Події

Народный артист украины евгений паперный: «меня захватили в универмаге в состоянии послеюбилейной эйфории -- и не успел я опомниться, как выложил за ненужный мне пылесос две тысячи долларов»

0:00 — 16 березня 2004 eye 289

Избежать бесполезной покупки можно, если знаешь, на какой крючок тебя пытаются поймать

День, когда американский президент Джон Кеннеди отстоял перед Конгрессом право потребителей на качество и безопасность товаров (было это 15 марта 1961 года), был объявлен Всемирным днем защиты прав потребителей. На страже их интересов встали законы, но это лишь разогрело фантазию организаторов торговли. Изобретены технологии продаж, при помощи которых нас, посетителей магазинов, нередко провоцируют на ненужные покупки, не нарушая при этом законов. Родилась целая наука с замысловатым названием мерчандайзинг, которая помогает продавцам ловить посетителей магазинов на крючок, словно рыбку, и заставлять их приобретать лишнее. Как именно? Об этом поделились с «ФАКТАМИ» украинские знаменитости.

«Наши ботинки хороши, если других не видел»

Народный артист Украины Евгений Паперный:

-- Меня захватили в универмаге в послеюбилейной эйфории. Взяли координаты, пообещали приехать домой с пылесосом-новинкой, все рассказать-показать. Привезли, показали, убедили: вещь полезная, делает все -- моет, выжимает, выбивает, очищает… «Обработанный», я решил сделать подарок жене и выложил две тысячи долларов.

С тех пор прошло три года, но этим пылесосом мы ни разу не воспользовались! Когда наступают выходные, жена убирает старым. Потому как, чтобы пользоваться новым, нужно брать… отпуск за свой счет или нанимать специально обученный персонал. Каждый раз, когда, выходя на балкон, я вижу коробку с «чудо-пылесосом», понимаю, что стал жертвой шопинг-сервиса.

Композитор Владимир Быстряков:

-- Одна из «завлекалочек» для покупателей состоит в том, что товары отечественных производителей нам представляют как импортные или как результат совместного производства: Украина -- Италия, Россия -- Франция… Об этом знаю от знакомых предпринимателей. Кажется, зачем? Объясняется все просто. Десятилетия мы жили с мыслью, что импортный товар качественней нашего, и искоренить это из сознания не так легко. Помните, Жванецкий по этому поводу говорил: «Наши ботинки хороши, если других не видел»? Однако нынешний мерчандайзинг -- детский лепет по сравнению с тем, что ждет нас в будущем. Новейшие технологии позволяют влиять на подсознание уже не одного человека -- целых регионов! И речь уже пойдет не о праве на выбор, а о здоровье человечества!

Телеведущий Илья Ноябрев:

-- В навязывании товаров нет ничего нового. Хорошо помню, как во времена Советского Союза дефицитный товар продавали с «нагрузкой». В качестве «нагрузки» шел так называемый неликвид. К примеру, к бутылке коньяка прилагалось несколько бутылок какого-то «шмурдяка», к хрустальной салатнице -- жестяное ведро, резиновый мячик и еще полмагазина, к ветчине -- сельдь атлантическая залежавшаяся. Хотя все это было противозаконно! Порой доходило до абсурда. В одном из небольших городишек в нагрузку к хорошей книге я получил… еще лучшую. Покупая детектив, я глазам не поверил, когда мне всучили книгу о Дрезденской галерее -- издание, о котором я давно мечтал! Сейчас я по магазинам практически не хожу -- благодаря этому ни в какие аферы не попадаю.

Актер и телеведущий Анатолий Дяченко:

-- Недавно я купил колбасу и копченые ребрышки в павильончике возле одного из киевских рынков. Когда покупал, продукты имели товарный вид, а на следующий же день покрылись плесенью. Видимо, они были не первой свежести, однако в магазине их «реанимировали» и… С тех пор я для себя решил: не делать покупок в магазинах, где клиентом не дорожат. Как правило, такие магазины располагаются возле вокзалов и у рынков, куда постоянный покупатель не заглядывает.

Не стоит, по моему мнению, приобретать дорогие вещи в других городах. Я, к примеру, купил в Донецке фотоаппарат, и он сломался на первом же кадре. С гарантийным талоном и чеком я со спокойной душой отправился в магазин, но там оказался выходной день. А вечером я уезжал в Киев. Приехав в Донецк через месяц на гастроли, я снова пошел в этот магазин, чтобы мне вернули деньги. Директор магазина сказал, что может только поменять аппарат на другой. «Но зачем мне два, если в Киеве я вынужден был купить второй?» -- недоумевал я. Пришлось обратиться в Донецкое общество защиты прав потребителей. Там отыскали закон, согласно которому у меня есть право на возврат денег. Однако их мне так и не вернули…

Консультировать -- работа продавца, которую ему оплачивает магазин

Если известные люди попадаются, что уж говорить о нас, смертных? Мерчандайзинг -- наука, призванная повышать объемы продаж, нынче предлагает сотни способов заставить посетителя добровольно расстаться с деньгами. О некоторых из этих способов рассказала «ФАКТАМ» доцент экономического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко кандидат экономических наук Юлия Субботович.

Выкладка товара: товар, в продаже которого супермаркет особо заинтересован, выкладывается на уровне глаз посетителя магазина. Как правило, это товар дорогой или с истекающим сроком хранения. Расположенный слишком высоко или низко, менее дорогой и хорошего качества товар плохо виден, а покупатель обычно ленится нагнуться или потянуться за ним.

На леность покупателя делают ставку, предлагая и расфасованные товары. Вам не хочется стоять в очереди, ждать, пока продукт отрежут, взвесят, упакуют?.. Значит, схватите готовое, и в этот момент удобно «сплавить» сыр или колбасу «второй» свежести.

Тех, кто пришел в супермаркет с ребенком, поджидает еще одна хитрость: возле кассы на уровне детских глаз располагаются товары, которые могут заинтересовать ребятишек. Редкая мама устоит, если малыш чего-то настойчиво просит. А магазину -- прибыль.

Цветовое оформление: особое внимание этому методу уделяют в магазинах одежды. Интерьер оформляется с учетом модных цветов сезона. В таком окружении посетитель подсознательно настраивается на приобретение вещи, которая поможет ему «причаститься» к моде.

Освещение: подсветка товаров в продуктовом магазине помогает «разогреть» аппетит покупателя. Под розовыми светофильтрами колбаса так и просится в рот, рыбу подсвечивают желтым светом, а кондитерские изделия с кремом -- тепло-белым. Чтобы не обмануться, нужно попросить продавца показать товар при обычном освещении.

Злую шутку подсветка может сыграть с вами и в магазинах одежды. Цвет платья или блузки может казаться более насыщенным, а иногда и совсем другим (синий -- черным, зеленый -- серым). Большое значение имеет освещение примерочных. При желтоватом вечернем человек, примеряющий одежду, наверняка понравится сам себе. Чтобы не попасть в эту ловушку, лучше всего приобретать одежду в магазинах с естественным освещением.

Музыкальный фон: музыка создает настроение, располагающее к покупке. В бутике женского белья потенциальных покупателей «гипнотизируют» французской лирикой, в винном магазине -- звучанием духовых инструментов, в магазине молодежной моды -- последними хитами. В супермаркетах ритмичные мелодии «организуют» движение посетителей и заставляют их выбирать товар в определенном темпе.

Ароматизация торгового зала: запах хорошего кофе в торговом зале напомнит покупателю, что у него дома запас этого продукта подходит к концу, а запах свежего огурца подстегнет забрасывать в корзину все без разбору. Интересно, что запахи используются в качестве стимуляторов продаж и в магазинах одежды, и в книжных лавках, и даже в компьютерных салонах. Это не «чистые» запахи, а «букеты».

Общение с продавцом: в некоторых магазинах продавцы инициируют контакт с покупателем, едва тот подходит к товару: «Подсказать что-нибудь?» Если же продавец даст десятиминутную консультацию, мы уже чувствуем себя как-то неловко -- столько времени заняли и ничего не купили! А ведь консультировать -- работа продавца, которую ему оплачивает магазин.

Так что, войдя в магазин, будьте начеку: опытные мерчандайзеры уже с порога начали за вами охоту. Музыка, приятные ароматы и дизайнерское оформление витрин сначала отвлекут ваше внимание, а потом… завлекут в ловушку.