Світ

Недалеко от города трабзон в густом тумане разбился украинский самолет яъ-42, на борту которого находились 62 испанских военнослужащих и 13 членов экипажа

0:00 — 27 травня 2003 eye 585

«Пожар был таким сильным, что я не мог приблизиться к обломкам самолета минут 15--20… » -- говорит турецкий священнослужитель, ставший очевидцем авиакатастрофы

Вчера в 3. 40 по киевскому времени в 35 километрах от турецкого города Трабзон разбился самолет Як-42, принадлежавший авиакомпании «Украинско-Средиземноморские авиалинии». На его борту находились 74 человека -- 62 испанских военнослужащих, входивших в состав международных миротворческих сил в Афганистане, и 13 членов экипажа. По данным турецких властей, в результате катастрофы не выжил никто.

Як-42 выполнял рейс по контракту с ООН. Самолет направлялся из Бишкека (Киргизия) в Сарагосу (Испания). В Трабзоне ему предстояла дозаправка. Экипаж дважды пытался посадить Як-42 в турецком аэропорту, но мешал густой туман. Пилоты сообщили диспетчерам, что не видят посадочную полосу и сигнальные огни. Затем связь с бортом была утеряна.

Очевидцы рассказывают, что услышали сначала оглушительный взрыв. Местный священнослужитель Саит Топджу говорит, что сразу побежал на звук. «Я увидел языки пламени. Пожар был таким сильным, что я не мог приблизиться к обломкам самолета минут 15--20… » -- утверждает он. Турецкое телевидение показало первые кадры после катастрофы -- черные оплавленные куски металла. Более-менее уцелела лишь хвостовая часть Як-42…

Министерство обороны Испании подтвердило факт гибели 62 своих военнослужащих. В Афганистане они пробыли четыре месяца. Их сменили 15 мая. 41 человек служил в составе элитной бронетанковой дивизии «Брунете», 21 -- в Королевских Военно-воздушных силах.

В воскресенье украинский самолет забирал миротворцев из Афганистана. В Бишкеке было запланированное приземление для дозаправки. Работники киргизского аэропорта говорят, что проверили техническое состояние самолета. Оно было безупречным. Представитель компании «Украинско-Средиземноморские авиалинии» заявил агентству Рейтер, что разбившийся самолет был оснащен всем необходимым оборудованием и отвечал всем требованиям, предъявляемым к авиатехнике, задействованной в миротворческих операциях.

Компания «Украинско-Средиземноморские авиалинии» была создана в 1999 году. С апреля 2000 года она выполняет регулярные и чартерные рейсы в целый ряд стран, включая Испанию. Президентом авиакомпании является гражданин Ливана. Разбившийся в Турции Як-42 был застрахован акционерным страховым обществом «Бусин» (Киев) на 2 миллиона долларов.

Предварительное расследование, проведенное сотрудниками МЧС Украины, которые немедленно прибыли на место катастрофы, показало, что самолет развалился на две части при ударе о землю. Взрыв и пожар произошли уже после этого удара.

По данным МЧС Украины, заказчиком рейса в Сарагосу являлась российская компания «Волга-Днепр». С Украиной у нее самые тесные деловые связи. «Волга-Днепр» -- крупнейший оператор тяжелого транспортного самолета «Руслан» на мировом рынке. В октябре прошлого года компания подписала с АНТК им. Антонова соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает приобретение ею четырех самолетов Ан-140 и трех реактивных самолетов Ан-148.

Президент Украины Леонид Кучма выразил соболезнования родным и близким членов экипажа и испанских военных, которые погибли в катастрофе украинского самолета Як-42 в Турции.

По данным МЧС Украины, на борту самолета Як-42 находились 13 членов экипажа

1. Командир Куценко Владимир Николаевич (Киев) 2. Командир Ситник Николай Александрович (Киев) 3. 2-й пилот Слатвинский Сергей Федорович (Киев) 4. 2-й пилот Пилипянко Игорь Николаевич (Борисполь) 5. Бортинженер Широков Дмитрий Евгеньевич (Киев) 6. Бортинженер Ференець Вячеслав Борисович (Киев) 7. Бортпроводник Головина Юлия Николаевна (Киев) 8. Бортпроводник Мошкович Екатерина Сергеевна (Киев) 9. Бортпроводник Янченко Александр Анатольевич (Борисполь) 10. Бортпроводник Гладкая Юлия Александровна (Киев) 11. Инженер Гутрин Николай Робертович (Киев) 12. Инженер Березовский Евгений Александрович (Борисполь) 13. Флайт-менеджер Молочка Дмитрий (Россия)