У супругов, познакомившихся в туберкулезном диспансере, родился здоровый ребенок

0:00 — 25 березня 2004 eye 1021

Уже более 50 лет в Киеве работает единственное в Украине (и первое в бывшем СССР) отделение, где лечат зараженных туберкулезом рожениц

От туберкулеза умирает больше людей, чем от всех других инфекций и паразитарных болезней вместе взятых. Так, на планете ежегодно погибают около трех миллионов человек. В Украине эпидемия туберкулеза началась с 1995 года. Сейчас в стране зарегистрировано около 700 тысяч больных, у 120 тысяч из них активная форма туберкулеза. Это значит, что они могут заражать других. Самые высокие показатели заболеваемости в Херсонской, Николаевской, Харьковской, Запорожской, Луганской, Днепропетровской, Донецкой, Кировоградской и Одесской областях. Среди заболевших 65% -- незащищенные слои населения: неработающие люди трудоспособного возраста, пенсионеры, лица, освобожденные из мест лишения свободы. В прошлом году следственные изоляторы Украины приняли около трех с половиной тысяч человек, которые страдали активной формой туберкулеза. Тем не менее, несмотря на тяжелую болезнь, люди находят в себе силы бороться, создают семьи, рожают детей.

«Больница стала мне домом на целых два года»

-- Когда мы с Олегом начали встречаться, меня со всех сторон атаковали -- врачи, мама уговаривали: «Одумайся, у тебя с ним нет будущего», -- рассказывает 23-летняя Валентина. -- Я их понимаю: они меня, больную туберкулезом, едва поставили на ноги, а у Олега хроническая форма заболевания, у него шансы на излечение небольшие, так как его палочка устойчива к препаратам. Не знаю, как и объяснить, насколько изменяется жизнь человека с таким диагнозом. Парень, с которым я встречалась до болезни, оставил меня, со мной перестали общаться многие подруги. Да что говорить о знакомых, если родной отец не пускает в квартиру. С тех пор, как я заболела, ни разу не была там. Когда после выписки оформляла инвалидность и говорила, что перенесла туберкулез, люди подхватывались с места и отходили от меня подальше. Так что нет ничего удивительного в том, что все мои нынешние друзья и муж -- пациенты одного лечебного учреждения. Нам не приходится ничего скрывать друг от друга, у нас одни проблемы.

Валя заболела туберкулезом четыре года назад. Она училась в политехническом институте в Сумах, жила в общежитии. Врачи студенческой поликлиники назначали ей лечение от пневмонии, лимфаденита. Правильный диагноз девушке поставили только через полгода.

-- Я похудела за это время на 20 килограммов. Увидев меня, мама сразу поняла, что это тяжелая болезнь, и повела в больницу, -- продолжает Валентина. -- Туберкулез был уже в запущенной форме: я могла заражать окружающих. Меня определили на лечение в Киевскую городскую туберкулезную больницу N 1. Она стала моим домом на целых два года. Представьте, в этой унылой обстановке появляется человек, который приносит цветы, конфеты. Он меня покорил своим чувством юмора. Мы поженились полтора года назад, о ребенке я и не мечтала. В 14 лет я перенесла тяжелую гинекологическую операцию, после которой сохранилась лишь часть яичника. В карточке стоял диагноз -- бесплодие. Несмотря на советы врачей, я наотрез отказалась прерывать беременность. Почти все девять месяцев провела в специализированном акушерском отделении туббольницы. Поскольку мне негде жить, то я не очень расстраивалась. Олег находился в соседнем отделении. Восемь месяцев назад родился наш сын. Муж видел ребенка всего трижды. Чтобы взять его на руки, надевал маску.

После того как Валентина выздоровела, ее с сыном приняли родители Олега. В своей гостинке они отдали невестке комнату, а сами ютятся на кухне. Валя уже три года стоит на очереди по первоочередному получению жилья. Больным туберкулезом, которые выделяют микобактерии, государство должно предоставлять отдельное жилье в течение года. Однако, по словам заведующего кафедрой инфекционных болезней фтизиатрии и пульмонологии Медицинского института УАМН профессора Василия Мельника, только 10% нуждающихся получают квартиру.

-- Мы с Сашей прописаны у моего отца в трехкомнатной квартире, я подавала в суд на раздел имущества, -- рассказывает Валентина. -- Дважды отец не явился на заседание. Мне сказали, что на третьем суде, независимо от того, явится ли на заседание ответчик или нет, будет вынесено решение о разделе квартиры. Но как раз тогда суд Дарницкого района взорвали.

«Даже после того как я выздоровела, отец не пускает меня в квартиру»

-- У нас были нормальные отношения с отцом до моей болезни, -- говорит Валентина. -- И хотя я уже не заразна, он утверждает, что боится за маленького сына, который появился в его новой семье. Если бы у меня была своя квартира, я бы забрала маму в Киев, чтобы она присматривала за Сашей, а сама нашла работу. Сейчас нас полностью содержат родители супруга. У меня пенсия -- 61 гривня, у малыша -- 42, у мужа -- 71. Чтобы выздороветь, Олегу нужно не только хорошо питаться, но и покупать лекарства.

Валентина ждала ребенка, а родители собирали Олегу деньги на операцию. Чтобы у него закрылись каверны в легких, ему удалили семь ребер. Это должно было способствовать выздоровлению, но увы, Олег все еще находится в больнице, у него по-прежнему открытая форма туберкулеза.

-- Когда Валя поступила к нам, у нее практически затянулась каверна на легком, -- рассказывает заведующий акушерским отделением Олег Базелюк. -- Она проходила курс специальной противотуберкулезной терапии для беременных. Валентине сделали кесарево сечение, поскольку при естественных родах у нее могли открыться каверны. Мы не даем маме малыша, пока не обследуем обоих. К счастью, у мамы болезнь не обострилась, а ребенок был здоров, поэтому женщине разрешили его кормить. Но выписываем мы таких пациентов только через четыре-восемь недель. Делаем новорожденному прививку БЦЖ, и за это время у него вырабатывается иммунитет к палочке Коха.

-- В больнице мы с Олегом были не единственной парой. Со мной лежала женщина, ее муж находился в соседней палате, -- вспоминает Валентина. -- Когда находилась на сохранении, я познакомилась с девушкой, которая, как и я, встретила своего мужа в туберкулезной больнице.

По данным ВОЗ, в мире ежегодно заболевают туберкулезом около 9 млн. человек, из них 10% -- женщины. Печально то, что средний возраст заболевших -- 35 лет. Но болезнь не может заставить людей отказаться от шанса стать родителями.

-- Во времена Советского Союза врачи настаивали, чтобы женщины с открытой формой туберкулеза прерывали беременность. Считается, будто ребенок может заразится внутриутробно, но практика показывает, что это не так, -- рассказывает Олег Базелюк. -- Плацента -- мощный защитный барьер, через который палочка Коха не проникает. Наше отделение было открыто в 1950 году, и с тех пор у нас не было ни одного случая внутриутробного заражения плода. Ребенок может заразиться туберкулезом лишь после рождения, если будет контактировать с больным.

В Украине зарегистрировано 700 тысяч больных туберкулезом

-- У 60 процентов женщин в послеродовой период туберкулез обостряется, поскольку организм ослаблен, -- говорит Олег Базелюк. -- Чтобы этого избежать, наши родильницы находятся в отделении не менее месяца. Они проходят курс витаминотерапии, у них усиленное питание, насыщенное белком, который нужен для того, чтобы закрылась каверна в легком. В нашем отделении наблюдаются и рожают женщины, у которых открытая форма туберкулеза, те, кто когда-либо перенес недуг, был в контакте с больным. Пациенткам делают туберкулиновые пробы, при необходимости проводят рентгеновское исследование. Постоянно контролируют показатели крови, делают печеночные пробы, так как противотуберкулезное лечение небезвредно. Следствием такой терапии может стать hellp-синдром, при котором нарушается функция печени, развивается почечная недостаточность. Если этого не предотвратить, женщина и ребенок погибнут.

-- Женщины нередко скрывают, что больны, когда становятся на учет по беременности, -- продолжает Олег Базелюк. -- Кто-то не хочет, чтобы свекровь узнала, кто-то, столкнувшись с тем, что туберкулезных все страшатся, боится и здесь встретить такое отношение к себе. Вот и получается, что часто страдающие туберкулезом женщины рожают в обычных роддомах. Связь между акушерской службой и туберкулезными диспансерами не отлажена. Когда-то наше отделение было первым и единственным в Советском Союзе. В Москве и Ленинграде такие отделения появились гораздо позже. К нам поступали беременные из Средней Азии, Грузии, Азербайджана и других республик. А теперь даже не все больные туберкулезом киевлянки рожают здесь, что уже говорить о жительницах других городов Украины. Это отделение -- единственное в нашей стране, о его существовании знают даже не все врачи.

-- В нашей стране внедряется Национальная программа борьбы с туберкулезом, но ни одно государство усилиями только официальных структур еще не победило этот недуг, -- говорит заместитель председателя правления фундации общественного движения «Украинцы против туберкулеза» Игорь Горбасенко. -- Огромную работу могут и должны делать общественные организации. Многие люди просто не знают, как распространяется эта болезнь, как вести себя, чтобы уберечься, как распознать недуг. Два года назад был принят Указ Президента Украины, чтобы отмечать Всеукраинский День борьбы с туберкулезом 24 марта. Наша организация при участии ведущих специалистов Института фтизиатрии и пульмонологии им. Ф. Г. Яновского и Канадского фонда для врачей и пациентов Главного военного клинического госпиталя Министерства обороны Украины в этот день провела серию общеобразовательных семинаров, распространила печатную продукцию. Медики получили знания о новых методах диагностики недуга, знакомились с «масками» современного туберкулеза. Выбор учреждения не случаен, ведь солдаты долгосрочной службы оказываются в группе риска. Они вынуждены круглые сутки общаться друг с другом, подвержены психологическим и физическим нагрузкам, что негативно отражается на работе иммунной системы.

Самый распространенный симптом туберкулеза -- кашель, который длится более двух-трех недель. В таком случае нужно обязательно обратиться в поликлинику. Врач должен назначить анализ мокроты.

Если раньше лечение туберкулеза в Украине проводилось стационарно, и пациент вынужден был лежать в больнице больше года, то теперь, согласно новой стратегии, больного госпитализируют на два месяца. Если человек после двух месяцев лечения не выделяет микобактерии, его выписывают, и он продолжает лечение амбулаторно. Это позволяет вернуться к нормальной жизни, работать, учиться.