В Верховной Раде открылась выставка эротических снимков
Мы можем сколь угодно убеждать себя, что являемся людьми воспитанными, интеллигентными, но давайте признаемся -- заглянуть в замочную скважину и посмотреть, чем занимается у себя дома сосед, иногда мечтаем. Что уж говорить о навязчивом желании узнать, как живут за бронированной дверью люди известные -- будь то политики или артисты. Изредка они это нам позволяют, уговаривая себя тем, что откровенный разговор с журналистом является обратной стороной известности. Но разве откровений бывает много?
Мнение о наших парламентариях наверняка изменили бы многие, понаблюдав за их реакцией во время осмотра выставки эротических фотографий. «Где ж такое можно увидеть?» -- спросите вы. Увы, не в художественных салонах и картинных галереях, где как правило экспонируются различного рода произведения искусства. Если там и удастся в выходные кого-то заприметить, то лишь одиноких ценителей прекрасного, отдыхающих душой после тяжелых политических будней. Правда, кое-кого можно встретить и в респектабельных ночных клубах, где помимо ярких шоу иногда демонстрируют и высококлассную эротику. Но туда попадет не всякий представитель электората.
Массовое посещение парламентариями выставки под многообещающим названием «Моя любовь -- женщина» по традиции было спрятано от электората за семью замками, то есть за пятью -- именно столько дверей ведут в святая святых украинской политики -- Верховную Раду. Приобщались к прекрасному, то есть к созерцанию фотографий женщин (позировавших мастеру в том числе и обнаженными) народные депутаты в кулуарах ложи прессы на третьем этаже парламента. Происходило это накануне праздника -- как никак 8 Марта на носу. Видимо, приближение столь любимого в народе праздника и объясняет появление в стенах Верховной Рады весьма своеобразной экспозиции.
Так вот. От народа скрыли не только фотографии красивых женщин, но и реакцию народных избранников на увиденное. Постараемся восполнить этот пробел. Начать, увы, придется отнюдь не с приятного. Столпотворения у стендов, на которых и демонстрировалась любовь, то есть женщины, не наблюдалось. Не все парламентарии решились подняться на третий этаж, где они бывают крайне редко, да и разве что с целью встретиться с журналистами, провести пресс-конференцию. Без этих надобностей их туда не затащишь. Но ради выставки фотографий Вячеслава Костюкова в день ее открытия многие законодатели сделали исключение. Причем приходили посмотреть, как правило, поодиночке. Вероятно, групповой осмотр их несколько стеснял.
Почтил своим присутствием экспозицию «Моя любовь -- женщина» и Председатель Верховной Рады Владимир Литвин. Правда, потом признался журналистам что, осматривая выставку, к сожалению, «не смог отвлечься от мыслей о том, как дальше будут развиваться процессы в Верховной Раде». При этом, естественно, Владимир Михайлович имел в виду не что иное, как законотворческие процессы. Например, процесс утверждения законопроектов по внесению изменений в Конституцию, или же перспективы принятия пропорционального избирательного закона с трехпроцентным барьером для политических партий. А вот сказать наверняка, что такие же мысли мучили во время осмотра экспозиции и народного депутата Леонида Кравчука, нельзя. Леонид Макарович очень долго о чем-то размышлял, стоя у фотографии женщины в березовой роще. Вряд ли его в этот момент терзали сомнения о достижении компромисса по вопросу выдвижения парламентским большинством единого кандидата на президентские выборы. Был поглощен увиденным и народный депутат Иван Заец. Правда, у стендов он долго не задержался. Отдав дань прекрасному и мастерству фотохудожника, парламентарий торопливо спустился на второй этаж, где его коллеги бурно обсуждали текущие проблемы. Иван Заец присоединился к привычной для народного депутата с опытом работы в парламенте нескольких созывов дискуссии.
При этом эротика, на несколько дней пробравшаяся в Верховную Раду в виде фотовыставки, не спровоцировала у народных депутатов агрессии, не говоря уже о более подобающих ситуации эмоциях. Как и все остальные нормальные люди, они сделали свой выбор. Кто хотел -- тот смотрел, не считающие фотографии полуобнаженных женщин искусством на третий этаж вообще не поднимались. Удивительно, но никто из них почему-то не призывал немедленно свернуть выставку, поскольку она нарушает нормы закона об общественной морали, или же срочно перерегистрировать Верховную Раду в специализированное заведение, например ночной клуб, где такие снимки более уместны. Подобные предложения то и дело получают газеты, публикующие фото сродни тем, которыми в эти дни любуются народные депутаты, практически не покидая своих рабочих мест. «ФАКТЫ», например, на эту тему в последнее время часто общаются с народным депутатом Николаем Томенко. Парламентарий рекомендует газете получить статус эротического издания, чтобы, не нарушая общественной морали, и далее публиковать на последней полосе фото красивых женщин. Но, посетив выставку в Верховной Раде, мы опять засомневались: коль эротические снимки столь популярны среди законодателей, стоит ли прислушиваться к их пожеланиям? Николай Томенко их не развеял:
-- Я признаю, что «ФАКТЫ» умело и удачно объединяли элемент эротического издания и общественно-политического. Но сейчас ситуация такова, что необходимо выбрать -- или эротическое, или общественно-политическое издание. Подумайте о том, как поместить фото на предпоследнюю полосу, ведь газета распространяется открыто и к ней имеют доступ несовершеннолетние. Я абсолютно уверен, что читателей от этого газета не потеряет. Лично я знаю многих народных депутатов, которые начинают читать «ФАКТЫ» не с первой полосы, а с последней. Я говорил с этими депутатами и уверен, что если фотография с последней полосы перейдет на предпоследнюю, они не перестанут читать «ФАКТЫ». Что же касается выставки в Верховной Раде Парламент -- это не музей и не место для эротических фотографий. Но я не буду поднимать этот вопрос.
-- А вам выставка понравилась?
-- В книге отзывов я написал: «Выставку увидел, но искусства не нашел».
Вопрос о художественной ценности того или иного произведения искусства практически всегда является спорным. Но давно замечено: когда музы говорят, пушки молчат. И пусть уж лучше народные депутаты во время парламентских заседаний рассматривают в газетах снимки красивых женщин, чем мутузят и поливают друг друга водой перед телекамерами. Во всяком случае, краснеть от смущения, а не от стыда за непристойное поведение благороднее.