Ученые предупреждают, что за экзотическими названиями могут скрываться методики влияния на людей, представляющие опасность для психики
Недавно жители Симферополя обнаружили в своих почтовых ящиках приглашения к «опытным психологам и специалистам по эриксоновскому гипнозу». И, надо сказать, были заинтригованы: ведь «специалисты» обещали развить индивидуальные способности их детей. Узнав об этом, пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии сделала заявление, в котором предупредила граждан, имеющих детей, об опасности, подстерегающей участников рекламируемых «тренингов» -- дескать, они небезобидны для психического здоровья человека. Но кто-то прислушался, а кто-то махнул рукой: мол, чего ждать от священников -- они всегда против прогресса, а нам детей учить
В семьях, где есть завтрашние первоклассники, лето -- сезон сомнений и тревог: «Ваш уже читает -- с какой скоростью?» «Ваша считает А до скольки?» За три месяца, оставшиеся до первого звонка, родители пытаются наверстать упущенное, поэтому готовы броситься в объятия каждому, кто обещает «развить индивидуальные способности», «обучить скорочтению», «натренировать на эффективное запоминание разной информации». Этим и пользуются практики, зарабатывающие на новомодных технологиях обучения немалые деньги: скорочтение -- до 300 гривен, запоминание -- до 500.
Папы и мамы готовы выкладывать эти деньги, потому что из собственной школьной практики знают, как трудно дается, например, иностранный язык. А тут обещают, что им можно овладеть за полгода, а то и за три месяца Но мы разговаривали с людьми, которые, собираясь за границу, форсировали изучение английского. Очень многие жалуются на самочувствие (»голова идет кругом», «устаю до тошноты»). Не каждому дается и скорочтение. Ведь если в обычном режиме человек воспринимает 100--200 слов в минуту, то овладевшие скорочтением одолевают текст со скоростью от 400 до 1500 слов. Это значит, что включаются ресурсы, до сих пор не востребованные. Каким образом?
Организаторы всех этих курсов, как правило, твердят о не подлежащих раскрытию «ноу-хау». На самом же деле используют очень известные вещи, среди которых ведущую роль играет нейролингвистическое программирование (НЛП). Этот метод психовоздействия, основанный на мощном влиянии языковых форм и структур на сознание и подсознание человека, изначально создавался в медицинских целях, но быстро переместился из медицины в бизнес. Специалисты НЛП расставляют сети, где им только не лень. Даже организуют вечеринки с погружением в бессознательное, обещая поменять жизненный код участников на более успешный. Услуга имеет спрос -- кому не хочется, чтобы ему повезло? А семинары и тренинги, организуемые пропагандистами НЛП, ну на каждом шагу! Учат «эффективному общению», «агрессивному маркетингу», «принципам создания сект», «организации скандальных шумих»
Правду сказать, в возможности «энэлпистов» верят далеко не все даже из тех людей, что клюют на рекламу, многим просто хочется экзотики. А вот криминальный мир очень даже живо интересуется технологиями программирования психики людей. Изменять вкусы, формировать потребности, внушать сомнения в убеждениях, вызывать симпатии и антипатии -- все это в силах тех, кто называет себя «энэлпистом». Немецкий журнал «Шпигель» не так давно писал о сексуальных преступлениях, ставших возможными благодаря «психокоррекции». Материалы, разъясняющие суть НЛП, стали появляться в российской и украинской прессе. Это побуждает «энэлпистов» путать следы -- и на сцену выходит «эриксоновский гипноз».
«Возьмите журнальчик!» -- окликнул одного из авторов этих строк паренек на недавней выставке «Образование и карьера -- 2003». Открываем и в глаза бросается яркая реклама тренинга по эриксоновскому гипнозу. За 180 у. е. клиентов обещают научить технике введения в транс, приемам внушения и гипнотического воздействия. Из рекламного текста следует, что «объектом» воздействия может стать любой, поскольку в технологии отлавливания людей, представляющих для гипнотизера интерес, нет ничего настораживающего. У вас спросят, который час или как пройти в библиотеку, а когда вы зевнете, чихнете, закашляетесь, рассмеетесь или просто переведете дыхание (эти моменты тренеры учат отслеживать, потому что они отвлекают сознание «объекта» и открывают доступ к его подсознанию), озвучат мысль, которую вы затем будете считать собственной.
Догадливый читатель увидит в этом все то же нейролингвистическое программирование и будет прав. Дело в том, что НЛП есть не что иное, как разработка последователя американского ученого Эриксона, давшего имя этому методу. Знающие люди говорят: чтобы заниматься «эриксоновским гипнозом», нужно быть Эриксоном. На тренингах и семинарах же сертификаты выдают всем, кто пожелает. Чтобы понять, чем это чревато, нужно хоть одним глазком заглянуть в лаборатории ученых, занимающихся проблемами сознания.
Исследования, результаты которых были опубликованы еще в «Вестнике Академии наук СССР», выявили, что вокруг любого биологического объекта благодаря его жизнедеятельности образуется сложная картина физических полей, несущих информацию об этой биосистеме: это тепловое и радиотепловое излучения, электрические и магнитные поля, акустические сигналы и т. д. Совокупность этих полей образует так называемую ауру.
Российский академик Акимов пишет: «Имея в виду, что аура -- очень сложное образование, можно говорить об ауре в целом, а можно -- о разных составляющих ее полей: об ауре тепловой, об ауре торсионной, об ауре гравитационной, об ауре электростатического поля, электромагнитного поля и т. д. Аура -- эта та сложная и разная по физическому проявлению полевая структура, которая окружает пространство, примыкающее к телу человека».
Более того, последние научные изыскания показали, что в системе биополей, собственно, и формируется сознание. В коре головного мозга не обнаружены центры мышления и отсутствуют специфические структурные образования, регулирующие эти функции.
Еще Гераклит высказывал мысль о том, что «сила мышления находится вне тела». Нынче у него много единомышленников в ученом мире, которые уверены: «Мозг нужно рассматривать как блок считывания информации, хранящейся в биополевой системе, ибо психический процесс вынесен за пределы этого органа».
В 1996 году в Москве состоялась конференция «Наука на пороге XXI века -- новые парадигмы», участники которой констатировали: дальнейшее развитие науки невозможно без учета феномена, который мы называем биополем. Поскольку биополе является информационной службой, которая, получая сигналы извне, управляет живым организмом.
Действуя в русле этой установки, мы и отправились в Институт физики НАН Украины, к доктору физико-математических наук профессору Михаилу Курику, которого попросили высказать свое мнение по поводу новомодных методов обучения.
-- Я не против прогресса, -- говорит Михаил Васильевич, -- но я категорически против того, чтобы вмешивались в процессы, которые пока не изучены. Физики вам скажут: человек -- это квантовая система. Она живет в режиме приема и передачи информации на определенных частотах. Случается, что какой-то человек заговорит с вами -- и вы вдруг чувствуете упадок сил. Это потому, что в звучании его речи есть такие частоты, которые нарушают ваше энергетическое равновесие. А если этот человек, пользуясь определенными методами, внедряет слово в ваше подсознание?
Сознание человека определяется накопленным опытом на бесконечном эволюционном пути. Если изобразить путь эволюции человека прямой, идущей из минус-бесконечности в плюс-бесконечность, а текущее состояние сознания -- точкой на ней, то отрезок прямой от минус-бесконечности до данной точки будет отображать подсознание. А отрезок после -- сверхсознание. Подсознание есть сознание прошлого, сверхсознание -- будущего.
Тот, кто пытается вторгаться в подсознание и его изменять, часто лишается рассудка. Это ли не подсказка: не посягайте на святое! Но когда дело идет о деньгах, такие подсказки игнорируются.
Объем информации, содержащийся в подсознании и сверхсознании, огромен, и жизнь наша стала бы невозможной, если бы не существовало телесного фильтра, позволяющего защищаться от лишней информации. И он есть. Ученые называют его «заглушкой», за которой присматривает мозг. Ослабить контроль мозга над «заглушкой» можно, введя человека в транс. Но это значит нарушить режим взаимодействия с питающим его информационным источником.
На Западе уже созданы институты экологии сознания, а мы не только не пытаемся защитить его от различных вторжений, но влезаем в психику, не изучив в совершенстве все ее механизмы, -- утверждает Михаил Курик. -- Человек века скоростей хочет быстро выучить иностранный язык, сэкономить время за счет скорочтения Однако он не задумывается о последствиях. Что значить сбить ритм восприятия информации пусть даже с целью стимулирования способностей? Это значит сбить ритм психических процессов, восстановить который потом практически нельзя. А невроз, эпилепсия, шизофрения, возникшие в результате сбоя, -- не слишком ли высокая цена за амбициозное желание что-то делать быстрее других? В Киеве есть лаборатория, занимавшаяся исследованиями биополя людей до того, как они прошли курс одного из тех «интенсивов», о которых идет речь, и после. Какую деформацию биополе претерпело!
Любые изменения на клеточном уровне приводят к изменению в полевой системе личности. (Суперсовременная установка, созданная закрытым российским ВНИИ «Бинар», просматривая биополя человека, диагностируя человеческий организм, обнаруживает патологические процессы и очаги за 5--7 лет до их клинического проявления). И наоборот, любая деформация биополя обязательно скажется на функционировании органов и систем организма, на работе его клеток и даже состояния молекул.
Но это одна сторона дела. А вот другая. Если событие, ради которого человек пришел в этот мир, совершается, то легко рассчитать, когда он уйдет из жизни. Рано расцветшие таланты, как правило, долго не живут. «Интенсив» -- это выжимание из человека всего, что он может. Во имя чего? Чтобы он как можно раньше выполнил свое земное предназначение?
Кстати сказать, недолгим было пребывание на Земле и всех, кто занимался источниками психической энергии. Когда-нибудь человеку дано будет постичь их тайны, но не раньше, чем его физическая сущность придет в гармонию с духовной. Но до этого еще далеко. Мы овладели знаниями, которыми не умеем распоряжаться. Нам дан мозг, потенциал которого далеко не исчерпан, но, вместо того чтобы мобилизовать его возможности, человек придумал компьютер. Придумал? Давно ясно, что открытия делают те, кто очень хочет их сделать -- им и дается ключ от Вселенской библиотеки знаний. Но дальше-то что? Опутав Землю Всемирной паутиной, люди напоминают пожирающих друг друга пауков.
Но как бы там ни было, скажут родители, а детей учить надо. Причем таким образом, чтобы они не отставали от века. А мы и не против. Только советуем: берегите сознание ребенка, развивайте его естественные способности.