Події

«дешевый перочинный ножик оказался тупым -- он не срезал даже волоски на руке. И тогда я понял, что мне предстоит», -- вспоминает 27-летний американский скалолаз арон ралстон, ампутировавший себе правую кисть, которую придави

0:00 — 16 травня 2003 eye 10086

Спортсмен, совершивший одиночные восхождения на 49 вершин, в ближайшее время намерен покорить еще шесть 14-тысячников в штате Колорадо

10 мая американский путешественник Арон Ралстон выписался из больницы Святой Марии в городе Гранд-Джанкшен (штат Колорадо). Неделей раньше имя Ралстона облетело весь мир, а его фотографии поместили все крупнейшие газеты и журналы по обе стороны Атлантики. 27-летний скалолаз отрезал себе перочинным ножом руку, так как для него это был единственный способ остаться в живых: Арона придавил к скале огромный валун. «ФАКТЫ» писали об этом происшествии 6 мая. Выйдя из больницы, американец дал пресс-конференцию, во время которой рассказал о том, что ему пришлось пережить.

Когда мать стала молиться за Арона, он почувствовал невероятный прилив энергии

26 апреля Арон Ралстон отправился в каньон Голубого Джека, который по праву считается одним из самых красивых в штате Юте. Он расположен на территории Национального парка «Каньонлендс». Скалолаз не стал предупреждать о своей вылазке ни родителей, ни друзей, уверенный в том, что это будет легкая однодневная прогулка. Сначала все шло по плану. Затем Арон заметил три огромных валуна, за которыми виднелся проход, вернее, узкая щель, этакое ответвление от основного каньона. Он решил обследовать этот проход. Ралстон попытался взобраться на громоздившиеся друг на друге камни, как вдруг один из них пришел в движение и намертво пригвоздил правую руку скалолаза к отвесной стене каньона.

«Я попытался освободиться, но мне это не удалось. Расшатать валун не получалось, он был слишком тяжелым. Достал перочинный нож из кармана и попробовал левой рукой отбить осколок либо от камня, либо от скалы. Это тоже не получилось… » -- вспоминает Арон.

… Когда все было позади, Ралстон рассказал родителям, что он чувствовал в тот момент. Общаясь позже с репортерами, скалолаз был уже не так откровенен. Но о переживаниях сына поведал его отец Ларри Ралстон.

«Сначала у Арона началась паника. Ему понадобилось все его самообладание, чтобы взять себя в руки. Оценив ситуацию, мой парень понял, что у него есть четыре варианта: его могут найти спасатели или другие скалолазы, ему, может быть, удастся расшатать валун с помощью своего снаряжения, ему стоит попробовать долбить стену каньона и ему предстоит… отрезать себе руку. Был и пятый вариант -- смерть, но Арон не стал рассматривать такую возможность. Из режущих инструментов у него был только перочинный ножик. Четвертый вариант сын оставил напоследок… » -- говорит Ларри Ралстон.

Родители Арона привыкли к его долгим походам. Он был влюблен в горы, обожал путешествия. Год назад Арон во имя своей страсти даже оставил работу инженера-механика. Когда нужны были деньги, он несколько раз ходил в спасательные экспедиции в горах Нью-Мексико. За это время у него выработалась привычка не сообщать отцу и матери, куда он направляется в очередной раз. Сын звонил домой, лишь когда поход был уже завершен, и тогда во всех подробностях делился своими впечатлениями. Мать ругала Арона за такую скрытность, но он всякий раз отвечал ей, что болтать о планируемом восхождении или путешествии -- плохая примета. Донна Ралстон знала, что в этот раз сын уехал ненадолго. И начала волноваться, лишь когда Арон не позвонил через два дня. Она вызвала одного из его друзей, и тот взломал электронную почту Ралстона в надежде узнать, где его нужно искать.

«Я все время молилась за Арона и просила Господа, чтобы он послал на меня все напасти, которые были уготованы моему сыну… » -- рассказывает Донна, нервно теребя небольшую абстрактную фигурку из слоновой кости, висящую у нее на шее. Это талисман Арона. Он был с ним и в каньоне Голубого Джека.

Никто не знает, помогли ли молитвы матери американскому скалолазу. Однако он утверждает, что на третий день пребывания в каменном капкане почувствовал невероятный прилив энергии и уверенности в себе. Странное совпадение, но 28 апреля в США отмечался Национальный день молитвы. «Я благодарен тем, кто произносил в этот день добрые слова, обращенные к Богу. Клянусь, я словно услышал эти молитвы, которые соединились в нечто целое с моими и с теми, что шептала моя мать… » -- признается Ралстон.

«Сначала с помощью велосипедных спиц я сломал себе лучевую и локтевую кости»

Именно 28 апреля он решился на ампутацию. У него закончились запасы воды (пять литров) и пищи (два буррито -- мексиканские лепешки с мясной или овощной начинкой -- и несколько крошек от кекса, прилипших к обертке, которую Арон забыл выбросить). Валун не сдвинулся даже на миллиметр, стена каньона оказалась крепкой, как алмаз.

«Тогда я впервые взял нож и попробовал резать им руку. Но он оказался тупым. Я не смог даже срезать волоски на своей кисти! Я понял, что мне предстоит испытать, и отложил ампутацию», -- вспоминает Ралстон.

Но он не отказался от операции. Когда у него возникла мысль о том, что хорошо бы завещать родителям, чтобы они кремировали его и развеяли прах на вершине горы Хэндис-Пик, куда Ралстоны совершили совместное восхождение, Арон понял, что пора готовиться к ампутации. «Сначала я подточил свой ножик о камень. Я знаю, многие спрашивают, что это был за нож. Дешевая подделка перочинного ножа «Малти тул» фирмы «Летерман». Приобрел за 15 долларов. В нем, конечно, много всяких лезвий, есть еще щипчики, отвертка и какие-то иные приспособления. Но за такие деньги настоящую вещь не купишь! Вот когда я пожалел о сэкономленных долларах… » -- говорит Ралстон.

Но даже наточенным ножом нельзя было перерезать кости. «Я много времени потратил на изготовление специального приспособления. Взял несколько велосипедных спиц и смастерил из них «костоломный аппарат». Теперь мои хирургические инструменты были готовы. Сначала я сломал себе лучевую кость. Через несколько минут тем же способом справился с локтевой костью. Боль была сильная, но я старался не обращать на нее внимания. И взял в левую руку нож… Не знаю, как я со всем этим справился. Мне потребовалось около часа, чтобы завершить ампутацию… » -- рассказывает Арон.

Но на этом его мучения на закончились. Кое-как перебинтовав кровоточащую правую руку (Ралстон отрезал себе кисть), он из последних сил спустился на дно каньона с 20-метровой высоты. Там немного отлежался и пошел за помощью. Кровотечение усиливалось. Скалолаз преодолел более 12 километров, прежде чем наткнулся на группу туристов. Те сразу же вызвали вертолет спасателей, который и доставил Ралстона в больницу Святой Марии.

Врачи обработали покалеченную руку и сформировали культю, чтобы Ралстон смог в будущем пользоваться протезом. В больнице скалолаз провел десять дней. На пресс-конференции он выглядел бледным и уставшим. Заявил, что это будет первое и единственное его общение с журналистами. Причины такого решения объяснять не стал.

Отец Арона сообщил, что его сын в скором времени намерен снова отправиться в поход. «У него есть мечта -- покорить все 14-тысячники (горные вершины высотой 14 тысяч метров. -- Авт. ) в Колорадо. Их 55. На 49 Арон уже совершил одиночные восхождения. И он не намерен отступать!» -- утверждает Ларри Ралстон. Кроме того, Ралстон-малдший давно хотел поближе познакомиться с горой Маккинли на Аляске.

P. S. Пока Арон Ралстон лежал в больнице, группа из 13 человек -- его друзья и несколько спасателей из парка «Каньонлендс» -- отправились к злополучному валуну. С помощью нескольких домкратов и подъемника им удалось сдвинуть камень с места. Кстати, валун оказался вчетверо тяжелее, чем думал Арон. Он оценил его в 90 килограммов, но друзья и спасатели утверждают, что камень весит все 360! Неудивительно, что скалолаз не мог сдвинуть такую махину… Кисть Арона отвезли врачам, но те объяснили, что не могут совершить чудо. Отрезанная рука Ралстона пока лежит в больничном морге. Арон отказался даже взглянуть на нее.