17-летняя выпускница училища, получившая серьезные травмы в результате пожара на военных складах в Артемовске в октябре прошлого года, до сих пор не получила статуса пострадавшей в чрезвычайной ситуации
14 октября 2003 года «ФАКТЫ» писали о Тане Гармаш, которую ранило осколком реактивного снаряда. На складах боеприпасов вспыхнул пожар и над Артемовском Донецкой области два дня не смолкала канонада. Над городом летали обломки снарядов реактивных установок «Град». Фрагмент полутораметровой железяки врезался в руку учащейся ПТУ N147 поселка Опытное, когда она сидела на уроке. Девушка поднялась, собирая учебники, и это спасло ей жизнь. Если бы она сидела, кусок снаряда угодил бы ей в голову. После получения травмы Таня 10 дней была на «вытяжке». Затем ее рука четыре месяца была закована в аппарат Илизарова. Сейчас Таня прошла восстановительное лечение. Но, по словам медиков, ей предстоит еще не один курс реабилитации.
-- С аппаратом Илизарова я проходила четыре месяца! -- рассказывает Таня. -- Боялась, что из-за этих «лат» мой красный диплом в училище сорвется. На занятия ходить было невозможно. На холоде эти железки обжигали руку до костей, надеть ничего нельзя. Спасибо, преподаватели приходили ко мне заниматься.
-- Накануне этого происшествия из окна в комнате дочери выпала оконная рама и легла на письменный стол, -- рассказала мама Тани Нелли Владимировна. -- Я тогда очень удивилась, ведь казалось, рама была хорошо укреплена. А на следующий день я вспомнила об этом, когда услышала о ЧП в Артемовске -- взрывы там были слышны за 20 километров. Но я и не подумала, что случившееся может отозваться в поселке Опытное, где учится Таня. Между Опытным и Артемовском километра четыре, а военные склады находятся от училища еще дальше. Дочь утром звонила, сказала, что на выходные приедет домой, но ее не было.
Таня помнит тот день очень отчетливо. Она не теряла сознание, даже после ранения.
-- Преподаватель стояла у доски, когда в аудитории задрожали стекла, и вылетела форточка, -- вспоминает девушка. -- Мы с подругой Яной сидели напротив окна. Я привстала, собирая учебники, и тут на нас полетели стекла из окон, а какая-то железяка впилась мне в руку. Удар был такой силы, что меня свалило на пол. Руку пронзила страшная боль, я увидела кровь. Смотрела на врезавшуюся в меня железку, которая тоже оказалась на полу и вертелась волчком. Дальше все было, как в полусне
Девушка смутно помнит, как назвала телефон своего парня медсестре, которая не могла дозвониться ее родителям и просила дать любой другой номер. Танин друг появился в палате в тот же вечер и просидел у изголовья раненой всю ночь. Парень, имя которого она держит в секрете, навещал Танюшу во всех больницах, где ей приходилось лечиться.
А утром в больнице началась суета -- встречали министра. Григория Реву, министра по вопросам чрезвычайных ситуаций в Украине, сопровождали губернатор Донецкой области Анатолий Близнюк, все руководство Артемовска и «виновной» воинской части, а также многочисленные журналисты. В палате было столько высоких гостей, что яблоку негде было упасть. Представители воеской части принесли пострадавшей свои извинения. На больничную койку Тани министр собственноручно положил цветы и пообещал, что девушка не будет обделена вниманием должностных лиц.
-- Но обо мне очень скоро забыли, -- рассказывает девушка. -- Пока лежала в Артемовской больнице, руководство воинской части, на территории которого произошло ЧП, обеспечивало меня лекарствами. А узнав, что я буду продолжать учиться, дали направление в Артемовский филиал Харьковской инженерно-педагогической академии. И все
-- Как-то на наш адрес пришло письмо из Главного управления МЧС Украины в Донецкой области, в котором разъяснялось, что дочь может получить статус пострадавшей в чрезвычайной ситуации и единовременную помощь, -- говорит Нелли Гармаш. -- Но как оформить этот статус и какой размер выплаты, нам никто не объяснил. Мы обратились за помощью в Дзержинский горисполком. Но там выделили лишь 28 гривен 85 копеек. Правда, благодаря мэру Артемовска сразу после ЧП мы получили 500 гривен, но ведь Таня и сейчас еще лечится. Кроме того, приходилось постоянно ездить из Дзержинска то в Артемовск, то в Донецк. И сколько еще придется восстанавливать руку дочери, неизвестно.
На этот год девушка получила вторую группу инвалидности.
-- Когда я впервые увидела свою руку на перевязке, чуть не лишилась чувств, -- вспоминает девушка. -- Бицепс, как я понимаю, мне просто вырвало. Кожу стянули прямо на кости. Со шрамами я теперь долго не расстанусь.
-- Проходить повторные курсы лечения Тане придется, скорее всего, еще не раз, -- говорит заведующий травматологическим отделением Донецкой больницы восстановительного лечения ь15 Анатолий Аносов. -- Но она терпеливая девочка, все процедуры переносит стоически. Мы будем делать все возможное, чтобы функции руки полностью восстановились.
Действительно, в больнице ь15 есть необходимые медикаменты и даже кормят три раза в день. Но для Таниных родителей поездки к дочери в другой город -- проблема. Ведь доходы в семье Гармаш невелики.
-- Не знаю, компенсируют ли нам когда-нибудь материальные расходы, -- говорит Нелли Гармаш. -- Воинская часть, на складах которой произошел пожар, расформирована. Мы за оздоровительной путевкой обратились, и то нам сказали, что придется ждать два года. Этот вопрос решился только после вмешательства губернатора Донецкой области. А ведь через два года дочери предстоит пластическая операцию. Сейчас это сделать невозможно, поскольку рука еще не окрепла.
Понять девушку и ее родителей можно. Ведь девушка -- единственная пострадавшая во время «бомбежки» в Артемовске. На ее руку без содрогания могут смотреть только медики. Кожа на худеньком плече выглядит как после глубокого ожога.
Только сейчас у семьи Гармаш появилась надежда, что их проблема будет решена. Прокуратура направила в суд дело о пожаре на ракетно-артиллерийских складах воинской части А-0621 в Артемовске Донецкой области. Об этом сообщил журналистам начальник пресс-службы Генеральной прокураты Сергей Руденко. По его словам, военный прокурор Южного региона утвердил обвинительное заключение и направил дело в суд Донецкого гарнизона. Прокуратура установила, что пожар возник из-за проведения несанкционированных сварочных работ с целью хищения металла.
Таня Гармаш осталась жива по счастливой случайности. Военные эксперты, расследовавшие ЧП, измерили фрагмент снаряда, ранивший ученицу. Железка диаметром 10 сантиметров весит 1 килограмм 800 граммов! И летела эта штуковина, похоже, с «убойной» скоростью, поскольку преодолела семь километров, пробила два оконных стекла и ранила человека.