Культура та мистецтво

Знаменитый критик моды александр васильев: «мои клиентки порой платят за интерьер миллионы долларов»

0:00 — 26 червня 2004 eye 1134

Известный историк посетил Киев и рассказал «ФАКТАМ» о своем новом увлечении -- дизайне интерьеров для олигархов

Театральный художник, коллекционер платьев от кутюр и антиквариата, автор роскошных изданий по истории моды, эстет и настоящий парижанин Александр Васильев посетил Киев с деловым визитом. Он прочел блистательные лекции, побывал в антикварных салонах, пришел в восторг от сходства Киева и Парижа и дал интервью «ФАКТАМ», причем не только рассказал о тонкостях работы дизайнера по интерьерам, но и сделал свой фирменный прогноз моды. Как всегда, несколько экстравагантный.

Оказывается, в последнее время историк моды занялся созданием интерьеров и, возможно, откроет в Киеве свою дизайн-студию под крышей нового торгового комплекса «Альта Центр». Здесь разместятся мультибрендовый универмаг с ведущими европейскими торговыми марками, а также центр-лаборатория отечественной моды «Fashion Lab», где впервые в Украине будет создана галерея бутиков ведущих украинских и российских дизайнеров. На сегодняшний день принять участие в этом проекте уже согласились Виктор Анисимов, Анна Бабенко, Александр Гапчук, Айна Гассе, Диана Дорожкина, Оксана Караванская, Людмила Кисленко, Александр Моняк и некоторые другие модельеры и дизайн-студии. Именно в пространстве «Fashion Lab» объединение «Текстиль контакт», которое является создателем «Альта Центра», предложило Александру Васильеву открыть свою интерьерную дизайн-студию.

Испанским посольствам выдаются сундуки XVI века и портреты королей

-- В последнее время вы, историк моды, вдруг занялись дизайном интерьеров. Значит ли это, что люди уделяют больше времени убранству квартир, чем собственному гардеробу?

-- Думаю, что да, особенно на постсоветском пространстве. Интерьеры больше занимают людей из-за своей стабильности. Мода прекрасна, но очень ветрена, и если вы не меняете свой гардероб каждые шесть месяцев, вы в моду уже не попадаете. Интерьер же может оставаться неизменным и 10, и 15 лет.

Взрыв интереса к интерьеру произошел именно в Восточной Европе из-за того, что и сами интерьеры, и это искусство были совершенно уничтожены в советскую эпоху. Чего нельзя сказать о моде: все-таки советская мода существовала -- были советские дома моделей, трофейные моды, Слава Зайцев, журнал «Ригас Модас». По интерьеру журналов не издавали, домов не существовало, и пример тому -- убожество всех бывших советских консульств на территории западных стран.

Полным контрастом им являются дипломатические миссии других государств. Мне нередко приходилось живать в резиденциях французских посольств за границей -- ведь я французский гражданин. И концепция Франции по отношению к национальному интерьеру очень ревностна. В министерстве иностранных дел существует институт интерьера посольств, который ежегодно разрабатывает французский стиль и указывает, какие ткани и мебель можно использовать в резиденции посла. Да еще с ревизией приходят: не переставили ли господа послы что-то по собственному вкусу и не исказили ли они сущность французской культуры в своей резиденции. Мало того, существует государственный фонд мебели и антиквариата, который посылает в посольства произведения искусства из запасников музеев и мебель из дворцов -- чтобы гостям посла не стыдно было показать часы или картину.

Испанским посольствам выдаются сундуки XVI века и портреты королей, в английских всегда есть столовое серебро, хорошие сервизы, английская мебель. Ни в одной стране мира вы не встретите в английском посольстве французскую мебель: нужно выдерживать стиль. Понятие же русского интерьера было утрачено. С украинским все еще более не ясно. Что считать украинским стилем в интерьере? Очень интересный вопрос, на который я лично не могу ответить, потому что не проводил исследований. Можно ли выявить в истории украинской государственности какие-то типичные моменты в оформлении интерьера -- может быть, они присутствуют в колористике стен, в форме резьбы мебели, в декоре? Возможно, импортировать на Запад можно не украинский стиль в целом, а аксессуары -- тот же рушник.

Таким образом, интерьеры я нахожу сейчас чрезвычайно востребованными, потому что возникла потребность в индивидуальном строительстве. Появились классы: средний, богатый плюс олигархи, -- которые, конечно же, предпочитают жить за границей.

На курсах декораторов интерьеров обучаются три--шесть месяцев. За это время можно, конечно, научить, как расставить мебель, но знания стиля, типажа, функции, гармонии, психологических характеристик интерьера и эмоциональной нагрузки заложить невозможно. И так как спрос есть, а предложения нет, многие сами пытаются создавать для себя интерьеры. К несчастью, они не пробовали ничего слаще морковного чая: «Ритц» или «Хилтон» они видели, но в приличные дома никогда не попадали из-за недостатка воспитания. Не будет же герцогиня пить чай с магазинщиками из Махачкалы! В результате возникла мода на интерьеры в гостиничном стиле, которые не несут индивидуальности и человечности, а только функциональность.

-- Есть ли какие-то особенности славянской души, которые нельзя не учитывать при создании интерьера?

-- В советскую эпоху наши люди приучились любить мебель из темного дерева -- темно-коричневыми у нас были и гарнитуры, и даже телевизоры. В то время как в Скандинавии предпочитают некрашеную светлую, в Китае цвета киновари, в Японии черную мебель. Во-вторых, близость к Востоку вызвала у нас любовь к коврам. В третьих, славянской душе противопоказан порядок: женщина может полдня проискать в сумочке свой мобильный, а потом и саму сумочку. Поэтому мы не можем настаивать на интерьере минимализма или ампира -- это непосильная задача содержать такое пространство в идеальной чистоте. Наши люди любят совмещать все стили мира и цвета радуги в одной квартирке, одновременно совмещая абсолютно несовместимую живопись.

Однако основой нашего -- европейского уже -- представления об интерьере, от которого не уйти, будет интерьер Древнего Рима, обусловленный архитектурой. Заданность римского стиля определяется прямыми углами наших комнат, симметрией в расположении окон, мебели, осветительных приборов, наличие розеток. Симметрия -- это, пожалуй, самый глубоко засевший в европейское сознание стереотип. И классицизм, и ампир используют древнеримскую гармонию.

-- С чего начинается история интерьера?

-- Подлинным документом того же древнеримского интерьера стали похороненные заживо под пеплом города Помпея и Геркуланум. По амфорам и фрескам можно узнать что-то о мебели, но невозможно определить место стула в пространстве, его сочетание со светильниками и коврами. А при раскопках были найдены именно живые интерьеры той эпохи.

-- Кто ваши клиенты?

-- Как правило, это люди, имеющие по две--три резиденции и работавшие с другими дизайнерами. Они хотят улучшить свою среду обитания, потому что трех особняков им недостаточно, хочется четыре или пять. Некоторые из них даже скрывают количество своей недвижимости, и только в процессе работы выясняется, что есть небольшое шале в Швейцарии, неплохой гаражик в Лихтенштейне и крохотная вилла на Лазурном берегу -- но об этом мы узнаем позже. Потом выясняется, что нужно работать и с другими домами, потому что там, как говорят клиенты, еще очень неуютно. В основном, конечно, это очень обеспеченная буржуазия из сферы бизнеса, а иногда из сферы политики.

-- Существует ли истинно русский спрос: чем дороже, тем лучше?

-- И да, и нет. Многие узнали цену деньгам, и ментальность клиента изменилась в результате сравнения с ценами на мировом рынке и беспрерывными путешествиями за границу. Ко мне чаще приходят женщины, чем мужчины. Эти дамы каждый месяц уезжают на недельку отдохнуть -- на Сардинию, Мальдивы, Бали. Там они всегда посещают мебельные магазины и прицениваются, потому и не шикуют так, как раньше.

Заказать себе 12 нарядов у местного дизайнера, который все равно больше чем две тысячи долларов за платье не возьмет, -- для такой клиентки просто семечки. А вот за интерьер она иногда платит и миллион, и два -- тут уж приходится немножко подумать.

«У меня четыре дома, и я везде сплю спокойно»

-- Антиквариат выйдет из моды?

-- Никогда, потому что это самое лучшее вложение капитала и потрясающая часть культуры. Никто не хочет отказаться от ощущения связи времен и подлинности жизни. И это прекрасный способ уверить окружающих, что деньги человеку достались неслучайно и еще его бабушка сиживала в этом кресле.

-- А вот это поветрие -- фэн-шуй -- как вы расцениваете?

-- У меня четыре дома, и везде я сплю спокойно, несмотря на то, что фэн-шуй нигде не соблюден. Если бы все руководствовались этими правилами, то не было бы ни Лувра, ни Версаля. Но поскольку в мире много язычников, которые считают, что их жизнь изменится, если шапку не туда повесить, то фэн-шуй находит своих поклонников.

-- У вас своя коллекция антикварной мебели?

-- У меня есть несколько вещей, которые принадлежали Царскосельскому или Зимнему дворцам.

-- Что бы вы назвали модными сегодня тенденциями в интерьере?

-- Я бы сказал, комфорт и потертый историзм. Никто не хочет блестящей мебели -- все хотят, чтобы она была с жучком. Сейчас наблюдается тенденция к стабильности, связанная с войной в Ираке: каждый хочет оборудовать свою норку, в которой бы царил уют и куда бы не доносились звуки канонады. Сейчас уже вовсю используются пластиковые формы для создания ортопедических кроватей, а скоро производители из Китая потеснят европейских. Когда же начнется глобальная война, модными станут кровать из части сгоревшего танка, стульчик из обгоревшего крыла самолета…

«Сегодня первые ряды на парижских показах заняты бывшими советскими гражданами»

-- Я не ослышалась: вы предрекаете глобальную мировую войну?

-- Мы живем перед началом, а вернее, уже вначале глобальной войны -- войны между христианским, мусульманским и иудейским миром. Войны, которая продлится не один год и, быть может, даже не один десяток лет. Ее исход сегодня предугадать невозможно, не все даже понимают, что она началась. Тем не менее она идет. Мир моды почувствовал это немедленно: основные «воюющие стороны» -- американцы и арабы -- ушли с модных рынков. Американцы перестали покупать. Еще совсем недавно они ездили в Европу на шопинг и были основной публикой в самых дорогих бутиках известнейших марок. Все европейские бренды непременно имели свои огромные роскошные магазины в крупнейших городах на Тихоокеанском и Атлантическом побережьях США. Сегодня американцы ничего не покупают. Они чувствуют, что привычный для них мир, в котором с ними никогда ничего не могло случиться, закончился, стабильность исчезла -- а значит, вкладывать довольно значительные деньги в такую ерунду, как модные вещи, глупо и опасно. Но и арабские принцессы, много лет поддерживавшие нефтедолларами индустрию haute couture, тоже перестали покупать. Отчасти потому, что отношение в арабам в Европе изменилось, и мужья просто не хотят пускать жен в эти враждебные страны. С другой стороны, 50--100 тысяч долларов -- такова средняя цена туалета от кутюр -- муж бывшей парижской модницы предпочтет вложить в строительство бомбоубежища.

Словом, модная индустрия сегодня переживает глубочайший кризис -- и в этой ситуации все взоры обратились к Восточной Европе и странам бывшего СССР. Это сейчас самый перспективный рынок. Сюда пришли все марки, сюда приезжают великие кутюрье, первые ряды на парижских показах постепенно заполняются нашими соотечественниками. Происходят немыслимые раньше вещи: «Нина Риччи» и «Ланвен» открывает свой бутик в Самаре, «Шанель» -- бутик в Челябинске.

Помимо геополитической, существует еще одна проблема. Я не знаю статистики по Украине, но в России, к примеру, женщин на 20 миллионов больше, чем мужчин. Отнимите еще стариков и детей. А теперь алкоголиков. И -- 10 процентов лиц нетрадиционной ориентации. В результате окажется, что женщин больше в 2--2,5 раза! Так остро сексуальная конкуренция последний раз проявлялась только после войны. Женщины должны буквально сражаться за мужчин, используя при этом любые, даже самые экзотические способы.

-- Какие тенденции в связи с этим тенденции мы ощущаем сегодня?

-- В области моды вот уже несколько лет продолжается период декаданса и большого кризиса идей. Я не мог бы назвать дизайнера, который, по моему мнению, способен увлечь за собой общество и предложить новый светлый путь. Поэтому мода продолжает пережевывать и перебирать старые стили, вытаскивая наиболее подходящие к сегодняшнему дню.

Одно из господствующих направлений -- 80-е с их мужеподобным силуэтом и огромными накладными плечами. Несомненно, этот стиль вызван к жизни войной в Ираке, которая требует от общества мужества, а от женщин -- мужеподобия.

В контраст этому направлению работает обращение к 50-м и стилю нью-лук с его непременной осиной талией, множеством нижних юбок и женственной сексуальностью.

Модны недосказанность и небрежность. Не вполне натянутый чулок, не до конца надетая перчатка, расстегнутые пуговицы, небрежно затянутый корсет, не до конца вшитая молния. Девушка должна выглядеть так, будто она спала в этих вещах -- а потом сразу же вышла на улицу.

Кроме того, вот уже несколько сезонов существует мощное направление в моде, которое я определил бы как «порношик». В нем нет ничего элегантного: слишком яркий и вызывающий макияж, слишком пестрая одежда, белье, что называется, наружу, чулки в крупную сетку -- все признаки, отличавшие когда-то девушек легкого поведения. Однако это всего лишь способ привлечь к себе мужское внимание. Вообще, если сегодня девушка не показывает грудь, ноги, белье или животик, у нее практически нет шансов преуспеть в конкурентной борьбе.

Кроме того, ретро-стили на постсоветском пространстве попали на благодатную почву. В генетической памяти наших женщин нет прошлых эпох. Их бабушки не танцевали чарльстон в бисерных платьях с заниженной талией, не успели насладиться буржуазной модой 30-х, их мамы едва коснулись нью-лука. Что уж говорить о вечерних платьях или нарядах более отдаленных эпох! Наши женщины должны сами наверстать упущенное, пройти этот путь, пережить его. Поэтому любые, самые вычурные или экстравагантные наряды встречаются на ура, любой историзм приветствуется с восторгом.