Управление ценовой политики Киева готово передать на рассмотрение мэрии свои расчеты и предполагаемые расценки
Новые тарифы на проезд в столичном общественном транспорте, скорее всего, будут окончательно утверждены до конца нынешней недели и начнут действовать с 14 марта. Как только проект распоряжения будет подписан киевским городским головой Александром Омельченко, документ передадут на регистрацию в управление юстиции и, заручившись поддержкой этого ведомства, объявят о повышении тарифов как свершившемся факте.
Грядущее подорожание проезда столичные чиновники объясняют необходимостью развивать транспортную отрасль: прежде всего, покупать новые автобусы, троллейбусы, вагоны метро, капитально ремонтировать подвижной состав, колеи, эскалаторы, строить новые станции метрополитена В городской администрации также отмечают, что средняя зарплата в Киеве довольно высокая, и «неправильно было бы возить пассажиров в метро с одного конца города на другой за 50 копеек». Полностью покрывать расходы транспортников местная казна не сможет, в этом случае пришлось бы забирать часть средств у других бюджетников -- школ, больниц, детских садиков.
По словам начальника главного управления по вопросам ценовой политики Василия Яструбинского, если не повысить тарифы на проезд, то нынешний год «Киевпасстранс» и Киевский метрополитен закончат с убытками около 100 миллионов гривен, и это плохо повлияет на качество перевозок. В частности, возникнут проблемы с закупкой новых машин, в то время как власти столицы намерены в течение двух--трех лет полностью обновить подвижной состав наземного транспорта.
В управлении строго следили, чтобы транспортники не завысили свои расходы и включили в новые тарифы только затраты, непосредственно связанные с перевозкой пассажиров. К тому же, предлагаемая система оплаты за проезд будет экономически выгодна киевлянам, пользующимся проездными билетами, прежде всего -- квартальными, полугодовыми и годовыми.
-- Мы предполагаем, что с 14 марта стоимость разового талончика на проезд в наземном транспорте составит 75 копеек, -- отметил Василий Яструбинский. -- Вместе с тем, если пассажир приобретает проездные билеты на 1, 3, 5, 7, 15 дней, месяц, квартал, полгода, год, то в среднем проезд обойдется в 22--30 копеек -- чем на больший срок приобретен проездной, тем дешевле становится поездка. Киевлянам, которые ездят редко, а также гостям города придется платить за проезд полную стоимость.
Подобная система будет действовать и в метрополитене. С 14 марта тариф за проезд в подземке, скорее всего, составит 1 гривню, хотя рассматриваются и другие варианты. Но при покупке проездного на месяц или 15 дней пассажир сможет немного сэкономить. К тому же в метрополитене введут в действие новые бесконтактные карточки, куда внесется конкретная сумма. Владелец такого проездного сможет ездить, пока не закончатся деньги, а затем снова пополнить счет. И чем больше поездок покупает сразу пассажир, тем дешевле ему обходится проезд: к примеру, если за десять поездок оплачивается полный тариф (1 гривня), то сто обойдется уже в 70 процентов его стоимости.
По словам Василия Яструбинского, проездные билеты, приобретенные на март, в случае повышения тарифа с 14-го числа будут действительны до конца месяца. А вот с апреля уже придется покупать проездные по новой цене: скорее всего, ежемесячный на метро будет стоить 43 гривни (сейчас -- 25); на два вида наземного транспорта (троллейбус--автобус, троллейбус--трамвай, трамвай--автобус) -- 45 гривен (сейчас -- 33); на один вид наземного транспорта -- от 23 до 25 гривен (ныне 17); на три вида наземного транспорта -- 55 (40); на метро и один вид наземного транспорта -- 51 гривню (33); цена проездного билета на все виды транспорта вырастет до 86 гривен (сейчас 57). А стоимость долгосрочных проездных на все виды транспорта может быть такой: на три месяца -- около 150 гривен; на полгода -- почти 300; на год -- примерно 580 гривен.
Василий Яструбинский отметил, что управление ценовой политики предложило столичным властям внедрить систему, которая предусматривает, что если пассажир покупает на автобус, троллейбус или трамвай разовый талон в киоске на остановке, то заплатит 75 копеек, если же талон приобретается у кондуктора, то надо будет выложить 1 гривню.
Как утверждают в мэрии, повышение цен на проезд не отразится на всех 37 категориях льготников. Такие пассажиры сохранят предоставленные им законом льготы. А вот штраф за безбилетный проезд, согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях, автоматически увеличится -- до 20-кратной стоимости проезда.
-- Столичные власти не имеют законодательных возможностей влиять на тарифы в маршрутных такси, -- уточнил Василий Яструбинский. -- Это прерогатива каждого перевозчика. Мы пытались спрогнозировать, как повлияет предстоящее повышение тарифов на проезд в общественном транспорте на цену в маршрутках, и пришли к заключению, что подорожание возможно, но незначительное, потому что начнется борьба за пассажира.
Начальник Киевского метрополитена Николай Шавловский отметил, что пассажирам не стоит запасаться жетонами. Ведь вместе с повышением цен в метро введут и новые жетоны -- уже готовы к продаже почти миллион жетонов голубого цвета. В кассах они появятся 14 марта. На прием новых жетонов турникеты переделают буквально за ночь. Готов метрополитен и к введению бесконтактных карточек.