Исполнилось 60 лет со дня рождения знаменитого мага
Династия иллюзионистов Кио почти 80 лет остается легендой циркового искусства. А начиналась она с Эмиля Теодоровича Кио, которому в нынешнем году исполнилось бы 110 лет. (Он скончался в 1965-м, после одного из представлений в Киевском цирке). Его сын Игорь, впервые появившийся на арене еще пятилетним мальчишкой вместе с лилипутами в отцовских программах, блестяще продолжил семейное дело.
Сегодня имя Игоря Кио известно во всем мире. Он -- единственный иллюзионист, удостоенный международной премии «Оскар», которая ежегодно вручается Королевским цирком Брюсселя, народный артист России, почетный академик Национальной Академии циркового искусства РФ, член ассоциации «Братство волшебников» (США).
-- Игорь Эмильевич, красивые девушки -- обязательная составляющая вашего шоу?
-- Они украшают любую программу, особенно иллюзионную. Открою профессиональный секрет. Мне с ними легче «обманывать» зрителей, потому что, когда на манеж выходит красивая полуобнаженная девушка, женщины в зале не знают, куда смотреть, за чем наблюдать -- за ней, за своим мужем или за тем, что делаю я. А мужчины, как правило, сосредотачивают внимание на привлекательной фигуре
-- А сами часто заглядываетесь на красивых женщин?
-- Какой же нормальный мужчина не обращает на них внимания! Светлов говорил: девушка, как и водка, бывает только хорошей и очень хорошей. Не могу с ним не согласиться. Люблю необычных женщин. Мне нравится женщина как личность, как индивидуальность. Естественно, каждого мужчину привлекает в женщине и внешность. Но если она не подкрепляется мягкостью, женственностью, сексуальностью, культурой, то для меня она не имеет значения. Бывает, что даже очень красивая женщина уже на двадцать шестой секунде разговора перестает тебя интересовать.
-- Как отбираете прелестниц для своих номеров?
-- Объявляем конкурс. Необходимые условия: возраст, рост, внешность, пластичность и хореографическая подготовка. Ведь в шоу они еще и танцуют Как-то был курьезный случай. По нашему объявлению пришла очень полная, не умеющая танцевать девушка. Подзываю ее: «Вы нашу рекламу читали?» Она кивает. «У вас есть хореографическая подготовка?» -- спрашиваю. Вновь утвердительный ответ. «Какая?» -- продолжаю недоуменно. «Я восемь лет в хоре пела», -- невозмутимо ответила толстушка (смеется. -- Авт. )
-- Но однажды вы «сожгли» даже Аллу Пугачеву, хотя она, скажем прямо, не из изящных
-- При необходимости могу проделать подобный трюк с кем угодно. В свои телевизионные выступления всегда включаю номера с участием интересных людей. У меня есть пара ящиков, которые называю «мемориальными». Кто в них только не побывал!.. Недавно в программе «Блеф-клуб» «распилил» замечательную артистку Елену Яковлеву.
-- Говорят, мол, Кио своих ассистенток сначала «пилит», а потом на них женится.
-- Моя последняя, третья, супруга Виктория -- исключение. Ее я только сжигаю до пепла Но это -- неопасно, пока я ее люблю. Мы вместе уже более 20 лет. В свое время она, музыкант по образованию, пришла ко мне с сестрой-близняшкой попробовать себя в иллюзионном жанре. Не имея специального образования, Виктория нашла себя в амплуа художника по костюмам. По ее эскизам одеты ассистентки и солистки шоу, балет. Нам пришлось пройти много испытаний, прежде чем мы поженились. Дело в том, что вскоре после нашего знакомства Вика вышла замуж. Потом были разводы: ее -- с первым мужем и мой -- со второй женой. А до него -- авария, когда мы с Викой врезались в столб прямо у фасада 24-й московской городской больницы После случившегося мы уже знали, что ее переломы и мои ссадины и шишки общие.
-- Тайну знаменитого «распиливания» женщины раскроете?
-- Всего сказать не могу, но один секрет -- пожалуй Есть много вариантов этого трюка. В классическом участвуют две ассистентки: одна «складывается» в верхней половине ящика, а другая лежит в столе, демонстрируя «отпиленные» ноги из второй половины иллюзионного аппарата. Правда, в моем современном варианте никакого стола нет
-- Моей первой женой была дочь Генерального секретаря ЦК КПСС Галина Брежнева, -- вспоминает Игорь Эмильевич. -- Наши отношения начались в 1961 году, на гастролях в Японии Спустя год она приехала ко мне в Днепропетровск, где я тогда работал Мы встречались на квартире одного из ее родственников (это ведь был родной город Брежневых), куда как-то позвонил Леонид Ильич. Он потребовал прекратить эту связь, но Галина бросила трубку А через некоторое время мы, к ужасу наших близких, решили расписаться.
-- Как отнеслись к этому ваши родители?
-- Они очень боялись, так как, в отличие от меня, прекрасно понимали, чем это может закончиться. Галине тогда было 32 года, а мне -- лишь 18. Даже на нашу скромную свадьбу в московском ресторане «Прага» родители не пришли. Через три дня мы должны были ехать в Сочи, где начинались мои гастроли. Девять дней мы прожили в законном браке, а на десятый в Сочи пришла телеграмма на правительственном бланке. В ней говорилось, что в связи с поступившими данными о незаконном расторжении предыдущего брака наш брак аннулируется. В гостиницу приехали начальник УВД Сочи и начальник паспортного стола, которые вежливо попросили у нас паспорта. Мы их отдали и с этой минуты не имели больше права жить вместе в номере. Галину вынудили уехать домой, а меня оставили в покое.
Через две недели я получил ценную бандероль -- свой паспорт. На первой его странице стоял штамп «Паспорт подлежит обмену», а страница, где стояла отметка о регистрации брака, была вырвана.
-- Но ведь на этом ваши отношения с Галиной не закончились?
-- Больше трех лет я каждый выходной прилетал к ней в Москву. Но все закончилось, когда Галина, навестив меня в Одессе, не вернулась вовремя домой. Позвонила ее мама Галина улетела, а меня прессинговали сотрудники одесского управления КГБ Закрывая эту тему, могу сказать, что, хоть нас и развели через девять дней, мы около четырех лет были вместе -- это была и первая любовь, и тот этап жизни, о котором я сегодня с нежностью вспоминаю.
-- Сейчас с удовольствием выступаю в одесском цирке, -- продолжает собеседник. -- В нем последний раз работал 42 года назад, еще с отцом. При советской власти считалось, что здешний цирк маленький, а так как я обеспечивал финансовый план «Союзгосцирку», меня отправляли зарабатывать деньги на «стройки коммунизма» в залы на две тысячи и более мест. Давал как минимум 40 представлений в месяц, в год -- в течение тридцати лет (!) -- 500--600 Уже пятнадцать лет, как я стал свободным художником, ушел из «Союзгосцирка». У меня своя компания -- «Шоу-иллюзион Игоря Кио», которая занимается не только организацией собственных гастролей, но и выступлений других коллективов.
-- Вы так много лет «обманываете» людей на сцене. А в жизни приходилось кого-то мистифицировать?
-- Эта история началась с моего отца, в Тбилиси. Он ехал в такси, водитель его узнал и попросил показать фокус. Отец долго отказывался, а потом сказал: «Сейчас подъедем к цирку, я вам дам рубль, а вы мне -- сдачу девяносто девять рублей, как со ста». Возле цирка папа протянул таксисту рубль, тот отсчитал ему девяносто девять рублей и сразу же уехал Потом отец долго разыскивал таксиста, чтобы вернуть ему деньги. По существу, водитель поддался самогипнозу.
Эта история имела продолжение. Спустя, наверное, лет тридцать я сажусь в такси в Тбилиси, и водитель меня спрашивает, мол, правда ли, что с Кио-старшим был такой случай? Я ему: «Правда». Он: «А вы не могли бы сделать то же самое?» «Хорошо, -- отвечаю. -- Сейчас подъедем к цирку, я вам дам десять рублей, а вы мне сдачу со ста». Он замолчал, а возле цирка лихорадочно отсчитал купюры, как со ста. Я вышел из машины и, как отец, хотел вернуть деньги через окошко, но он умчался Потом по городу поползли слухи, мол, Кио грабит таксистов.
-- Сами-то верите в чудеса?
-- Нет. Чудес не бывает. Хотя, безусловно, встречаются люди, наделенные уникальными способностями. Помню, была такая Роза Кулешова, о ней в свое время много писали. Я клал газету на стул, она садилась и одним местом, извините, читала мне передовицу.
-- В вашей жизни случались курьезы?
-- До сих пор приходится встречаться с людьми, которые верят, что, если артист делает удивительные вещи на манеже, то он и в жизни может сделать что-то такое Дом, в котором я прожил многие годы, принадлежал Союзу архитекторов. Когда его заселяли, в Институте архитектуры была жеребьевка, выбирали, кому какой этаж достанется. Я был «чужим» -- шел по брони Моссовета, и когда подошла моя очередь тянуть жребий, все с любопытством за этим наблюдали. Я решил пошутить, повернулся к жене и спрашиваю: «Какой ты хочешь этаж?» Она ответила: «Двенадцатый». И я достал абсолютно случайно именно двенадцатый этаж. Она подыграла мне, спокойно взяла этот «билет» и сказала: «Спасибо». Это было под Новый год. Когда мы выходили, я услышал разговор двух людей (потом оказалось, что это мои соседи, которым выпал последний этаж). Жена говорила мужу: «Своими фокусами весь Новый год нам испортил». Люди всерьез поверили, что я применил какую-то магию.
-- Что для вас домашний очаг?
-- Раньше большую часть жизни проводил в гостиницах. Однако в последнее время много времени бываю дома, так что уюту придаю огромное значение Недавно въехал в новую квартиру, которую мне практически подарил мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, за что я ему очень благодарен.
-- Может, откроете секрет происхождения фамилии Кио?
-- В свое время журналисты придумали версию, мол, Кио -- слово «кино» с перегоревшей буквой «н». Но это неправда В 20-е годы минувшего столетия мой отец несколько лет работал в Варшаве, где жил рядом с синагогой. Каждую неделю в определенный день он слышал доносившуюся оттуда молитву на иврите. И ему запали в голову слова, типа, «кио, кио, кио». Отец не знал иврита, не знал, что это означает (да и я до сих пор не знаю), но звучание понравилось Тогда все артисты придумывали себе псевдонимы, и папа решил взять себе «Кио».
-- Чем-то еще, кроме работы, увлекались?
-- Безумно любил футбол. Два года занимался в футбольной школе молодежи у легендарного Константина Ивановича Бескова. Был центральным нападающим и один забивал в два раза больше голов, чем вся остальная команда. Со своим бывшим тренером дружу до сих пор
-- Любите в свободное время посидеть с друзьями, как говорится, «за рюмкой чая», или предпочитаете одиночество?
-- Не могу сказать, что предпочитаю одиночество, но в последние годы круг общения как-то стал уже, и я все реже куда-то выбираюсь. Может быть, потому, что не пью.
-- Вообще?
-- Нет, всю жизнь я пил, и очень хорошо, а сейчас не пью совсем.
-- И давно?
-- Четырнадцатый год
-- Какую кухню предпочитаете?
-- В последнее время полюбил японскую кухню.
-- Судя по всему, пристрастились к ней в Японии?
-- Шесть месяцев был там на гастролях. Отель, в котором мы выступали, находился высоко в горах, до ближайшего населенного пункта -- 60 километров. Концерты -- только по вечерам, а днем -- масса свободного времени. На улице -- снег трехметровой высоты, который никто не убирал. В общем, чувствовал себя, как в противотуберкулезном санатории. Делать было нечего, и начал наговаривать на кассеты воспоминания о своей жизни, друзьях, учителях, любимом жанре, встречах Получилось 25 кассет. Так родилась моя книга «Игорь Кио: иллюзии без иллюзий».
-- Известно, что от брака с Иолантой Ольховиковой у вас дочь Виктория, которая работает в цирке. Как вы думаете, ваши внуки продолжат семейную традицию?
-- Старший, Игорь, учится на первом курсе ГИТИСа, на актерском факультете. Если я увижу, что у него есть творческие способности, пойму, что он годится для этого дела, тогда может быть У меня никогда не было учеников, но я не считаю, что мой внук обязательно должен стать иллюзионистом.
-- Наверное, будет обидно, если династия Кио прервется?
-- Все когда-нибудь прерывается.