Стартующий завтра в Триполи чемпионат мира по шахматам еще до своего начала стал самым скандальным в истории шахмат. Из первой десятки ведущих гроссмейстеров мира на африканский континент приехали лишь двое, несмотря на то, что призовой фонд турнира составляет 1,5 миллиона долларов, из которых победителю достанется 80 тысяч.
«ФАКТЫ» неоднократно писали о недовольстве шахматной элиты предоставлением ФИДЕ особых привилегий первому номеру рейтинга Гарри Каспарову. Хотя 11 лет назад россиянин стал инициатором раскола в шахматах, международная федерация обязала победителя соревнования в Ливии защищать свое звание в поединке именно против Каспарова. Кроме того, деятели ФИДЕ отказались поставить свою подпись под контрактом на участие в турнире и дать шахматистам гарантии безопасности. А такие гарантии были бы нелишними. За полтора месяца до начала чемпионата сын ливийского лидера Мохаммад Каддафи, являющийся президентом организационного комитета, заявил: «Мы не приглашали и не пригласим сионистских врагов на этот чемпионат». В результате в турнире не принимают участие все израильские гроссмейстеры и большинство американских. Всего же первоначальный список участников сократился на 21 шахматиста, в числе которых и чемпион мира Руслан Пономарев, заявивший, что он «не желает участвовать в фарсе».
Украину в Ливии представляют гроссмейстеры Василий Иванчук, Сергей Карякин, Александр Моисеенко и Валерий Неверов. «ФАКТЫ» связались с самым титулованным из них -- львовянином Василием Иванчуком, две недели назад завоевавшим титул чемпиона Европы.
-- Интервью перед стартом не даю, плохая примета. Вот если сыграю успешно, тогда уделю вам больше внимания, -- извинился Василий. Но все-таки согласился ответить на несколько вопросов.
-- Экс-чемпион мира Анатолий Карпов недавно заметил: «Мировое сообщество посмотрит на шахматистов, принимающих участие в турнире в Ливии, как на идиотов». Не опасаетесь ли попасть в такую малопочетную категорию?
-- Это мнение Карпова. Если он так считает, я не возражаю. На мой взгляд, в шахматах сейчас слишком много политики. Я же от нее далек. Как шахматисту мне бы хотелось, чтобы чемпионат собрал оптимальный состав. Многие гроссмейстеры по различным причинам отказались от участия, осуждать их не берусь. Все равно конкуренция ожидается жесточайшая, сильных игроков очень много.
-- Ряд ваших коллег не согласен с привилегированным положением Каспарова
-- Нынешняя ситуация логически связана с той, которая возникла после раскола в 1993 году. Тогда я написал письмо протеста конгрессу ФИДЕ. Но это ничего не изменило, а нарушение спортивных принципов никого не шокировало. Что же изменилось теперь? Неплохо уже хотя бы то, что победитель турнира в Ливии будет иметь несколько месяцев на подготовку к поединку с Каспаровым.
-- У многих участников возникли проблемы с визами: ливийские дипломаты в западноевропейских странах оказались не в курсе того, что их страна проводит мировой шахматный форум. С вашим паспортом все в порядке?
-- К консульским работникам я не обращался, поскольку организаторы обещают выдать въездную визу прямо в аэропорту.
-- А если прилетите, а визу не получите?
-- Вот тогда я действительно буду идиотом!