Часть галереи Градобанка наконец-то стала достоянием народа
Картинная галерея Градобанка сегодня является, пожалуй, наиболее известным художественным собранием в Украине. Ореол таинственности и скандала вот уже много лет окутывает эту коллекцию. Основатель галереи, бывший председатель правления Градобанка Виктор Жердицкий сидит в немецкой тюрьме, народные депутаты без устали трудятся над законопроектами, пытаясь решить, наконец, судьбу ценных картин, а сама коллекция скрывается от взоров ценителей в хранилищах Национального банка Украины.
Все это порождает массу сплетен и слухов, в частности, о том, что картины, среди которых присутствуют произведения величайших мастеров, уже давно украдены и проданы.
Между тем ряд работ из галереи Градобанка можно увидеть уже сегодня в Национальном художественном музее Украины. В двух залах выставляется небольшая часть собрания -- 72 картины. Но какие! От одного перечисления имен авторов просто захватывает дух: Тарас Шевченко, Давид Бурлюк, Александр Архипенко, Исаак Левитан, Василий Поленов, Константин Коровин, Александр Бенуа, Василий Верещагин, Иван Айвазовский. Вы еще можете успеть посетить эту выставку, которая будет экспонироваться в музее до 4 апреля.
Откуда же взялся этот осколок уже ставшей легендарной коллекции? Информация на стенде гласит, что до недавнего времени картины находились под арестом и сейчас переданы в собственность государства. Отныне они будут храниться в Национальном художественном музее. Рассказать подробнее, каким образом произошло дробление галереи, и о том, какую ценность представляют собой представленные картины и те, которые находятся в Национальном банке, «ФАКТЫ» попросили человека, который занимался подбором картин для галереи Градобанка, искусствоведа Эдуарда Дымшица.
-- Скажите, пожалуйста, как получилось, что коллекция Градобанка оказалась раздробленной?
-- В свое время, когда Градобанк начал испытывать серьезные финансовые трудности, возник вопрос о передаче его художественной коллекции в Национальный банк под залог кредита. При этом Виктор Жердицкий, по-видимому, понимал, что, скорее всего, обратно работы уже не вернутся. Он обратился ко мне с просьбой отобрать часть собрания, которая осталась бы в Градобанке.
-- Речь шла об отборе наиболее ценных экземпляров?
-- Нет. В хранилищах Национального банка сегодня находятся картины, которые имеют ничуть не меньшую ценность. Ставилась цель создать маленькую, но целостную коллекцию, представляющую определенное направление в искусстве. Возможно, она могла бы стать ядром нового собрания.
-- Какое же было избрано направление?
-- Здесь находятся работы мастеров русской школы живописи конца XIX--начала XX веков. Кроме того, было решено оставить несколько произведений западно-европейской живописи. В основном это картины, которые на тот момент нуждались в реставрации или подборе рамы. Их оставили для того, чтобы, если удастся, когда-нибудь привести в порядок. Коллекция современного искусства попала в Национальный банк. Там же оказалось собрание западно-европейской графики начала XX века (парижская школа), включая работы Пикассо, Дали, Матисса, Модильяни.
-- Каким же образом картины, не переданные в Национальный банк, оказались в Генеральной прокуратуре?
-- После того как Жердицкий был впервые арестован в Украине, решался вопрос об освобождении его под залог, который был назначен и в его состав, в частности, вошла и эта небольшая коллекция. С тех пор она находилась под арестом в прокуратуре и только сейчас передана на постоянное хранение в Национальный художественный музей.
-- Значительную часть коллекции составляет собрание современной украинской живописи. Покупались картины талантливых, но на тот момент малоизвестных художников. Прошли годы. Изменилось ли положение этих мастеров в мире искусства и выросла ли ценность картин?
-- Сегодня некоторые издания пишут, что мы за бесценок скупали картины у художников. Действительно, многие из приобретенных нами тогда картин стоят сегодня значительно дороже, чем за них уплачено. Однако я могу абсолютно уверенно заявить, что грабежом мы никогда не занимались. Просто на рынке сложилась такая ситуация. Очень многое в стране было почти даром. Например, мы очень дешево ездили в метро. Доллар тогда стоял дорого, доходы людей в валютном исчислении были маленькими, поэтому цена в 300--500 долларов за произведение искусства вполне устраивала художников. Конечно, нынче, когда национальная валюта стабилизировалась и доходы населения возросли, ситуация на рынке предметов искусства изменилась и работы такого уровня за эти деньги уже не купишь.
Кроме того, многие художники, чьи произведения есть в коллекции, добились известности. Соответственно, и их картины перешли в другую ценовую категорию.
-- Можно привести конкретные примеры?
-- Существовала, например, группа «Живописный заповедник», в которую входило пять художников: Александр Животков, Тиберий Сильваши, Анатолий Криволап, Николай Кривенко и Марк Гейко. Сегодня все они стали живыми классиками украинской живописи. Без них не обходится ни одна большая выставка или рейтинг современного искусства.
Естественно, что в связи с этим существенно увеличилась и стоимость их картин: теперь цена по крайней мере вдесятеро превышает ту, которую когда-то заплатил Градобанк. Каждая картина членов «Живописного заповедника» сегодня может быть продана за 4--6, а возможно, и за 10 тысяч долларов. И это не предел.
-- Будут ли эти картины дорожать еще?
-- Художественный рынок развивается приблизительно по одним законам во всем мире. Украина в этом процессе также участвует, хотя и несколько отстает от более развитых стран. А в мире сегодня существует тенденция к значительному подорожанию современных произведений искусства. Изучая каталоги аукциона «Кристис» за последние годы, я обнаружил, что, если сравнить цены картин из каталогов «Старые мастера» и «Послевоенное искусство», то в последних цены, превышающие миллион долларов, встречаются намного чаще.
О ближайшем будущем украинского рынка можно судить, например, по опыту Польши. Там картины художников, работавших в 50--60-е годы XX века, в последнее время стали стремительно дорожать. Если еще совсем недавно их стоимость исчислялась тысячами долларов, то сегодня счет пошел на десятки и даже сотни тысяч. Смело можно предсказать, что в ближайшее время вырастут и цены на картины украинских художников.
-- Когда-то в одном из интервью Виктор Жердицкий рассказал мне, что самой дорогой картиной в собрании является «Купальщицы» работы кубинского художника Марио Кареньо, которые присутствуют в нынешней экспозиции.
-- Это не совсем так. На сегодняшний день самой дорогой в коллекции Градобанка является работа Василия Кандинского, находящаяся в Национальном банке. Хотя картина Кареньо -- это действительно очень ценное произведение. Она написана в 1938 году и относится к периоду наибольшего творческого расцвета художника. В то время, когда Градобанк ее приобретал, она стоила 200--250 тысяч долларов. Теперь ее цена поднялась до 500 тысяч. На Кубе, например, где Кареньо является признанным корифеем изобразительного искусства, она заняла бы центральное место в экспозиции национального музея.
-- А что собой представляет работа Кандинского?
-- В основе картины эстамп (изображение, которое наносится на бумагу типографским способом с оригинальной печатной формы, изготовленной самим художником. -- Авт. ). Но после того, как эстамп был отпечатан, Кандинский дополнительно проработал его кистью.
Еще когда коллекция пребывала в банке, стоимость этой работы оценивалась в 500 тысяч долларов. Что на ней изображено -- трудно перевести на язык слов. Это абстрактная графическая композиция.
-- Как вам удалось собрать картины современных художников -- понятно. Но откуда взялись работы старых мастеров, да к тому же зарубежных? Где вы их нашли?
-- Многие люди считают, что все работы великих художников давно висят в музеях. Но это не так. Приблизительно половина шедевров искусства находится в руках частных коллекционеров. Многие работы приобретались еще тогда, когда ни покупатели, ни художники не знали, что эти картины могут стоить миллионы.
Работы иностранных мастеров у нас тоже можно найти. Люди ведь не сидят на месте. Они переезжают из страны в страну, ездят в командировки и на отдых. И часто привозят с собой картины. Кто-то получает их в наследство. Поэтому, если хорошо поискать, в Украине можно сделать весьма неожиданные находки.
-- То есть вся коллекция Градобанка собрана в Украине?
-- Мы, даже если хотели бы, не могли привезти картины из-за рубежа. Тогда еще царила неразбериха в налогообложении таких произведений искусства. Поэтому в начале 90-х годов в Украину картины практически не ввозились.
-- В прессе время от времени появляются сообщения о том, что вообще неизвестно, сколько картин было в собрании Градобанка и, пользуясь этим, часть коллекции могут похитить.
-- Такие заявления не имеют под собой оснований. Учет состава коллекции велся очень тщательно и, конечно же, все картины были пересчитаны. Когда коллекция передавалась в Национальный банк, работала большая двухсторонняя комиссия, которая все экспонаты тщательнейшим образом переписала. Их оказалось 778. Есть, правда, и другая цифра, отличающаяся от этой приблизительно на десяток. Она возникла из-за того, что некоторые произведения живописи -- диптихи, триптихи (целостные работы, состоящие из двух или трех картин. -- Авт. ) -- Градобанк считал как две или три картины, а Национальный банк -- как одно целое. Существует также оценка части коллекции, попавшей в Национальный банк. Она составляет 5 миллионов 176 тысяч 650 долларов.
К картинам, находящимся в НБУ, следует прибавить еще 72 полотна, которые сегодня выставлены в Национальном художественном музее. Их оценивали отдельно. Я при оценке не присутствовал, но, насколько мне известно, они стоят около полутора миллионов долларов.
Таким образом, никакой неопределенности в вопросах о составе и стоимости коллекции нет. По моему мнению, разговоры о том, что какие-то картины из коллекции могли пропасть, безосновательны. Я, конечно, не могу лично проверить хранилища Национального банка, но уверен: все ценности учтены настолько хорошо, что ничего пропасть не могло.
К сожалению, дальнейшая судьба галереи Градобанка, даже после полной ее передачи в музей, незавидна. Коллекция, которая когда-то собиралась как единое целое, будет разрознена. Об этом корреспонденту «ФАКТОВ» рассказала заместитель директора по научной работе Национального художественного музея Украины Алина Кондратюк:
-- Традиционно в музее произведения искусства группируются по периодам. А поскольку в коллекции находятся картины, написанные в разное время, то они будут размещены в экспозициях соответствующих периодов. Однако на табличках обязательно укажут, что картины поступили в составе собрания Градобанка.
Некоторые полотна, принадлежащие кисти классиков украинского искусства (Крыжицкого, Мурашко), сразу найдут свое место в Национальном музее. Коллекция современного искусства -- в новом корпусе на Институтской улице, где планируется разместить картины XX--XXI веков. Там же предполагается представить отдел западно-европейского искусства, в который попадут соответствующие картины из галереи Градобанка.
Возможно, в самом скором времени мы увидим и остальные картины из галереи Градобанка. Верховная Рада приняла Закон «О передаче коллекции изобразительного искусства АО «Градобанк» в государственную собственность».
Деньги на выкуп коллекции Кабмину надлежит предусмотреть в бюджете на 2005 год, а Национальному банку предписано до 31 декабря 2005 года завершить передачу картин в Национальный музей. Также в следующем году должны быть предусмотрены средства на достройку нового (»долгострой» на улице Институтской) и реконструкцию существующего корпусов музея. Есть надежда, что ценители искусства через два года смогут увидеть полное собрание картин Градобанка в новых помещениях Национального художественного музея.