Політика

Офицер, убравший щит с рекламой кафе, которое принадлежало его начальнику, был признан психически больным

0:00 — 8 травня 2003 eye 291

Сотрудник одной из силовых структур Украины в рамках своих служебных полномочий, ни на йоту не отступив от буквы ведомственной инструкции, распорядился убрать рекламный щит, установленный в нарушение существующих норм. Делая это, он и не подозревал, что щит рекламирует кафе, принадлежащее… его начальнику. Результат его действий оказался неожиданным: ведомственный психиатр признал неосторожного офицера непригодным к службе.

Психиатрия до сих пор является одной из наибольших зон риска, где нарушаются права человека

Лишившийся работы и не имеющий перспектив найти ее вновь -- с такими-то документами! -- уволенный в отставку офицер обратился к врачу Ассоциации психиатров Украины, а тот пришел к выводу, что отставник психически абсолютно здоров. Поскольку следствие по этому факту еще не закончено, ни фамилий участников конфликта, ни ведомства, где он произошел, пока не называем. Но в ассоциации рассказали, что это уже второй случай, когда «трудовые» конфликты решаются с помощью психиатрии, и оба они произошли в силовых ведомствах, которые имеют собственных психиатров, ежегодно осматривающих всех сотрудников. Ада Коротенко, судебный психиатр Ассоциации психиатров Украины с 32-летним судебно-психиатрическим стажем и соавтор книги «Советская психиатрия. Умысел и заблуждения», считает разрешение трудовых конфликтов с помощью психиатров не менее страшным преступлением врачей, чем карательная советская психиатрия, превращавшая в «овощи» сомневавшихся в преимуществах строя, или чем попытки решить при помощи нужного диагноза квартирные, наследственные и прочие имущественные проблемы.

За 12 лет работы врачи и юристы Ассоциации психиатров убедились в том, что психиатрия у нас до сих пор является одной из наибольших зон риска, где нарушаются права человека. Только в прошлом году к ним обратились с жалобами две тысячи человек, а вообще в последнее время число обратившихся за помощью к этой общественной организации каждый год увеличивается на 500--600 человек. Не всем удавалось помочь, многие требовали не юридического, а исключительно человеческого участия -- это на самом деле больные люди, которым соцработники помогли получить пенсию или место в интернате.

Увы, сотрудникам ассоциации не удалось вспомнить ни одного случая, когда бы врач, поставив заведомо неправильный диагноз, понес за это ответственность. И не только потому, что отличить умысел от заблуждения очень сложно, а психиатры, как и прочие врачи, имеют право на ошибку. В Харьковской области, например, абсолютно здоровая, но надоевшая мужу женщина два года провела в «психушке» -- ее мужу удалось договориться об этом с врачом. Безумно скучавшая по своим детям женщина несколько раз пыталась бежать из больницы -- ее возвращали (»ФАКТЫ» в свое время первыми написали об этой истории). В конце концов какие-то незнакомые люди помогли ей, и она вырвалась на свободу. Обследовавшись в больнице Павлова, женщина получила заключение о том, что здорова. После этого против врача, насильно державшего здорового человека в психушке, было возбуждено уголовное дело, его успели завершить и даже передать в суд, рассказала Ада Коротенко. Но в суде случился пожар. В огне не сгорело ничего, кроме сейфа, в котором хранилось это дело. Сейчас оно по крупицам восстанавливается и, может быть, благодаря упорству сотрудника Украинско-американского бюро по защите прав человека Григория Марьяновского мы еще дождемся торжества справедливости. В обычной же практике суды, даже решая вопрос в пользу людей, пострадавших от недобросовестных психиатров, не выносят частного определения в адрес экспертизы, признавшей пострадавшего в зависимости от обстоятельств дела дееспособным или недееспособным. А ведь именно благодаря этой экспертизе человек лишился жилья, наследства, работы и т. д.

Международные доноры к реальным, а не политизированным проблемам Украины охладели

К сожалению, Ассоциация психиатров Украины, более десяти лет существовавшая при помощи и поддержке многих международных организаций, помочь пострадавшим от произвола уже не сможет, поскольку прекращает свою деятельность. Об этом накануне первомайских праздников заявила координатор проектов этой организации Юлия Пиевская.

-- Сейчас нам без конца звонят люди и интересуются, как можно попасть на прием. А когда мы начинаем объяснять, что больше не будем оказывать услуги, одни спрашивают, что делать, куда теперь обращаться, а другие и вовсе грозят, что, мол, будем на вас жаловаться… А куда жаловаться?

Оказывается, причина прекращения деятельности этой безусловно необходимой людям организации в том, что закончились средства. В последний год ассоциация работала, получив от фонда «Вiдродження» грант на сумму около 10 тысяч долларов. Теперь спонсировать некому. Проблемы, существующие в психиатрии, отечественное чиновничество не только решать -- артикулировать не приучено. Впрочем, и входить в зависимость от государства общественной организации негоже. Ведь и существует она для того, чтобы у людей был выбор: обращаться за экспертизой в Институт социально-судебной психиатрии, в Центр судебно-психиатрической экспертизы или сюда -- все эти экспертизы одинаково правомочны. Или выбирать, к кому обращаться за юридической помощью: к адвокатам, которые гонорар уже требуют по западным стандартам, а работают зачастую «по-советски», или в некоммерческую организацию -- Ассоциацию психиатров Украины, где такая помощь оказывается бесплатно.

К сожалению, рассчитывать на благотворительность отечественных бизнесменов не приходится -- ведь как раз они-то, по словам юриста организации, чаще всего и отбирают квартиры, гаражи и прочую недвижимость у тех, кому помогала ассоциация. А международные доноры к реальным, а не политизированным проблемам Украины как-то явно охладели.