Пораженную остеомиелитом кость можно удалить и вместо нее вырастить новую

0:00 — 12 березня 2004 eye 15455

Специалистам столичного Института ортопедии АМН Украины удается лечить тяжелые осложнения после переломов конечностей, не прибегая к ампутации

«Поскользнулся, упал, очнулся -- гипс… » Но это, к сожалению, не всегда конец цепочки несчастий. Фразу из известной кинокомедии «Бриллиантовая рука» можно продолжить. Даже после того, как гипс снят, выздоровление наступает не у всех. Одно из грозных осложнений, которое часто возникает при переломах, особенно открытых -- остеомиелит -- гнойный процесс в костной ткани. Фактически кость начинает разрушаться.

-- Как возникает остеомиелит и почему он трудно поддается лечению? -- спрашиваю руководителя клиники костно-гнойной хирургии Института травматологии и ортопедии АМН Украины доктора медицинских наук профессора Николая Грицая.

-- Предположим, сломал человек ногу. Это значит, что кровообращение в кости нарушается. Если перелом был открытым, то инфекция могла попасть в рану и вызвать воспаление. Но остеомиелит может развиться и при закрытом переломе. Причиной становится хронический очаг инфекции -- пораженный кариесом зуб или воспаленный желчный пузырь. По кровеносным сосудам инфекция добирается до места перелома и там задерживается. Ведь кость хрупкая, каменистая, и даже сильные антибиотики не могут в этой зоне подействовать на инфекцию. Вот почему зараженный участок приходится удалять. Тянуть с операцией нельзя, так как остеомиелит поражает весь организм: продукты распада, образующиеся в костной ткани, попадают в кровь, и страдают все органы -- печень, почки, сердце.

-- Без операции обойтись никак нельзя?

-- К сожалению, практически нет. Наша задача -- сохранить пациенту ноги и руки. Когда я был на стажировке в одной из клиник Германии, поразился: многим пациентам с остеомиелитом предлагают… ампутацию конечностей, потому что не могут вылечить это заболевание. Там считают, что легче сделать качественное протезирование, чем серию сложных реконструктивных операций. Мы же к ампутации прибегаем очень редко, понимая, как трудно будет жить инвалиду. Вот и приходится хирургам разрабатывать новые методы лечения остеомиелита. Обычно, удалив поврежденную кость, либо пересаживаем недостающий участок с другого места, либо выращиваем кость, применяя аппарат Илизарова, точнее, одну из его модификаций.

-- И сколько же сантиметров кости можно вырастить таким образом?

-- В один этап, в течение месяца -- до десяти сантиметров, а если необходимо дорастить больше, тогда проводим это в два этапа. Самый большой участок кости, который нам удалось восполнить, -- 23 сантиметра. Делается это так: убрав «неживой» участок, выше него разрезаем здоровую кость и начинаем растить ее в этом месте с помощью аппарата Илизарова, пока она не состыкуется со вторым концом кости. Там, где мы сделали искусственный перелом, образуется сначала хрящевая ткань, ее растягивают, и она постепенно затвердевает. В сутки вырастает около одного миллиметра. Пациент сам подкручивает аппарат каждые шесть часов на четверть миллиметра.

Бывают ситуации, когда лучше сделать пересадку кости. Тогда пораженный остеомиелитом участок, например, большой берцовой кости, убираем и на его место трансплантируем фрагмент малой берцовой. Иногда, если заменить надо небольшой фрагмент, пересаживаем хрящевую ткань, которая в дальнейшем затвердевает, превращаясь в кость.

-- Для лечения детей применяют такие же методы?

-- Не только. Если надо заменить небольшой участок, используем искусственные имплантаты -- гранулы, которые по структуре схожи с костной тканью. Этот материал создан специалистами столичного Института материаловедения и называется биологическим гидроксиапатитом. Состоит из минеральной части костей телят и специальных добавок. Такими гранулами можно заполнить полость любой формы, с годами этот материал прорастает кровеносными сосудами и превращается в кость. Мы почти четыре года используем этот метод, и он зарекомендовал себя очень хорошо.

-- Всегда ли удается вылечить остеомиелит?

-- Если больной поступил к нам не позже, чем через полгода после перелома, излечение чаще всего стопроцентное. Но спустя несколько лет болезнь переходит в хроническую форму, и хороший результат, к сожалению, гарантировать невозможно. Но мы все равно стараемся сделать все, что в наших силах.