Но не похоронит ли он вчерашнюю?
Тем, кто выезжает из столицы по так называемой Новообуховской трассе, Церковщина является по правую ее сторону, зеленея холмами, в недрах которых таятся следы не только праславян -- современников Рождества Христова, но и легендарной трипольской культуры. В свое время исследователей привел в Церковщину пещерный монастырь, имеющий собственную удивительную историю.
Однако сегодня археологами изучена лишь центральная часть подземной обители. Периферия (так называется прилегающая к ней территория) таит еще много непознанного. Но на склоне горы, которая эти тайны скрывает, сегодня начаты земляные работы, ставящие под угрозу целостность исторических памятников.
Не так давно по лабиринтам этих подземелий шастали искатели приключений, оставляя после себя бутылки и окурки. Казалось, что при нынешнем безденежном существовании Музею истории Киева не спасти святыню, но вот храм возрожден: в дни церковных праздников здесь зажигаются свечи и курится ладан. Служба правится на церковнославянском языке
-- Мы никогда не оставляли Церковщину без внимания, -- рассказала «ФАКТАМ» заведующая отделом «Киев подземный» Музея истории Киева Елена Воронцова. -- Ведь это уникальная территория! От самого Нестора-летописца мы знаем о том, что сюда приходил в поисках уединения святой Феодосий Печерский -- один из основателей Киево-Печерской лавры. После его кончины иноки лавры устроили в Церковщине скит -- маленький монастырь, подчиненный лаврскому настоятелю. Обитель сначала была пещерной, и лессовые стены келий сохранили имена некоторых насельников. Позже, как и в лавре, здесь воздвигли наземный каменный храм и деревянные кельи.
В XV веке монастырь запустел и пребывал в безвестности до 1835 года, когда пещеры открыли для посещения. Опекавший их ректор киевской Духовной академии Иннокентий Борисов (богослов с европейским именем) отмечал, что если лаврские подземелья ради тысяч паломников украсили и укрепили, то пещеры урочища Церковщина остались такими, как в древности. Многоэтажные, с храмами и часовнями, кельями и усыпальницами, погребами и протяженными галереями, они и теперь поражают каждого, кто приходит сюда.
В 1900 году монастырь был восстановлен. Его слава широко разнеслась, и появились желающие найти здесь пристанище. В годы революции в монастыре было более 150 насельников, среди которых нашли убежище потомки гетмана Даниила Апостола братья Владимир и Николай Жеваховы. Первый прославился как киевский меценат, второй -- как писатель.
Паломников привлекала и красота пейзажа, на фоне которого расцвел монастырь. Газета «Киевлянинъ» в 1900 году отмечала достоинства Церковщины как «в высшей степени привлекательного и редкого по красоте даже для киевских окрестностей места». Но после революции киевляне этой красотой могли любоваться только издалека. Сначала монастырь отвели под зону лишения свободы, а впоследствии в нем разместили санаторий МВД.
Историки, однако, не забывали про Церковщину. Благодаря их стараниям в 1979 году территория урочища была объявлена заповедной, а в 1987-м пещеры и фундаменты каменной древнерусской церкви монастыря получили статус памятников археологии. В 1991 году в урочище начала работу археологическая экспедиция Музея истории Киева. Спустя год пещеры были переданы нам, и ученые приступили к расчистке заваленных частей подземелий с помощью сотрудников санатория и многочисленных энтузиастов. В 2001 году МВД Украины вернуло церкви часть наземных построек, в которых возродилась монастырская жизнь.
Казалось бы, все пришло в равновесие. Рядом с теми, кто лечится в санатории, трудятся иноки и ученые, воссоздавая благодатную атмосферу, которой издревле славились эти места. Но вот на северном склоне горы, возвышающейся над монастырем, затеяли строить мототрек. Уже снесены десятки деревьев, срезан слой грунта по линии предполагаемых трасс. На самой же горе, согласно проекту, предстоит красоваться паркингу. А ведь под землей могут быть обнаружены неизвестные прежде участки пещер, и там, помимо слоя трипольской, тшинецкой, скифской и зарубинецкой культур, возможно, скрываются следы поселений XI-XII веков -- того самого «села монастырского», куда, по словам Нестора-Летописца, ходил святой Феодосий!
Из письменных источников мы знаем, что находили в пещерах первые их исследователи: монашеские могилы, предметы утвари, даже вериги! Однако многое снесено временем революций и войн. Неисследованные же участки пещер наверняка хранят то, что может восполнить потери. Но как поведет себя лессовая почва, когда по ней пройдут бульдозеры, а затем промчатся мотоциклы?
Работы в местах расположения археологических памятников должны согласовываться с Управлением культурного наследия и реставрационно-восстановительных работ столичной госадминистрации. Так что слово его представителю.
-- Федерация мотоспорта Украины обращалась к нам по поводу предварительного согласования места расположения трасс мотокросса возле урочища Церковщина, -- говорит главный специалист отдела охраны археологического наследия Виталий Мазур. -- При этом нам представили материалы, согласно которым никаких земляных и строительных работ на данном участке вести не предполагалось. Представители федерации были предупреждены: в случае проведения земляных и строительных работ проектная документация должна быть согласована с нашим управлением и Институтом археологии НАН Украины.
Почему же этого не сделали? Чтобы разобраться в этом, мы с вице-президентом федерации Михаилом Ротаром отправились на место событий. Оказалось, что мототрасса была проложена несколько десятилетий назад, здесь тренировались гонщики, которые приносили славу Советскому Союзу. Михаил Эммануилович так вдохновенно о них рассказывает, что, кажется, сама встала бы в ряды устроителей соревнований, которые намечено провести здесь в сентябре. Тем более, что соревнования-то непростые -- заключительный этап мирового чемпионата! Провести его у себя для Украины большая честь. Но трасса не использовалась почти два десятка лет, заросла, и теперь ее нужно восстанавливать, чем, собственно, и занимается федерация.
Однако не могу я стать единомышленницей Михаила Эммануиловича. Престиж страны, сроки -- все это уже было на моей памяти. Запуски спутников к славным датам, завершение строек к юбилеям А потом -- жертвы и слезы. Здесь такими последствиями не пахнет. Но Со времени распада Союза мы слышим с трибун о том, что большевики сделали с Киевом: «Уничтожили город храмов и монастырей! Раньше колокольни и церкви были самыми высокими зданиями и стояли на самых красивых местах, а потом столицу изуродовали. Рядом с лаврой поставили Родину-мать, например». А разве происходящее сегодня -- не то же самое? Только большевики открыто искореняли религию. Те же, кто нынче посягает на духовные святыни, похоже, ведут двойную игру. Мир оказал Украине честь? А давайте посмотрим, как сам он относится к своей истории.
Бельгия, Германия, Франция Оттуда, с Запада, к нам пришли не только машины, «сделанные с умом» -- для облегчения жизни человеку. Оттуда пришли к нам и некоторые понятия, рожденные заботой о жизни духовной. Например, представление об исторической среде. Прежде у нас тоже охранялись памятники истории и культуры, но они напоминали залетных птиц в контексте советских пейзажей. Сейчас же мы говорим о сохранности исторической среды. Тот самый Париж, откуда веют на нас ветры сексуальной моды, любовно пестует остатки римских терм, стилизуя под древнюю кладку близлежащие постройки. Тот самый Берлин, который готов бесконечно обновляться, лишь бы удовлетворить потребности горожан в удобствах, не стал восстанавливать купол церкви, пострадавшей во время воздушного налета в 1943 году. Церковь сделалась не просто музеем -- фрагментом исторической среды.
Нужно ли приводить итальянские, бельгийские примеры, которые, кстати сказать, убеждают, что подобное отношение к памятникам не только полезно в духовном плане, но и выгодно в материальном? Бесконечные потоки туристов оставляют в музеях огромные деньги.
В Церковщину, которая лишь несколько лет назад благодаря самоотверженности энтузиастов обрела привлекательный для паломников вид, только прокладываются туристические тропы. Перспективу же затмевают намеченные на сентябрь гонки. Но, может быть, потому, что устроители не знают, на что посягают? И мы с Михаилом Ротаром отправляемся в пещеры.
Подземелье встречает нас прохладой (здесь летом и зимой температура держится на уровне 12--14 градусов). Взяв свечи, следуем за своим гидом, осторожно нащупывая под ногами почву. Стены лабиринтов то здесь, то там проваливаются в кельи. «Игумен Бонифатий здесь ходил» Ниши для божниц, лежанки. А иные монахи и без лежанок обходились -- их заменяли вырубленные в лессовой почве «седалища». На них послушники спали сидя, делая лишь короткие перерывы в физических и духовных трудах.
Сколько душ искало спасения в этих стенах на протяжении веков! Но у нынешних любителей приключений не дрогнула рука, когда они испещряли их сквернословием. Сотрудники музея, однако, не стирают такие надписи: почва, в которой прорыты пещеры, предсказуема далеко не всегда, тронешь -- и в этом месте может посыпаться. Именно поэтому так переживают музейные работники по поводу восстановления мототрассы. А если скорректировать планы федерации?
Михаил Эммануилович задумывается. Неужто экскурсия сделала свое дело? Пытаюсь выяснить это у моего спутника, а он Говорят: чужая душа -- потемки. Но мне открылся ее свет.
-- У меня есть духовный брат, -- делится Михаил Эммануилович. -- Бывший гонщик, он оставил мир и ушел в монастырь. Накануне нашей с вами встречи он мне приснился. Взял за руку и повел к иконе. Оказавшись в подземном храме, я понял, куда он меня вел
То, что для меня чудо, для нашего гида вещь вполне обыкновенная. По его словам, уже бывало, что жертвователей приводили в Церковщину знамения. Так, один монах увидел здешний пещерный храм сначала во сне. А узнав, что обитель на самом деле существует, пожертвовал на нее деньги.
А чем обернется для Церковщины новое знамение?
Когда этот материал был готов, я узнала, что между Федерацией мотоспорта и Музеем истории Киева ведутся переговоры. Похоже, что в результате них Украине не потеряет ни своего настоящего, ни своего прошлого