Події

Игорь кио: «в законном браке с галиной брежневой я состоял ровно девять дней»

0:00 — 12 березня 2004 eye 826

Исполнилось 60 лет со дня рождения знаменитого мага

Династия иллюзионистов Кио почти 80 лет остается легендой циркового искусства. А начиналась она с Эмиля Теодоровича Кио, которому в нынешнем году исполнилось бы 110 лет. (Он скончался в 1965-м, после одного из представлений в Киевском цирке). Его сын Игорь, впервые появившийся на арене еще пятилетним мальчишкой вместе с лилипутами в отцовских программах, блестяще продолжил семейное дело.

Сегодня имя Игоря Кио известно во всем мире. Он -- единственный иллюзионист, удостоенный международной премии «Оскар», которая ежегодно вручается Королевским цирком Брюсселя, народный артист России, почетный академик Национальной Академии циркового искусства РФ, член ассоциации «Братство волшебников» (США).

«Когда на манеж выходит красивая полуобнаженная девушка, мне легче «обманывать» зрителей»

-- Игорь Эмильевич, красивые девушки -- обязательная составляющая вашего шоу?

-- Они украшают любую программу, особенно иллюзионную. Открою профессиональный секрет. Мне с ними легче «обманывать» зрителей, потому что, когда на манеж выходит красивая полуобнаженная девушка, женщины в зале не знают, куда смотреть, за чем наблюдать -- за ней, за своим мужем или за тем, что делаю я. А мужчины, как правило, сосредотачивают внимание на привлекательной фигуре…

-- А сами часто заглядываетесь на красивых женщин?

-- Какой же нормальный мужчина не обращает на них внимания! Светлов говорил: девушка, как и водка, бывает только хорошей и… очень хорошей. Не могу с ним не согласиться. Люблю необычных женщин. Мне нравится женщина как личность, как индивидуальность. Естественно, каждого мужчину привлекает в женщине и внешность. Но если она не подкрепляется мягкостью, женственностью, сексуальностью, культурой, то для меня она не имеет значения. Бывает, что даже очень красивая женщина уже на двадцать шестой секунде разговора перестает тебя интересовать.

-- Как отбираете прелестниц для своих номеров?

-- Объявляем конкурс. Необходимые условия: возраст, рост, внешность, пластичность и хореографическая подготовка. Ведь в шоу они еще и танцуют… Как-то был курьезный случай. По нашему объявлению пришла очень полная, не умеющая танцевать девушка. Подзываю ее: «Вы нашу рекламу читали?» Она кивает. «У вас есть хореографическая подготовка?» -- спрашиваю. Вновь утвердительный ответ. «Какая?» -- продолжаю недоуменно. «Я восемь лет в хоре пела», -- невозмутимо ответила толстушка (смеется. -- Авт. )

-- Но однажды вы «сожгли» даже Аллу Пугачеву, хотя она, скажем прямо, не из изящных…

-- При необходимости могу проделать подобный трюк с кем угодно. В свои телевизионные выступления всегда включаю номера с участием интересных людей. У меня есть пара ящиков, которые называю «мемориальными». Кто в них только не побывал!.. Недавно в программе «Блеф-клуб» «распилил» замечательную артистку Елену Яковлеву.

-- Говорят, мол, Кио своих ассистенток сначала «пилит», а потом на них женится.

-- Моя последняя, третья, супруга Виктория -- исключение. Ее я только сжигаю до пепла… Но это -- неопасно, пока я ее люблю. Мы вместе уже более 20 лет. В свое время она, музыкант по образованию, пришла ко мне с сестрой-близняшкой попробовать себя в иллюзионном жанре. Не имея специального образования, Виктория нашла себя в амплуа художника по костюмам. По ее эскизам одеты ассистентки и солистки шоу, балет. Нам пришлось пройти много испытаний, прежде чем мы поженились. Дело в том, что вскоре после нашего знакомства Вика вышла замуж. Потом были разводы: ее -- с первым мужем и мой -- со второй женой. А до него -- авария, когда мы с Викой врезались в столб прямо у фасада 24-й московской городской больницы… После случившегося мы уже знали, что ее переломы и мои ссадины и шишки общие.

-- Тайну знаменитого «распиливания» женщины раскроете?

-- Всего сказать не могу, но один секрет -- пожалуй… Есть много вариантов этого трюка. В классическом участвуют две ассистентки: одна «складывается» в верхней половине ящика, а другая лежит в столе, демонстрируя «отпиленные» ноги из второй половины иллюзионного аппарата. Правда, в моем современном варианте никакого стола нет…

«Вот уже четырнадцать лет, как я стал свободным художником»

-- Моей первой женой была дочь Генерального секретаря ЦК КПСС Галина Брежнева, -- вспоминает Игорь Эмильевич. -- Наши отношения начались в 1961 году, на гастролях в Японии… Спустя год она приехала ко мне в Днепропетровск, где я тогда работал… Мы встречались на квартире одного из ее родственников (это ведь был родной город Брежневых), куда как-то позвонил Леонид Ильич. Он потребовал прекратить эту связь, но Галина бросила трубку… А через некоторое время мы, к ужасу наших близких, решили расписаться.

-- Как отнеслись к этому ваши родители?

-- Они очень боялись, так как, в отличие от меня, прекрасно понимали, чем это может закончиться. Галине тогда было 32 года, а мне -- лишь 18. Даже на нашу скромную свадьбу в московском ресторане «Прага» родители не пришли. Через три дня мы должны были ехать в Сочи, где начинались мои гастроли. Девять дней мы прожили в законном браке, а на десятый в Сочи пришла телеграмма на правительственном бланке. В ней говорилось, что в связи с поступившими данными о незаконном расторжении предыдущего брака наш брак аннулируется. В гостиницу приехали начальник УВД Сочи и начальник паспортного стола, которые вежливо попросили у нас паспорта. Мы их отдали и с этой минуты не имели больше права жить вместе в номере. Галину вынудили уехать домой, а меня оставили в покое.

Через две недели я получил ценную бандероль -- свой паспорт. На первой его странице стоял штамп «Паспорт подлежит обмену», а страница, где стояла отметка о регистрации брака, была вырвана.

-- Но ведь на этом ваши отношения с Галиной не закончились?

-- Больше трех лет я каждый выходной прилетал к ней в Москву. Но все закончилось, когда Галина, навестив меня в Одессе, не вернулась вовремя домой. Позвонила ее мама… Галина улетела, а меня прессинговали сотрудники одесского управления КГБ… Закрывая эту тему, могу сказать, что, хоть нас и развели через девять дней, мы около четырех лет были вместе -- это была и первая любовь, и тот этап жизни, о котором я сегодня с нежностью вспоминаю.

-- Сейчас с удовольствием выступаю в одесском цирке, -- продолжает собеседник. -- В нем последний раз работал 42 года назад, еще с отцом. При советской власти считалось, что здешний цирк маленький, а так как я обеспечивал финансовый план «Союзгосцирку», меня отправляли зарабатывать деньги на «стройки коммунизма» в залы на две тысячи и более мест. Давал как минимум 40 представлений в месяц, в год -- в течение тридцати лет (!) -- 500--600… Уже пятнадцать лет, как я стал свободным художником, ушел из «Союзгосцирка». У меня своя компания -- «Шоу-иллюзион Игоря Кио», которая занимается не только организацией собственных гастролей, но и выступлений других коллективов.

«Чудес не бывает. Хотя встречаются люди, наделенные уникальными способностями»

-- Вы так много лет «обманываете» людей на сцене. А в жизни приходилось кого-то мистифицировать?

-- Эта история началась с моего отца, в Тбилиси. Он ехал в такси, водитель его узнал и попросил показать фокус. Отец долго отказывался, а потом сказал: «Сейчас подъедем к цирку, я вам дам рубль, а вы мне -- сдачу девяносто девять рублей, как со ста». Возле цирка папа протянул таксисту рубль, тот отсчитал ему девяносто девять рублей и сразу же уехал… Потом отец долго разыскивал таксиста, чтобы вернуть ему деньги. По существу, водитель поддался самогипнозу.

Эта история имела продолжение. Спустя, наверное, лет тридцать я сажусь в такси в Тбилиси, и водитель меня спрашивает, мол, правда ли, что с Кио-старшим был такой случай? Я ему: «Правда». Он: «А вы не могли бы сделать то же самое?» «Хорошо, -- отвечаю. -- Сейчас подъедем к цирку, я вам дам десять рублей, а вы мне сдачу со ста». Он замолчал, а возле цирка лихорадочно отсчитал купюры, как со ста. Я вышел из машины и, как отец, хотел вернуть деньги через окошко, но он умчался… Потом по городу поползли слухи, мол, Кио грабит таксистов.

-- Сами-то верите в чудеса?

-- Нет. Чудес не бывает. Хотя, безусловно, встречаются люди, наделенные уникальными способностями. Помню, была такая Роза Кулешова, о ней в свое время много писали. Я клал газету на стул, она садилась и одним местом, извините, читала мне передовицу.

-- В вашей жизни случались курьезы?

-- До сих пор приходится встречаться с людьми, которые верят, что, если артист делает удивительные вещи на манеже, то он и в жизни может сделать что-то такое… Дом, в котором я прожил многие годы, принадлежал Союзу архитекторов. Когда его заселяли, в Институте архитектуры была жеребьевка, выбирали, кому какой этаж достанется. Я был «чужим» -- шел по брони Моссовета, и когда подошла моя очередь тянуть жребий, все с любопытством за этим наблюдали. Я решил пошутить, повернулся к жене и спрашиваю: «Какой ты хочешь этаж?» Она ответила: «Двенадцатый». И я достал абсолютно случайно именно двенадцатый этаж. Она подыграла мне, спокойно взяла этот «билет» и сказала: «Спасибо». Это было под Новый год. Когда мы выходили, я услышал разговор двух людей (потом оказалось, что это мои соседи, которым выпал последний этаж). Жена говорила мужу: «Своими фокусами весь Новый год нам испортил». Люди всерьез поверили, что я применил какую-то магию.

-- Что для вас домашний очаг?

-- Раньше большую часть жизни проводил в гостиницах. Однако в последнее время много времени бываю дома, так что уюту придаю огромное значение… Недавно въехал в новую квартиру, которую мне практически подарил мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, за что я ему очень благодарен.

«Кио -- это не от «кино»

-- Может, откроете секрет происхождения фамилии Кио?

-- В свое время журналисты придумали версию, мол, Кио -- слово «кино» с перегоревшей буквой «н». Но это неправда… В 20-е годы минувшего столетия мой отец несколько лет работал в Варшаве, где жил рядом с синагогой. Каждую неделю в определенный день он слышал доносившуюся оттуда молитву на иврите. И ему запали в голову слова, типа, «кио, кио, кио». Отец не знал иврита, не знал, что это означает (да и я до сих пор не знаю), но звучание понравилось… Тогда все артисты придумывали себе псевдонимы, и папа решил взять себе «Кио».

-- Чем-то еще, кроме работы, увлекались?

-- Безумно любил футбол. Два года занимался в футбольной школе молодежи у легендарного Константина Ивановича Бескова. Был центральным нападающим и один забивал в два раза больше голов, чем вся остальная команда. Со своим бывшим тренером дружу до сих пор…

-- Любите в свободное время посидеть с друзьями, как говорится, «за рюмкой чая», или предпочитаете одиночество?

-- Не могу сказать, что предпочитаю одиночество, но в последние годы круг общения как-то стал уже, и я все реже куда-то выбираюсь. Может быть, потому, что не пью.

-- Вообще?

-- Нет, всю жизнь я пил, и очень хорошо, а сейчас не пью совсем.

-- И давно?

-- Четырнадцатый год…

-- Какую кухню предпочитаете?

-- В последнее время полюбил японскую кухню.

-- Судя по всему, пристрастились к ней в Японии?

-- Шесть месяцев был там на гастролях. Отель, в котором мы выступали, находился высоко в горах, до ближайшего населенного пункта -- 60 километров. Концерты -- только по вечерам, а днем -- масса свободного времени. На улице -- снег трехметровой высоты, который никто не убирал. В общем, чувствовал себя, как в противотуберкулезном санатории. Делать было нечего, и начал наговаривать на кассеты воспоминания о своей жизни, друзьях, учителях, любимом жанре, встречах… Получилось 25 кассет. Так родилась моя книга «Игорь Кио: иллюзии без иллюзий».

-- Известно, что от брака с Иолантой Ольховиковой у вас дочь Виктория, которая работает в цирке. Как вы думаете, ваши внуки продолжат семейную традицию?

-- Старший, Игорь, учится на первом курсе ГИТИСа, на актерском факультете. Если я увижу, что у него есть творческие способности, пойму, что он годится для этого дела, тогда может быть… У меня никогда не было учеников, но я не считаю, что мой внук обязательно должен стать иллюзионистом.

-- Наверное, будет обидно, если династия Кио прервется?

-- Все когда-нибудь прерывается.