Події

Начальник департамента госавтоинспекции мвд украины сергей каракай: «лично я предпочитаю правила не нарушать»

0:00 — 3 березня 2004 eye 947

Главный гаишник страны рассказал «ФАКТАМ» о перспективах, открывающихся перед автолюбителями

В Украине зарегистрировано 8 миллионов 900 тысяч транспортных средств (от мотоциклов до КамАЗов). За последний год водители некоторых из них совершили 5 миллионов грубых нарушений Правил дорожного движения, что говорит об одном: автомобиль становится самым опасным средством передвижения. Хотим мы этого или нет. Поэтому автолюбители Украины с большим пониманием восприняли последние проверки на дорогах и, с энтузиазмом наблюдая картины, когда инспектор ГАИ останавливает машину нарушителей с номерами «ОО» или «ВР», звонят в редакцию, чтобы сообщить о таких фактах. Похоже, что у всех нас действительно нет другого выхода, кроме как выполнять требования Госавтоинспекции. Только в этом случае можно будет, не рискуя жизнью, наслаждаться быстрой ездой и комфортом. На прямой линии «ФАКТОВ» главный госавтоинспектор страны Сергей Каракай терпеливо разъяснял десяткам дозвонившимся автолюбителям, какие именно новшества поджидают их на дорогах, их права и обязанности.

«Насильно менять номера никого не заставят!»

-- Здравствуйте, Сергей Васильевич. Звонит вам автолюбитель Корпаченко из Киева. Я хотел бы задать вопрос: какие законные основания есть у сотрудников ГАИ или подвижных патрулей для остановки автомобиля и проверки содержимого багажника?

-- У сотрудников ГАИ есть правило, существовавшее, наверное, всегда: для проверки багажника или содержимого машины, грузового отсека должны быть определенные основания. Это может быть осмотр транспортного средства -- рулевого механизма, тормозной системы или других частей. Но существует и понятие ДОСМОТРА транспортного средства. Это уже процессуальное действие, которое должно производиться в присутствии понятых, а потом соответствующим образом документируется, после чего понятые подписываются под результатами досмотра.

-- Добрый день, Сергей Васильевич. Нагорнюк Борис Васильевич из Киева. Скажите, кому пришла в голову комедия с заменой номеров?

-- А откуда вы взяли, что номера будут заменяться? Они не заменяются… 16 февраля введен в действие подписанный Госстандартом новый ГОСТ, который предусматривает новый тип номера. Его образцы поступят в МРЭО после того, как старые номера, имеющиеся на складах, будут реализованы. После этого новые регистрационные операции, проводимые в МРЭО, станут завершаться присвоением автомобилям номеров нового образца. Такой номер перейдет в собственность его владельца и останется в собственности и при снятии автомобиля с учета.

-- Да-да… Через неделю их уберут, а кто-то хороший куш снимет!..

-- Цена номера не меняется… Форма, размеры и состав номерного знака не изменились, только его конфигурация -- в смысле размещения букв и цифр. Получение новых номерных знаков и замена ими старых будут проходить в том же порядке, в каком вы, например, покупаете любой другой товар. Когда вам предложат, вы сами примете решение: получать его или нет. Насильно никто никого заставлять не будет.

-- А можно уточнить относительно оформления новых знаков? Правда ли, что на них предусмотрена голографическая защита?

-- Нет, там предусмотрены либо защитные, либо информационные элементы. Какие, сейчас я вам рассказать не могу, потому что концепция не готова. Нам бы хотелось сделать это так, как в ряде стран, где информация размещается на знаке в виде наклейки (возможно, саморазрушающейся). Например, для того чтобы указать на то, что машина прошла контроль СО, будет клеиться зеленая наклейка. Законодатель пока не обозначил, может ли она присутствовать на знаке. Кроме того, нам хотелось бы защитить номерной знак от подделки, например, второй линии обозначений. Но как это сделать правильно, пока не знаем, хотя я далек от мысли, что это должна быть голограмма.

-- Добрый день. Сергей Васильевич? Владимир Иванович из Киева. Я -- водитель с 39-летним стажем, родился и живу в Киеве, на Бессарабке. Почему там или на Красноармейской в час пик сотрудники ГАИ не обеспечивают проезд, а все движение происходит за счет светофоров и нарушений правил?..

-- Я согласен с вами и обещаю, что сотрудники Госавтоинспекции будут участвовать в таких ситуациях БОЛЕЕ усердно. Дадим им соответствующие указания.

-- Добрый день. Я Ткаченко Александр Иванович, их Хмельницкого. Хочу поздравить Сергея Васильевича с назначением на такую высокую должность и, так как мы с ним вместе работали когда-то, задать два вопроса.

-- Пожалуйста, Александр Иванович…

-- Как вы смотрите на такое далекое, старое, давно забытое понятие, как институт добровольных народных дружин? И второе. Когда выходишь на пенсию, то видишь больше, чем во время службы. Хотелось бы встретиться и обменяться впечатлениями. Может, мы что-то интересное и подсказали бы…

-- Александр Иванович, сразу со второго вопроса… Мы планируем собирать ветеранов ГАИ в следующем месяце. Думаю, что вы согласитесь приехать в Киев. Тогда все ваши предложения, которые накопились за эти годы, и выскажете. А институт ДНД существует и более детально, чем законом, регламентируется постановлением Кабинета министров. Сейчас мы подписали приказ о регламентации работы с такими формированиями. Скорее всего, Минюст зарегистрирует нам вкладыши к свидетельству члена ДНД.

-- Чтобы оно только было бесплатным…

-- Оно не может быть платным, потому что свидетельство члена ДНД выдается не нами, а формированиями, создаваемыми местными органами самоуправления.

-- И приведите все это дело в соответствие с законом.

-- Мы как раз и хотим это сделать: чтобы все было в рамках закона, а не какого-то творчества, которое наблюдалось до принятия закона о ДНД.

«Кортежей, из-за которых перекрывают движение, вскоре станет меньше»

-- Добрый день. Это Татьяна. Я живу в Киеве, и у меня есть автомобиль, на котором я ежедневно езжу по городу… Возможно, это будет не вопрос, а пожелание. Сразу видно, квалифицированный ли регулировщик стоит на перекрестке с выключенным светофором. Если этот сотрудник ГАИ опытный, то он очень быстро «разгоняет» пробку. Но иногда на Крещатике или возле Оперного театра ставят явно неквалифицированных регулировщиков, потому что создаются огромные пробки, которые они не в состоянии ликвидировать. Конечно, учиться надо всем, но, возможно, не на центральных улицах, а где-то на окраине? Второе: я бы очень хотела, чтобы как-нибудь Сергей Васильевич как простой гражданин проехал по центру, когда едет так называемое охраняемое лицо. Это проблема для всех, кто торопится и не может добраться, потому что по 10--20 минут приходится стоять в пробках. Ведь мы точно такие же граждане, которые куда-то торопятся -- то ли к детям, то ли на работу, то ли на самолет, то ли еще куда-то… Такое создание пробок, когда едет кортеж, это одно. Но ведь охраняемыми лицами сейчас являются люди разных рангов. И, возможно, эти ранги следовало бы пересмотреть и кортежи разрешать только людям самого высокого уровня, каковыми являются, скажем, дипломатические лица, Президент, члены правительства… И третье: хотелось бы, чтобы уровень культуры сотрудников ГАИ города Киева был немного выше. Хотя хочу сказать, что то, что сейчас сотрудники ГАИ работают активнее, это заметно. И если быть откровенным, то, наверное, в 90 процентах из 100 останавливают нарушителя совершенно законно и правильно.

-- Могу вас уверить: вскоре на улицах станет меньше кортежей, из-за которых перекрывают движение всего транспорта и создают неудобства водителям и пассажирам. Мы уже начали контролировать этот вопрос. В указе Президента четко определено, что машины ГАИ и Госохраны будут сопровождать только автомобили, в которых находятся глава государства, премьер-министр и председатель Верховной Рады, а также главы иностранных государств, парламентов, правительств. Исключительно в таких случаях милиция станет ограничивать движение транспорта и выставлять регулировщиков на перекрестках. Автоинспекторы сейчас останавливают и составляют протоколы на всех нарушителей, невзирая на номерные знаки автомобилей, наличие на машине спецсигналов. Более того, мы массово изымаем незаконно установленные маяки, «сирены», удостоверения, требующие предоставить владельцу беспрепятственный проезд.

-- Добрый день. Это Сергей Слипенко, город Белая Церковь. Уважаемый Сергей Васильевич, я в этом году регистрировал собственный автомобиль в МРЭО Белой Церкви… И хочу поблагодарить за организацию четкой работы, которая позволила мне без волокиты и ожидания в очереди зарегистрировать мой автомобиль… Скажите, это случайно так получилось или в дальнейшем всегда будет так проходить?

-- Мы будем стараться и далее продолжать то положительное, что вы заметили. А как будет на практике? Хотелось бы попросить вас, если будут какие-то недостатки, обращаться в любой момент к нам непосредственно, в Департамент ГАИ, по телефону 212--57--52.

-- Добрый день. Это Юрий с Оболони. Читал в газете интервью с вами, и там было написано, что Президент дал поручение изымать удостоверения дружинников…

-- Там речь шла об общественных помощниках. А к членам специализированных ДНД это не относится. Ваши сомнения -- беспочвенны.

-- Газета «ФАКТЫ»? Хочу задать вопрос пану Сергею. Это пани Наталья. Из Киева. Как можно установить светофор? Мы уже несколько раз обращались по поводу того, что на улице Воровского детей часто то зацепит машина, то собьет… Раньше тут был светофор, а сейчас его убрали. А ведь поблизости 91-я школа, недавно моему сыну на ногу наехало колесо.

-- Мы сочувствуем вам по поводу того, что произошло с ребенком, но обращаться следует в городскую администрацию. Именно она планирует расходы на безопасность дорожного движения, в том числе, на установку светофорных объектов.

-- Я Сергей Гаман из города Ирпень. Хотел бы с вашей помощью поблагодарить двух человек. 2 декабря в Полтавской области я ехал на своем автомобиле по автодороге Киев -- Харьков. Вдруг автомобиль вышел из строя. Поломка была незначительной, но проезжавшие мимо не останавливались. К счастью, свет не без добрых людей. Возле меня остановился автопатруль Полтавской ГАИ. Они спросили, что случилось, нашли необходимую деталь, помогли -- и быстро уехали. Помню только, что один был прапорщик, а второй -- старший прапорщик. Есть ли возможность найти как-то этих людей и поблагодарить? Буду вам признателен.

-- Благодарю. Будем разыскивать… Но хочу вам сказать, что за прошлый год было почти шесть с половиной миллионов таких случаев!

-- Сергей Васильевич, это Алексей, автолюбитель из Сквиры. Проясните, пожалуйста, изымают ли сейчас ваши подчиненные права у водителей?

-- Предмета разговора не может быть, потому что закон еще не подписан и не опубликован. Но мы отреагировали на факт принятия закона Верховной Радой, дав указание: не забирать водительские удостоверения! Нас они не интересуют.

-- А если водитель пьян?

-- Что сказал законодатель, то и будем делать. А он сказал: не забирать удостоверения.

-- То есть теперь можно ездить за рулем в пьяном виде?

-- Имеется в виду, что в таких случаях будут составлять на нарушителя протокол!

-- Будут ли повышены размеры штрафов?

-- Мы можем это делать только совместно с депутатами. Конечно же, нам бы хотелось, чтобы по грубым нарушениям были установлены такие же весомые штрафы, какие существуют во всем мире. В Европе, например.

«Водителей-нарушителей, работающих в высших органах государственной власти, будут лишать премиальных»

-- Правда ли, что по указу Президента будет строго ограничено количество номеров серий, закрепленных за Верховной Радой, Кабмином и Администрацией Президента?

-- В указе написано, что нельзя закреплять конкретную серию за одним учреждением. Поэтому, ведя разговор о закреплении номерных знаков, мы нашли понимание и согласие автобаз Верховной Рады, Администрации Президента и Кабинета министров, которые заказали себе номерные знаки вразброс -- из разных серий. Совместно с автобазами этих органов власти мы создали приказы, регламентирующие работу инспекторов ГАИ: составление протоколов на месте совершенного правонарушения или по факту совершенных правонарушений во время проведения дней безопасности дорожного движения, которые еженедельно проводятся в автобазах этих органов. На нарушившего правило водителя протокол составляется на месте, в стационарном помещении, где с ним проводят профилактическую беседу. В приказе оговорено, что администрация, в свою очередь, лишает нарушителей премиальных надбавок и других льгот.

-- Сергей Васильевич, я живу в Ирпене, зовут меня Володя. Приходилось читать в «ФАКТАХ», что члены общественного экопатруля не имеют права навязывать водителям свои услуги. Тем не менее, на дорогах часто можно встретить человека с жезлом, в форме, напоминающей гаишную, который останавливает машины и требует 20 гривен за осуществление контроля. Имеют ли водители право не останавливаться и не платить деньги?

-- Насколько мне известно, права на принудительную остановку у экологической службы нет. Они не могут объяснить ГАИ, почему останавливают транспорт. А форма их действительно напоминает нашу, правда, жезлы у них зеленые. Мы систематически пресекаем такую деятельность, но так как перед их глазами постоянно маячат 20 гривен, которые граждане платят им подчас без кассовых аппаратов, эти нарушения продолжаются. В целом, сотрудники экослужбы делают неплохое дело -- но методами, которые вызывают возмущение, в том числе и у нас. Они не хотят работать в трудовых коллективах, на стоянках, в АТП, считая это менее доходной деятельностью. Поэтому и останавливают граждан, которые не дают им отпора. Их требования для граждан, для водителя НЕ НОСЯТ обязательного характера, а могут быть только РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫМИ. На мой взгляд, не остановившись на их требование, водитель будет прав на 101 процент! По Правилам дорожного движения, пользоваться жезлом имеет право только сотрудник ГАИ, и мы не раз информировали прокуратуру об этих самоуправствах.

-- Ярослав Борисович из Киева вас беспокоит. Скажите, пожалуйста, как вы относитесь ко всевозможным школам повышения водительского мастерства. Закончив одну из них, мой приятель расстояние от Одессы до Киева преодолевает за два часа (а это 480 километров, то есть он едет со скоростью, почти вдвое превышающей максимально разрешенную). Приветствуете ли вы такие результаты? И какую из автошкол вы могли бы порекомендовать?

-- Наверное, все зависит от конкретной программы обучения и конкретного уровня инструкторов. Такие школы есть в каждом регионе. Госавтоинспекция, например, пользуется курсами повышения квалификации в виде контраварийной подготовки. Существует такая 12-часовая программа. Мы используем бывших сотрудников Службы безопасности Украины, которые организовали предприятие «Альфа» и проводят на аэродроме «Киев» учебные занятия с нашими сотрудниками. Контраварийная подготовка -- программа, разработанная совместно с ними. В нее входят руление, выход из заноса, избежание наезда на пешехода, объезд препятствия, разворот на 360 градусов и управление автомобилем на скользкой проезжей части. Такие навыки мы получаем с помощью инструкторов. Во время индивидуальных занятий. К сожалению, мы не имеем такой подготовки, которую они получили в Москве, в гараже особой нормы, где существуют 80-летние традиции контраварийной подготовки.

-- Сергей Васильевич, а с какой максимальной скоростью ездите вы?

-- С такой, которая предусмотрена Правилами дорожного движения!

Прямую линию подготовили Ирина ДЕСЯТНИКОВА, Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»