В крупных городах мира автомобилисты, застряв в очередной пробке, с грустью смотрят вверх и думают о том, как здорово было бы пересесть на вертолет или самолет и навсегда забыть о часах, убитых в бесконечном стоянии. Во многих странах частное воздушное движение уже перестало быть редкостью. Первое место по количеству вертолетов, находящихся в частной собственности, уверенно держит Нью-Йорк.
По утрам в небе над городом, который никогда не спит, гудит целый рой летательных аппаратов. Все они спешат на Манхэттен. Пройдет еще пара лет, и в Нью-Йорке станет тесно не только на улицах! Каждый небоскреб здесь оборудован посадочной площадкой. На них садятся вертолеты корпораций, муниципальных служб, а также те, которые находятся в частной собственности. В крупных компаниях офисы руководителей расположены на верхних этажах. Это не только символ положения человека, занимающего высокий пост, но и элементарное удобство: прилетел на службу на вертолете, сел на крыше, зашел в здание и сразу попал за свой рабочий стол.
К услугам жителей и гостей Нью-Йорка вертолеты-такси. Чаще всего их используют для экскурсий над городом или полетов в аэропорт. Одна «поездка» обходится в 350 долларов.
Главную конкуренцию Нью-Йорку составляет бразильский город Сан-Паулу. Воздушное движение там начало развиваться еще 30 лет назад. Сейчас в небе над Сан-Паулу одновременно летают порой до 500 вертолетов! Власти вынуждены были выделить несколько воздушных коридоров специально для частных полетов.
Европейцы более консервативны, чем американцы. Власти Лондона, например, крайне неохотно дают разрешение на частные полеты над городом. Они полагают, что шум пропеллеров может нарушить покой жителей британской столицы. Даже миллиардер Мохаммед аль-Файед не смог добиться права сажать свой вертолет на крышу собственного универмага «Хэрродс». Впрочем, отношение британских властей к аль-Файеду давно известно.
Во Франции с этим проще. В этой стране модно выбирать недвижимость, разглядывая ее с борта вертолета. Так купил себе квартиру в Париже кутюрье Житруа. Легендарный художник Сальватор Дали облетел всю Каталонию, прежде чем остановил свой выбор на замке в Фигейросе.
За последние пару лет вертолетный бум добрался и до Москвы. В российской столице достаточно посадочных площадок. Семь находятся на крышах крупных клиник. Площадка для президента страны размещена на крыше Кремлевского дворца, есть и резервная, которая находится в Нескучном саду. Сесть можно и на крышу Большого театра. Все высотные здания в Москве, по нормам безопасности, строятся сейчас с посадочными площадками. Проблема только с разрешением, которое дает исключительно Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации. Заявку следует оформлять как минимум за сутки. Перед вылетом разрешение необходимо запросить вторично. Поэтому большинство московских владельцев вертолетов держат свои винтокрылые машины на загородных участках. Но и там для полетов нужно иметь разрешение.
И все же частные вертолеты в небе над Москвой появляются все чаще. Не так давно один из них совершил срочную посадку на автозаправочной станции. Ошарашенные автомобилисты смотрели, как пилот заливает полный бак 95-го бензина. Затем вертолет «Робинсон-44» плавно взмыл вверх и был таков. А персонал модного в Москве ресторана «Царская охота» уже привык к тому, что несколько постоянных посетителей прилетают на обед на своих вертолетах!