Події

Кавалер ордена почетного легиона шарль азнавур: «у меня великое множество наград, но я их не ношу. Иначе бы я выглядел, как советский генерал»

0:00 — 23 травня 2003 eye 464

Во Львове, куда знаменитый шансонье специально прилетел на торжественную церемонию освящения Кафедрального собора Армянской апостольской церкви, «французу с армянской кровью» вручили Большой рыцарский крест

-- Мой папа -- гений! Я обожаю его, постоянно слушаю его песни и даже, как он, пишу стихи, -- сказал «ФАКТАМ» Миша Азнавур, сын легендарного шансонье, в минувшую субботу прибывший вместе с отцом во Львов.

Невысокий, сухощавый и невероятно обаятельный Шарль Азнавур не выглядит на свои 79 лет. Его день по-прежнему расписан по минутам. «Я француз с армянской кровью», -- говорит певец о себе. Его отец -- армянин из Грузии, мать -- армянка, бежавшая от турецкого геноцида 1915 года. Шарль, как никто, помогает своей исторической родине. Когда в Армении во время землетрясения 1988 года погибли 50 тысяч человек, Азнавур перечислил республике 3 миллиона долларов. Шансонье не забывает о своих корнях, и армяне благодарны ему. В воскресенье Шарля Азнавура, прибывшего во Львов на освящение Кафедрального собора Армянской апостольской церкви, посвятили в рыцари. Шансонье был вручен Большой рыцарский крест.

«Этому Азнавуру еще не вырезали его пораженные раком голосовые связки?»

-- Ваше самое мрачное воспоминание о сцене?

-- У меня только самые хорошие воспоминания! -- отвечает Шарль Азнавур. -- Было страшно трудно, но в какой профессии бывает легко, когда ты только начинаешь? Пока не придет успех -- все трудно.

Азнавур провел на сцене более 60 лет. Его путь к славе был тернист. Это были времена, когда публика хотела видеть на сцене красивых певцов, с лицом голливудского идола. Маленький, щуплый, горбоносый Азнавур, обладающий странным, «неправильным», голосом, совсем не вписывался в этот образ. Голос Азнавура убивает песню, -- утверждал один продюсер. -- Ему бы иметь горло покрепче. Публика не готова его слушать. Зрители шокированы. Чтобы привыкнуть к тому, как он поет, понадобится столетие, не меньше». Журналисты и критики топтали Азнавура. Продюсеры в последнюю минуту снимали его песни с программы. В радиоэфире про Шарля говорили: «У нас появился новый исполнитель с чудовищным лицом, двойник Квазимодо. Слушая, как поет господин Азнавур, невольно спрашиваешь себя: «А почему бы калекам на деревянной ноге не начать выступать на сцене?» А однажды на Елисейских Полях Шарль услышал про себя следующее: «А что, этот -- как его? -- Азнавур, ему еще не вырезали пораженные раком голосовые связки?» Но певец терпел. И продолжал записывать свои новые песни, выступать в кабаре, концертных залах, и даже варьете «Крэйзи Хорс» -- в перерывах между сеансами стриптиза.

-- Что нужно, чтобы завоевать Париж?

-- Не думаю, что артистам удается завоевать Париж, скорее Париж завоевывает артистов. В этом вся разница.

Шарль знает, что такое, когда ты никому не нужен, когда пресса и телевидение выливают на тебя потоки грязи. Но Азнавур всегда был упрям. «Понадобилось 20 лет, прежде чем я добился успеха. Меня освистывали, публика бросала в меня банки из-под пива, -- говорит певец. -- Но я выдержал. И научился держать удар».

«Тебе нет смысла торчать на сцене», -- говорила Азнавуру Эдит Пиаф

-- Какие отношения связывали вас с Эдит Пиаф?

-- Это была многолетняя дружба. Ее не опишешь одной строкой. Мы были друзьями и сообщниками.

Азнавур познакомился с Пиаф в 1946 году. Она вывела его в люди, но он за это дорого заплатил. Восемь лет «малыш Шарль» был при ней, выполнял все ее требования и капризы. Пиаф унижала его беспардонно. Он писал для нее тексты, но она согласилась взять у него всего семь песен. Эдит ревновала Азнавура к успеху.

«Шарль, сделай это! Шарль, сделай то! Шарль, ты позвонил туда-то? Шарль, ты написал что-нибудь новенькое?» -- «У меня есть две-три идейки, Эдит». Этого было достаточно, чтобы Пиаф взвилась: «Ты начинаешь кучу песен, но ни одной не заканчиваешь! Раз ты ни на что не годен, я запрещаю тебе писать!»

Чтобы избежать этих сцен, Азнавур прятался, писал по углам, там, где она не могла его найти. Однажды Шарль показал ей текст «Я ненавижу воскресенье». В тот день Пиаф была не в духе: «И это для меня? Ты что, думаешь, я это буду петь? Это дерьмо, самое настоящее, слышишь?» -- «Значит, вы не хотите эту песню, Эдит? И я могу распоряжаться текстом, как захочу?» -- «Засунь его себе в… » -- бросила Пиаф. Когда же Азнавур отдал текст Жюльетт Греко и песня моментально стала шлягером, Эдит устроила Шарлю дикий скандал.

«Поди-ка сюда, малыш. Теперь ты отдаешь мои песни Греко?» -- «Но Эдит, вы же сказали, что вам она не нужна». -- «Ты что, принимаешь меня за кретинку?! Ты мне не говорил, что отнесешь ее Греко! Думаешь, можешь меня надуть?»

Похоже Пиаф доставляло удовольствие мучить Азнавура. Эдит выпускала Шарля на сцену в своих концертах, чтобы заполнить паузы, но если публика вдруг проявляла интерес к хрупкому парню с необычным голосом, Эдит делала все, чтобы помешать успеху Азнавура. На следующий день Пиаф говорила:

«Сегодня ты не будешь петь второй, четвертый и пятый куплеты». «Но Эдит, песня потеряет всякий смысл», -- пытался протестовать он. «Я знаю лучше тебя, милый мой. Тебе нет смысла так долго торчать на сцене. Ты не нравишься зрителям. И потом, твои куплетики не стоят и гроша».

И Шарль повиновался. «Ничего страшного, я учусь профессии», -- думал он. Ему требовалось много терпения, чтобы не злиться, не скандалить, ничего не требовать и не уходить от Пиаф. «Судьба -- это материал, который надо ковать, как железо», -- говорит теперь Азнавур.

Сын Шарля Азнавура собирается купить землю в Армении

-- Какая награда вам наиболее дорога?

-- Я кавалер ордена Почетного легиона, это большая честь. У меня есть великое множество других знаков отличия, но я их не надеваю. Иначе бы я выглядел, как советский генерал.

Успех пришел к Шарлю в 1957-м. Первую овацию шансонье устроили во время его выступления в знаменитой «Олимпии». С тех пор публика стала сходить с ума по Азнавуру. Аншлаги по всему миру, платиновые диски, всевозможные премии -- такой славы, всемирной, неубывающей, почти полувековой не было ни у кого из французов. Американский журнал «Таймс» назвал Азнавура лучшим певцом столетия!

Два года назад Азнавур ушел со сцены. «Я не становлюсь моложе. Даже если внешне еще крепок, и голос тот же, -- говорит он. -- Это как у заядлых курильщиков: одни бросают сразу, другие постепенно. Я отношусь ко второй категории. Хотя что касается сигарет, курить я бросил сразу… »

P. S. После Львова Шарль Азнавур посетил Киев, а затем повез своего сына Мишу в Ереван.

-- Отец уговорил меня поехать, -- сказал Миша Азнавур. -- Я в первый раз увижу Армению. Мне очень интересно. Я даже собираюсь купить там землю. Нет, дом пока строить не буду. Просто я Телец по гороскопу, и потому мне важно иметь свой клочок земли.

В материале использованы отрывки из книг Симоны Берто «Пиаф» и Ива Сальга «Шарль Азнавур»