Скоро это достижение должно быть занесено в Книгу рекордов Гиннесса
Четыре гигантских трубоукладчика «Каматцу» и оснастку к ним весом 250 тонн «Мрия» перевозит из Праги в Ташкент с промежуточной посадкой для дозаправки на аэродроме в Гостомеле под Киевом. Так что украинские журналисты имели возможность своими глазами увидеть рекордный полет и пообщаться с его участниками.
В Гостомель «Мрия» прилетела позавчера поздно вечером. Ее посадка -- зрелище впечатляющее. Ведь «Мрия» имеет невероятные размеры -- она является самым большим самолетом в мире. Ее длина почти такая, как у футбольного поля на НСК «Олимпийский», а для мягкой посадки шасси самолета оснащены 32-я(!) колесами. Кстати, когда они коснулись бетонки, над аэродромом повис густой запах паленой резины -- столь большие нагрузки и нагрев испытывают шины колес при посадке.
Первым к журналистам вышел руководитель рекордного полета Михаил Харченко.
-- С грузом 250 тонн «Мрия» уже поднималась, -- сообщил он. -- Это было 11 сентября 2001 -- как раз в тот день в Нью-Йорке «Аль-Каида» совершила кошмарный террористический акт, поэтому оповещать о беспрецедентном полете «Мрии» мы тогда посчитали неуместным. Тот полет с танками на борту был испытательным, предельно возможным. На этот же раз -- штатный рейс. Необычность его в том, что перевозится самый тяжелый в истории авиации коммерческий груз. На борту присутствует только одна женщина -- комиссар Международной авиационной федерации, которая официально зарегистрирует наше достижение. К тому же мы подали заявку о его регистрации в Книге рекордов Гиннесса.
О том, каково управлять самолетом со столь огромным грузом, рассказал командир экипажа, летчик-испытатель первого класса Авиационного научно-технического комплекса имени Антонова Анатолий Моисеев.
-- С вылетом из Праги мы задержались -- больше времени, чем планировали, ушло на закрепление трубоукладчиков, -- говорит Анатолий Моисеев. -- Груз ведь должен стоять, не шелохнувшись, при перегрузках, которые самолет испытывает в полете. 250 тонн -- это предельный вес груза, на который рассчитана «Мрия».
-- Вторым после «Мрии» по грузоподъемности самолетом в мире является также наша машина «Руслан» -- она может поднять груз весом 120 тонн, а ее модернизированный вариант -- 150 тонн, -- рассказал начальник пресс-службы АНТК имени Антонова Андрей Совенко. -- На третьем месте американский «Локхид Си-5» (»Галакси») -- поднимает груз около 106 тонн.
Поднявшись на борт «Мрии», мы были поражены необъятными размерами ее «чрева», заставленного трубоукладчиками. Этот самолет двухэтажный. В верхнем ярусе находятся летная кабина, спальные «купе» и три туалета.
-- Кроме двух составов экипажа на борту находятся инженеры по установке грузов, авиатехники, менеджеры и даже чешские бульдозеристы, которым предстоит работать на трубоукладчиках, -- продолжает Анатолий Моисеев. -- Так что места для сна и отдыха нужно много. Зачастую месяц, а то и более самолет непрерывно выполняет международные перевозки, не возвращаясь в Киев.
-- Комплексное использование восстановленной в 2001 году после семи лет простоя «Мрии», по сути, только начинается, -- заявил Михаил Харченко. -- Услуги этого самолета-гиганта становятся все более востребованными на международном рынке, поэтому мы хотели бы достроить второй экземпляр «Мрии». Уже готов его фюзеляж. Предстоит вложить еще несколько десятков миллионов долларов на оснащение оборудованием.
Сегодня в 6 утра рекордный полет «Мрии» в Ташкент должен быть продолжен. Ей еще предстоит промежуточная посадка для дозаправки в Ульяновске. За осуществление этого полета заказчик заплатит несколько сотен тысяч долларов.