семь -- прожили вместе, а три разводились, -- рассказывает Галина. -- Мы оказались абсолютно разными людьми. После развода я решила жить только для сына. Но судьба распорядилась иначе, и я этому рада.
От коллеги из соседнего общежития я была наслышана, какой хороший парень живет у них. Умный, симпатичный, аккуратный, всегда подтянут. Просто мечта любой женщины. А окончательно он всех покорил, когда, победив в конкурсе на лучшую комнату среди заводских общежитий, на всю полученную премию купил шоколад и шампанское и подарил воспитателям.
-- Да я не мог взять в толк: как это -- за то, что живу в чистоте, еще и деньги платят, -- объясняет Виталий Федорович.
Познакомились они в санатории-профилактории.
-- В первый день с соседками по палате пошли в столовую, -- рассказывает Галина Николавена. -- Они-то уже привыкли к тому, что я все делаю ногами, а женщина за соседним столом, увидев, как я ем, потеряла сознание Тогда я решила, чтобы никого не смущать, кушать в палате. Вдруг раздался стук в дверь, и в комнату вошел Виталий. Он предложил кормить меня с ложечки. И я, не знаю почему, согласилась, хотя и сама могла прекрасно справиться. Увидела его серые добрые глаза, улыбку. И сразу почувствовала, какой он чистый человек. А как Виталий красиво ухаживал! Были и цветы, и песни, и стихи. Мы год встречались, а потом решили пожениться. Мне тогда было 27 лет, ему 44 года. И вот уже почти 20 лет мы вместе.
Виталий Федорович не перестает восхищаться женой: осанкой, умением накладывать макияж, создавать в доме уют.
-- Сколько времени и сил Галя тратит на уход за цветами, устройство клумб! Другие и руками не создадут такую красоту! -- заверяет Виталий Федорович. -- В доме она наклеила на пол обои -- оригинально! Нам с Денисом осталось только покрыть их лаком.
Виталий и Денис сконструировали немало приспособлений, чтобы хозяйке было легче управляться с газовыми конфорками, посудой. Конечно, мужчины всегда готовы помочь. Но Галина быстренько и картошку почистит, и одежду отутюжит.
-- Разложу белье на полу, присяду на диван, утюг в ноги -- и глажу, -- улыбается Галина Николаевна. -- Люблю поработать на дачном огороде. Из кухонной утвари муж мне сделал маленькую сапочку, лопату, грабельки. В магазине продавщицы из сумочки деньги достают и кладут кошелек на место. Сумку с продуктами несу в зубах.
-- А как Галя ногами рисует, вышивает, -- хвалит свою супругу Виталий. -- Человеку, привыкшему работать руками, сложно представить, как можно ртом вдевать нитку в иголку. Дома она всех стрижет, чуть ли не модельные прически делает, -- тоже ногами. У нас в семье матриархат, и я этим даже горжусь. Галя -- глава нашей семьи. Я рад, что встреча с женой дала мне возможность несколько по-другому посмотреть на жизнь.
-- Мама считает себя счастливой женщиной, -- уверяет сын Галины Николаевны Денис. -- Она не раз говорила, что судьбу можно изменить. Главное, поверить в свои силы. И тогда все получится.
-- У меня есть все, что нужно для счастья: любящий муж, любимые сын с невесткой (надеюсь, будут еще и внуки), множество друзей, -- говорит Галина Коваленко. -- А если бы я начала жизнь сначала, то ничего бы в ней не изменила. Разве что хотела бы чуть раньше встретить своего любимого мужа