Політика

Находясь в виннице, генсек леонид брежнев, узнавший о ситуации на даманском, отдал приказ: «вышвырнуть оккупантов с советской территории к чертям собачьим»

0:00 — 2 березня 2004 eye 654

35 лет назад, 2 марта 1969 года, между СССР и Китаем вспыхнул вооруженный конфликт, который развенчал миф о единстве социалистического лагеря

Два самых больших (в прямом смысле этого слова!) государства рабочих и крестьян -- СССР и Китай -- не смогли поделить остров площадью 1,2 квадратных километра, в результате чего между ними начался вооруженный конфликт, первый со времен окончания Второй мировой.

«Когда мы вырастем, станем сильными и смелыми, то убьем злого северного медведя!»

Прямой причиной конфликта стал собственно остров Даманский длиной полтора километра и шириной 800 метров, который находился в фарватере реки Уссури. По международному праву речная граница между двумя государствами условно проходит по фарватеру, а значит, левый берег -- китайский, а правый -- российский. Соответственно, острова от фарватера до левого берега -- китайские, а от фарватера до правого -- российские. Даманский действительно находится на китайской стороне, так как был ближе к ней. Однако на картах, где красная пограничная линия оказалась толще тонкой голубой линии, обозначавшей реку Уссури, такая мелочь, как остров Даманский, обозначена не была. Поэтому еще с 30-х годов советские пограничники получили приказ обходить с дозором и Даманский. Советским остров оставался зимой, когда по льду до него могли добраться пограничники. Летом же на острове жили китайские рыбаки. Китайская принадлежность острова становилась очевидной в период обмеления Уссури, когда он вовсе превращался в полуостров. И вот в 60-е годы китайцы решили вплотную заняться пограничным вопросом. Тем более что на это время приходится и значительное ухудшение китайско-советских отношений.

Видя развитие событий, Советский Союз в 1966 году вновь сформировал Иманский погранотряд, который десятилетие назад был расформирован по причине «вечной дружбы». Официальный Пекин тоже время зря не терял и готовился к пересмотру границ. Из пограничных районов в глубь Китая отселили традиционно дружественное Союзу мирное население, а на его место привезли новое «крестьянство», беззаветно преданное председателю Мао. В основном хунвейбины -- дети «культурной революции». Наиболее активных из них допускали к линии государственной границы, и толпы китайской молодежи, размахивая цитатниками Мао Цзедуна, во все горло выкрикивали откровения Великого кормчего. В том числе и популярный среди детей Китая стишок: «Когда мы вырастем, станем сильными и смелыми, то убьем злого северного медведя!»

С зимы 1967 года подобные «концерты» перешли в рукопашные схватки и потасовки на Уссури между советскими и китайскими военными. Поскольку из Москвы пришел строгий приказ: «На провокации не поддаваться. Огонь не открывать ни при каких обстоятельствах», советские солдаты и офицеры вынуждены были сдерживать нарушителей государственной границы… кулаками. Очевидцы тех событий утверждают, что кулачные стычки на границе стали тогда делом обыденным.

В конце зимы 1969 года атмосфера накалилась еще больше. Участник тех событий Юрий Бабанский, руководивший отделением погранзаставы, патрулировавшим Даманский, вспоминает: «В самом конце февраля китайцы что-то уж сильно расшумелись. То ли весна на них действовала, то ли «культурная революция», но каждый день грузовики привозили на их берег сотни хунвейбинов. Они устанавливали громкоговорители, и через застылую реку к нам неслись их пламенные речи: «Товалиси славные погланисники! Долой клику Блеснева и Косыгина. Долой совеских ливизионистов! Ситайте тлуды великого Мао и свелгайте плоклятую клику!» Мы им, конечно, отвечали… и, хотя глотки у ребят были луженые, вряд ли наш мат был слышен на том берегу. Уж больно далеко… ».

Китайским солдатам, которых было около полутора тысяч, противостояли 25 советских пограничников

Кульминация наступила 2 марта 1969 года. В этот день на сопредельной с советским островом Даманский китайской территории было обнаружено скопление китайских военнослужащих численностью около 400 человек, вооруженных легким автоматическим оружием. Начальник погранзаставы, старший лейтенант Иван Стрельников, сразу же доложил об этом начальнику погранотряда.

В полдень около 100 китайских военных демонстративно нарушили советско-китайскую границу, вторгшись на остров. Стрельников с двадцатью пограничниками направился к нарушителям, но был расстрелян китайскими нарушителями практически в упор. Командование личным составом заставы принял на себя младший сержант Юрий Бабанский. Он сообщил о нападении на соседнюю заставу Кулебякина Сопка, которой командовал старший лейтенант Виталий Бубенин (впоследствии стал первым руководителем управления «А» -- спецподразделения КГБ по борьбе с терроризмом), запросив подмогу, а сам организовал оборону. Через 35 минут после начала боя подоспела подмога на четырех БТР-60 -- 24 человека под командованием Бубенина. Преодолев реку Уссури по льду и выйдя в тыл противника, находившегося на Даманском, они выгнали нарушителей. В этом бою погибли 32 советских пограничника.

14 марта на остров Даманский вновь вторглись китайские военнослужащие, теперь уже около полутора тысяч человек. Им противостояли 25 советских пограничников. Кроме того, китайцы подтянули к этому участку границы 20 танков и 15 орудий. Схватка была жестокой. Один из участников этого боя -- сержант Алексей Просвиряков, -- пролежал раненый весь день под пулями на снегу. Ночью пополз к своим, но по дороге наткнулся на китайского солдата. Алексей притворился мертвым. Китаец, бормоча что-то на своем языке, уселся на Алексея. Срезал для начала погоны. Потом ножом начал колоть в сердце, удар за ударом, пока его не вспугнули наши солдаты. Спас сержанта, как выяснилось, добротный полушубок и толстая пачка писем из дома, лежавшая в нагрудном кармане. Этот конфликт также не обошелся без жертв -- погибли 17 советских пограничников.

События на Даманском повергли в шок тогдашнее руководство СССР. О том, что в действительности происходит там, Брежнев узнал лишь 14 марта в 9 утра по московскому времени. Леонид Ильич ехал в Будапешт на встречу с Яношем Кадаром. Поезд стоял на станции Винница. Потрясенный генсек, узнав о ситуации на Даманском, спросил: «А где наша армия?». Ему никто не ответил, зная о предыдущем приказе не реагировать на провокации. И тогда генсек распорядился: «Армии -- нанести удар всеми средствами! Вышвырнуть оккупантов с советской территории к чертям собачьим!.. ». И действительно, 15 марта был задействован дивизион реактивных систем «Град», накрывших своими залпами не только находившихся на Даманском китайцев (к тому времени советские пограничники покинули остров), но и китайскую территорию, на 20 километров в глубь страны. Это был первый случай применения в бою ракетных установок «Град», удар которых решил исход сражения. Значительная часть китайских солдат на Даманском (более 700 чел. ) была уничтожена этим огнем.

Тем не менее в итоговом плане Китай все-таки победил. После советско-китайских переговоров было решено отдать остров Даманский Китайской Народной Республике. Новые хозяева острова засыпали пролив, и с тех пор остров стал полуостровом, полностью принадлежащим китайцам.