Події

Предания о паранормальных способностях всемирно известной писательницы и путешественницы елены блаватской рассказывают, что усилием воли она могла перемещать предметы и дажематериализовывать их из воздуха

0:00 — 3 березня 2004 eye 486

В Днепропетровске, в доме, где родилась женщина-феномен, будет создан музей

Мировую известность уроженке Екатеринослава (ныне Днепропетровска) Елене Блаватской принесло не только созданное ею духовное учение о теософии, но и ее жизнь, полная приключений и мистических историй. Не обходится без загадок и сейчас, спустя более 110 лет после кончины этой необычной женщины. В середине февраля в Музее одной улицы, что на киевском Подоле, открылась посвященная ей выставка. Сотрудники музея уверяют, что выставку они организовали без какого-либо повода. И вот удивительное совпадение: через несколько дней после открытия экспозиции правительство Украины одобрило решение создать в отчем доме Елены Блаватской музейный центр.

В детстве будущая медиум зачитывалась книгами об оккультных науках

Придя на выставку, посвященную Елене Блаватской (1831--1891), мы первым делом поинтересовались, не происходило ли там каких-либо необычных происшествий -- ведь Елена Петровна была и медиумом, и экстрасенсом, она якобы могла общаться с духами и творить чудеса.

-- Призрак Блаватской у нас пока не объявлялся, -- говорит заместитель директора Музея одной улицы Леонид Красицкий. -- Из мистического на выставке представлены разве что фотография столовых приборов, которые якобы материализовала из воздуха Блаватская -- эти вещи сейчас хранятся в США -- и репродукции портретов ее духовного покровителя. Он был невидим для всех, кроме Елены Петровны, так что портреты рисовали по ее описаниям. «Я каждый день вижу этого индуса так же, как любого из живых людей», -- писала она.

-- Известно немало забавных легенд, связанных с материализацией предметов: то Блаватская «сотворяла» дождь из алых роз, то, чтобы потешить детей своей американской приятельницы, превратила связку ключей в свисток, то во время пикника, когда оказалось, что одному из их компании не хватило чашки, указала место, где удалось выкопать нужную посуду, -- говорит научный сотрудник Музея одной улицы Владислава Осьмак. -- Но когда сестра Блаватской Вера попросила: «Мы нуждаемся в средствах, сотвори немного золота», то Елена Петровна отказала, заявив, что «такое» золото принесет лишь несчастье.

Ореол таинственности она стала создавать вокруг себя еще в детстве. Один из автором воспоминаний о ней пишет, как маленькая Лена заинтересовалась картиной, которая висела в их доме очень высоко и была задернута шторой. Родители почему-то не разрешали ей увидеть, что там изображено, распалив тем самым Ленино любопытство. Оставшись одна в комнате, она построила на столе пирамиду из стульев, но, взобравшись на нее, не удержалась и упала на пол. Девочка потеряла сознание. Очнулась она совершенно невредимая, а стулья… стояли на своих обычных местах. Лена уж была готова подумать, что все это ей приснилось, если бы не четкий след от ее ладони, оставшийся на пыльных обоях рядом с картиной.

Почему она придумывала о себе такие истории? Став взрослой, Блаватская вспоминала о библиотеке своего прадеда, в которой были сотни томов по алхимии, магии и другим оккультным наукам. «Эти тома я проглотила до 15-летнего возраста», -- писала она.

Блаватская, похоже, сама не верила в свои «откровения»

-- Чудесным образом спасаться в опаснейших ситуациях, смертельно болеть, а затем неожиданно исцеляться стало ее «хобби», -- продолжает Владислава Осьмак. -- Многим известно предание о том, как Блаватская, вступив в отряд Гарибальди, в сражении за свободу Италии получила сразу несколько ранений, в том числе в область сердца. Ее отыскали среди погибших полуживую, но вскоре она вылечилась и прожила еще многие годы.

Феномен Блаватской заключался в умении преподносить рассказы о своих «чудесах» так, что многие люди верили ей. Сохранились воспоминания, в которых утверждается, что при появлении Блаватской мебель, стены, потолок издавали какие-то странные звуки. Или же как при большом стечении людей она проучила за насмешки своего брата Леонида, закоренелого скептика. Блаватская-де взглядом пригвоздила шахматный столик, и ни силач Леонид, ни другие присутствовавшие там молодые люди якобы не смогли оторвать стол от пола. Хотя перед началом эксперимента это удавалось усилием одной руки. Другой ее знакомый описывает, как усилием воли она заставляла летать по комнате чайные ложечки…

Но Блаватская сама, похоже, не очень-то верила в свои «откровения». По крайней мере, будучи уже немолодой, она написала одному из руководителей Министерства внутренних дел Российской империи: «Занимаясь спиритизмом, я прослыла сильным медиумом. Каюсь: три четверти времени духи отвечали моими собственными словами и соображениями».

-- У нас в экспозиции представлено большое количество фотографий Блаватской: в том числе знаменитый снимок, прозванный «сфинксом», -- продолжает Владислава Осьмак. -- Фото позволяет явственно почувствовать, что одним из сильнейших средств воздействия Блаватской на людей был ее необычайно пронзительный, завораживающий взгляд. Под таким взглядом у многих пробегал мороз по коже. Но кроме этих фотографий, на которых Блаватская снята в бальзаковском возрасте -- грузная полуседая женщина, -- у нас экспонируется недавнее приобретение Днепропетровского исторического музея: картина, на которой юная Лена, худенькая и стройная, изображена рядом со своей мамой. Наши коллеги из Днепропетровска отыскали эту картину где-то в российской глубинке, у дальних родственников Елены Петровны.

Лена Фадеева (это ее девичья фамилия) поразила всех, кто ее знал, уже в семнадцатилетнем возрасте: она сама предложила 40-летнему чиновнику Никифору Васильевичу Блаватскому взять себя в жены, а через несколько месяцев после свадьбы оставила мужа и отправилась странствовать. Произошло это из-за роковой случайности -- об этом свидетельствуют воспоминания Лениной тетушки Надежды Андреевны. Все началось со ссоры между Леной и ее гувернанткой. Гувернантка в сердцах заявила воспитаннице, что та из-за своего строптивого характера никогда не выйдет замуж. Мол, даже Блаватский, над которым девушка потешается, называя «ощипанной вороной», и тот не захочет взять ее в жены. Под впечатлением от этого разговора три дня спустя Лена сама сделала Никифору Васильевичу предложение. Однако после венчания она наотрез отказывалась выполнять свой супружеский долг. Девушку не подкупило даже то, что муж вот-вот должен был получить пост вице-губернатора города Эривань и в его распоряжение предоставили роскошный дворец, бывший некогда резиденцией турецкого наместника. Закончилось тем, что Лена удрала верхом на лошади в Тифлис к бабушке. После этого строптивую новобрачную отправили в Одессу к отцу «на перевоспитание». Но по дороге она сбежала, уговорив шкипера английского судна взять ее на борт. Блаватская так и не вышла второй раз замуж и у нее не было детей.

Последователи Блаватской считают, что она предсказала 39 научных открытий, сделанных после ее смерти

Она побывала в Турции, Греции, Египте, Восточной Европе, Франции, Великобритании, США, Мексике, Индии, Цейлоне… В Индию она приезжала дважды -- с первой попытки ей не удалось попасть в Тибет, в храмах которого жрецы хранили «заветные» знания. Совершив полное приключений и опасностей кругосветное путешествие, она вернулась в Россию только через 9 лет. Для девушки первой половины XIX века, выросшей в благопристойной дворянской семье, отважиться на такую одиссею было поступком из ряда вон выходящим. Впрочем, в ее роду было много неординарных людей -- мать, известная в те времена писательница, двоюродный брат, граф Сергей Витте, дослужился до премьер-министра России… Кстати, Витте в своих мемуарах подчеркивает, что в Елене Петровне было нечто «демоническое».

Рассказав затем в книгах о своих странствиях по Индии и Тибету, Блаватская стала популярной писательницей. Этому во многом способствовали описания таинственных восточных сект и «чудес», с которыми ей якобы пришлось там столкнуться.

В 35 лет Блаватская вновь пускается странствовать по миру, привлекая к себе внимание везде, где бы ни появилась. Она стала знаменитостью: одни ею восхищались, другие нещадно разоблачали. В Америке Блаватская создала Теософское общество, в Англии -- ложу, названную в честь нее. Она была автором учения о теософии (буквально: боголюбие), приверженцы которого есть в десятках стран мира. Они, к слову, насчитали в трудах Блаватской 39 предсказаний научных открытий, которые были сделаны учеными в XX веке, после смерти Блаватской. Впрочем, эта цифра вполне может быть большей, ведь тексты теософских трудов Блаватской (главный из них -- «Тайная доктрина») не отличаются конкретностью. Поэтому каждый видит в них то, что ему хочется. После смерти Блаватской в Великобритании в 1891 году ее тело кремировали и разделили пепел на три части. Одна осталась в Англии, вторую перевезли в США, третью -- в Индию.

-- Основная часть вещей, принадлежавших Блаватской, находится за рубежом, -- говорит Владислава Осьмак. -- В Украине сохранились лишь несколько книг из библиотеки ее семьи и письменные принадлежности. Однако сотрудники Днепропетровского исторического музея, которые займутся созданием музейного центра Блаватской, надеются, что наполнить его экспонатами все же удастся -- ряд теософских обществ уже предложили помощь. Кроме вещей Блаватской, в музее планируется разместить предметы, так или иначе связанные с другими известными членами ее семьи.